Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    В рамках данного вопроса Фонду необходимо проработать по каждому институту развития вопросы:

  • расширения (включения) участия предпринимательского сообщества в формировании политики институтов развития, в том числе путем включения в органы управления институтов развития независимых представителей (директоров);
  • введение требований к формам обязательного раскрытия информации об условиях предоставления услуг институтами развития для их потенциальных пользователей;
  • введение требований к формам регулярного обязательного раскрытия информации о результатах деятельности институтов развития;
  • создание дискуссионных площадок для публичного обсуждения этих результатов с участием представителей государства, бизнеса, научного сообщества, экспертов и широкой общественности, а также для формулирования предложений по совершенствованию деятельности институтов развития.

    Потенциальным пользователям услуг институтов развития должна быть предоставлена  возможность гарантированного бесплатного  и оперативного доступа к информации об услугах, оказываемых институтами  развития. На данный момент существует недостаточная информационная открытость как финансовых, так и нефинансовых институтов развития. Для решения этого вопроса Фонду необходимо;

    - сформировать единый информационный ресурс, в котором будет содержаться исчерпывающая информация о деятельности институтов развития, включающая, помимо прочего информация для «потребителей» услуг институтов развития:

    • о принципах финансирования и/или иной поддержки проектов;

    • о требованиях к поддерживаемым проектам;

    • о требованиях к инвесторам и принципам софинансирования проектов на условиях частно-государственного партнерства;

    • о порядке рассмотрения заявок и перечне и содержании требуемых документов и др.

    - следующим шагом может стать построение единой информационной сети, в которой содержится информация, необходимая для осуществления государственного контроля и мониторинга институтов развития, включая информацию о реализованных и реализуемых проектах, основных параметрах их поддержки и о финансовых показателях института развития.

    11. Гибкость используемых  средств поддержки  бизнеса, открытость  дизайна программ  и проектов для  корректировки, активное  использование лучшего  зарубежного опыта.

    Поскольку бизнес-среда и общеэкономические  условия меняются достаточно динамично, а предусмотреть все возможные  риски и «узкие места» при запуске  нового института развития практически  невозможно, то для эффективной работы институты развития должны быть достаточно гибкими, чтобы обеспечивать возможность  их «перенастройки» в случае необходимости. Это требование достаточно сложно сформулировать исчерпывающим образом, но как принцип  организации работы института развития он должен быть закреплен – если не на уровне нормативных актов, то хотя бы на уровне индивидуальных стратегий конкретных институтов развития.

    Кроме того, поскольку в мире накоплен огромный и разнообразный опыт функционирования институтов развития, целесообразно  обеспечить открытость системы институтов развития к общению с зарубежными  коллегами, заимствованию новых  инструментов, форм и методов работы. Полезным инструментом для оценки эффективности  институтов развития может быть их «бенчмаркинг» (benchmarking) – сопоставление  результатов и издержек их деятельности с результатами и издержками аналогичных  зарубежных институтов развития.

    Таким образом, развитие деятельности Фонда  «Самрук-Казына» в вышеназванных  направлениях позволит повысить эффективность  функционирования всей системы институтов развития РК.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В настоящее время в казахстанской экономике сохраняется ряд финансовых, институциональных и инфраструктурных барьеров, препятствующих ее диверсификации и переходу к устойчиво высокому долгосрочному росту. Во-первых, объем долгосрочных заемных ресурсов, который способен предложить отечественный частный финансовый сектор, неадекватен инвестиционным потребностям экономики. Во-вторых, в неразвитом состоянии находится инфраструктура (финансовая, производственно-технологическая, кадровая), обеспечивающая функционирование инновационного бизнеса и коммерциализацию результатов научных разработок. Это препятствует развертыванию устойчивых и воспроизводящихся инновационных цепочек «фундаментальные исследования – прикладные НИОКР – коммерческие технологии». В результате затрудняется процесс модернизации отечественной экономики, а также воспроизводства ее научного и инновационного потенциалов. В-третьих, казахстанские производители, выходящие на международные рынки, находятся в далеко неравных конкурентных условиях по сравнению с экспортерами из других стран. Условия поставки высокотехнологичной продукции на внешние рынки зачастую не соответствуют принятым стандартам вследствие ограниченных возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабости системы послепродажного обслуживания, адаптации продукции к требованиям конкретного заказчика и др.

    При инерционном развитии негативное воздействие  этих барьеров на экономическую динамику может усилиться. Снять эти барьеры  способно формирование эффективной  системы институтов развития.

