Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.
Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………
- развитие новых производств и предприятий, модернизация производств вооружения и военной техники, а также внедрение современных технологий для производства конкурентоспособной, наукоемкой продукции;
2. Создание и развитие нового направления - инжиниринг срок 3-5 лет (к 2015 году):
- создание базы для роста, новое направление бизнеса - Инжиниринг;
- формирование компетенций в области управления проектами и инжиниринга на основе лучшей международной практики;
- создание альянсов и приобретение компаний, специализирующихся на инжиниринге;
- создание фундамента для географической экспансии - занятие лидирующей позиции на рынке Казахстана.
Третий этап – срок 5-10 лет (к 2020 году).
1. Экспансия:
- развитие новых направлений инжиниринга;
- в среднесрочной перспективе - выход на рынки инжиниринга России и Средней Азии;
- в долгосрочной перспективе - выход на развивающиеся рынки Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии.
На сегодняшний день наиболее актуальны меры, проводимые Фондом на первом этапе, поскольку начальный этап всегда является одним из сложных и задает траекторию дальнейшего развития ситуации. Так, для оптимизации структуры и ключевых процессов в Группе Компании Фондом были рассмотрены три альтернативных подхода к реструктуризации текущего корпоративного портфеля Компании:
- мягкая реструктуризация;
- избирательная реструктуризация;
- жесткая реструктуризация.
В
результате оценки альтернативных подходов
на основе ряда критериев (экономический
эффект, социальный эффект, эмоциональный
эффект и стратегический эффект), был
выбран избирательный подход. Избирательный
подход к реструктуризации предусматривает
консолидацию машиностроительных предприятий
Компании в три основных отраслевых дивизиона,
при этом их деятельность будет сфокусирована
на НИОКР, закупках, сборке, продажах и
послепродажном обслуживании конечного
продукта - комплексного оборудования.
Механизм перехода к дивизионам будет определен в процессе разработки бизнес-планов дивизионов и детальной программы реструктуризации.
Проведение
модернизации и обновления производства
будет способствовать созданию современного
машиностроительного
Обеспечение
социально-экономической и
Ввод нового оборудования, применение новых технологий позволят снизить затраты на производство продукции, повысить производительность труда, увеличить чистую прибыль предприятий Компании.
Модернизация, обновление производства и повышение производительности труда предприятий Компании будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- замена физически и морально устаревшего оборудования путем приобретения высокотехнологического оборудования, специализированного транспорта и механизмов;
- реконструкция, капитальный ремонт производственных помещений и оборудования, изменение схемы расположения участков, оптимизация внутризаводских транспортных потоков, строительство новых объектов;
- автоматизация производства, приобретение современной оргтехники и программного обеспечения;
- повышение квалификации персонала (обучение, переподготовка кадров).
Создание базы для развития инжинирингового бизнеса является одним из основных этапов реализации инвестиционной политики государства в отрасли машиностроения и также станет предметом следующей Программы реструктуризации.
В настоящее время закладывается фундамент для осуществления процесса создания нового направления – Инжиниринг.
Инжиниринг будет направлен на комплексные инжиниринговые услуги, включая: проектирование, разработка ТЭО, закупки оборудования, управление проектами по строительству, монтажу и наладке, обучение персонала и организация финансирования.
Основными предприятиями для развития инжиниринга станут АО «НИИ «Гидроприбор» и ТОО «Единый центр внедрения систем управления вооружением».
Необходимо осуществить переход от жестко интегрированной производственной системы к сборке конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, при этом основными источниками прибыли станут доходы от реализации комплексного продукта и сервисного обслуживания.
Необходимо
развивать деятельность в сфере
инжиниринга, начиная с элементов
цепочки ценности, обеспечивающих доступ
к конечному потребителю услуг
и минимальные начальные
В
результате принимаемых Фондом мер
будет построена новая модель
бизнеса, обеспечивающая устойчивый рост
стоимости бизнеса, посредством эффективного
машиностроительного бизнеса и развития
перспективного направления – инжиниринг.
Портфель компании будет сфокусирован,
все ресурсы, и усилия Компании будут сконцентрированы
на достижения лидирующей позиции в определенных
отраслевых сегментах. Компания реализует
экспортный потенциал наукоемкой продукции,
осуществляя свою деятельность не только
на рынке Казахстана, но и на растущих
рынках России, Средней Азии, Ближнего
Востока, Африки и Юго-Восточной Азии.
Компания будет преобразована в Стратегический
холдинг, который будет добавлять существенную
ценность, входящим в его состав предприятиям.
В Компании будут установлены стандарты
корпоративного управления, соответствующие
лучшей международной практике, что наряду
с высокой эффективностью бизнеса обеспечит
инвестиционную привлекательность группы.
3.3
Пути совершенствования
национальной системы
институтов развития
РК и повышения
эффективности их
функционирования
Необходимость создания институтов развития и эффективность их деятельности остается открытым вопросом на сегодняшний день. Так, существует мнение, что государство не должно создавать специальные организации для целей обеспечения экономического развития, а лишь должно обеспечивать наиболее общие предпосылки функционирования бизнеса – институциональной среды предпринимательской деятельности, благоприятного инвестиционного климата. В то же время, другое мнение заключается в том, что в современной экономике более высокая эффективность обеспечивается за счет финансовой, организационной и информационной синергии государства и бизнеса, а не за счет усилий одного только частного предпринимательства. Это особенно важно для стран с несовершенной институциональной средой, с недостаточно развитыми рынками и недостаточно эффективным государством, к числу которых можно отнести и Казахстан. Последствия финансового кризиса показали верность второй точки зрения касательно казахстанской экономики. На данном этапе своего развития Казахстан может ждать, пока постепенное «естественное» улучшение институциональной среды приведет к снижению общей неопределенности и рисков и тем самым к снижению издержек ведения бизнеса: это означает сознательное замедление развития российской экономики и ее запланированное отставание от конкурентов. Так, как было указано выше, была создана национальная система институтов развития под единым началом АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Однако следует учитывать, что функционирование институтов развития не свободно от рисков, которые сопровождают практически любое государственное вмешательство в экономику. Залог успеха деятельности институтов развития заключается в соблюдении баланса между рядом противоречивых требований. Отклонение от «оптимального баланса» ведет либо к потере институтами развития способности к дальнейшему функционированию, либо к невозможности решить поставленные перед ними задачи. Речь идет о следующих балансирующих друг друга требованиях:
• финансовая устойчивость институтов развития – высокая общественная отдача от поддерживаемых проектов;
• финансовая устойчивость институтов развития – трансформация привлекаемых средне- и краткосрочных сбережений в долгосрочные инвестиции;
• диверсификация ресурсов между большим числом проектов для усиления общесистемного воздействия институтов развития и снижения инвестиционных рисков – необходимая концентрация ресурсов для решения крупных задач;
• защищенность от лоббистского влияния и коррупции – тесное взаимодействие с бизнесом для определения направлений деятельности.
При нарушении баланса требований актуализируются следующие риски:
1) риски значительных финансовых потерь институтов развития, ведущие к утрате ими финансовой устойчивости, в том числе:
-
риск неполной оценки
-
риск неадекватных методик
-
риск «политически
-
риск коррупции, то есть
2) риски неполучения адекватной общественной отдачи от деятельности институтов развития, в том числе:
-
риск нечеткого установления
целей и задач для институтов
развития, что приводит к дезориентации
их менеджмента и принятию
решений (в том числе
-
риск ошибочного выбора
-
риск добросовестного
-
риск недофинансирования
-
риск «сверхфинансирования»
-
риск недостаточной
-
риск сохранения «узких мест»
в смежных отраслях, что не
позволяет реализовать
-
риск предъявления институтами
развития завышенных
-
риск непрозрачности
-
риск неэффективности
Указанные риски возникают и реализуются не только в развивающихся, но и в развитых странах. Однако, если их нельзя устранить полностью, ими все же можно управлять и пытаться снизить их до минимума путем выстраивания четкой и продуманной системы управления институтами развития с использованием ряда международно признанных принципов, призванных регулировать деятельность институтов развития. Так, можно выделить основные из них и проанализировать их наличие в казахстанской системе институтов развития, для выявления путей повышения эффективности деятельности ИР.