    Глобальный  финансово-экономический кризис заставил Казахстан пересмотреть свою стратегию  развития, стратегические цели и механизмы  их реализации. С началом кризиса, осознанием его причин и необходимости  кардинальной перестройки финансовой системы пришло понимание необходимости  перехода от стратегий роста к  устойчивому эффективному развитию и смены стратегических целей  и показателей. Так, в качестве инструмента  прямого государственного воздействия, направленного на стимулирование приоритетных отраслей либо регионов, были выбраны  институты развития.

    С 2001 года в Казахстане начался процесс  создания отдельных институтов развития таких как: Банк Развития Казахстан, Инвестиционный Фонд Казахстана, Фонд развития предпринимательства «ДАМУ», Государственная корпорация по страхованию  экспортных кредитов и инвестиций и  др. Однако каждый из этих институтов функционировал самостоятельно. В 2008 году было создано Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», объединяющий под своим началом систему институтов развития и национальные компании. Основной задачей Фонда стало управление и повышение эффективности функционирования индивидуальных ИР, призванных аккумулировать средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов.

    Главным документом стратегического развития Казахстана в потскризисный период стала государственная программа  форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. В рамках Программы  определены 7 приоритетных направлений: развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации. Для достижения целей Программы главным оператором назначен Фонд «Самрук-Казына», который призван управлять эффективным выполнением задач Программы в каждом из приоритетных направлений соответствующим институтом развития. От деятельности институтов Фонда будет зависеть, насколько успешно будут реализованы Программы Правительства, так как основными источниками финансирования индустриальных и инфраструктурных проектов сегодня являются институты развития, и, прежде всего, Банк Развития Казахстана.

    Финансовые  итоги 2010 года по отношению предыдущему году свидетельствуют о положительной тенденции по всем институтам развития. В большинстве компаний наблюдается опережающий рост доходов компаний над расходами, что в целом отразилось на увеличении финансового результата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, по итогам полугодия по всем ИР получены положительные финансовые результаты, включая Инвестиционный Фонд Казахстана.  Следует подчеркнуть, что начиная с 2008 г., ИФК проводится активная работа по возврату вложенных инвестиций путем осуществления выхода из реализованных проектов в соответствии с условиями заключенных договоров. По состоянию на начало 2011 года ИФК осуществил 3 полных выхода и 11 частичных выходов из проектов на общую сумму более 3 млрд. тенге.

    Рассматривая  в целом социально-экономический эффект от деятельности ИФК и других институтов развития, можно сказать, что поддержка, оказываемая промышленным компаниям и субъектам малого и среднего бизнеса, привела к конкретным результатам.  Осуществлен ввод в эксплуатацию 105 проектов с участием БРК и ИФК на общую сумму около 530 млрд. тенге, в рамках реализации программ ФРП "Даму" поддержано более 8,5 тыс. субъектов предпринимательства, указанными институтами создано и поддержано более 45 тыс. рабочих мест. В целях реализации поставленных задач институтами развития Фонда разработаны и утверждены Планы мероприятий по активизации инвестиционной деятельности. Проводится работа по усилению взаимодействия между самими институтами развития для достижения взаимодополняющего синергетического эффекта при рассмотрении и реализации инвестиционных проектов.

    Однако, несмотря на положительные результаты, необходимо продолжать работу по повышению эффективности деятельности институтов развития и устранению недостатков с целью дальнейшей успешной реализации стратегических целей устойчивого развития Казахстана. Проведенный анализ деятельности отечественных институтов развития позволил, во-первых, выявить основные возможности институтов развития в области реализации приоритетов государства в различных сферах и секторах экономики; во-вторых, определить ограничения и риски их функционирования; в-третьих, сформулировать основные принципы регулирования их деятельности, позволяющие преодолевать соответствующие ограничения и риски. В качестве основных рекомендаций по совершенствованию системы институтов развития в Казахстане были предложены:

    • Четкое определение стратегических целей (миссии) институтов развития и направлений их деятельности.

    • Системный подход к определению форм, структуры и направлений деятельности институтов развития.

    • Четкое определение критериев и процедур отбора проектов институтами развития для оказания финансовой поддержки.

    • Принцип самоокупаемости без максимизации рентабельности.

    • Использование механизмов частно-государственного партнерства: целесообразность софинансирования проектов.

    • Создание эффективного механизма государственного контроля и надзора.

    • Профессиональное, гибкое и эффективное корпоративное управление и менеджмент.

    • Прозрачность деятельности и обратная связь с бизнесом.

    Соответствующие положения должны быть закреплены на уровне регламентов Фонда регулирующих деятельность институтов развития. В этом случае Казахстан сможет в значительной степени избежать проблем и ошибок, с которыми сталкивались другие страны в функционировании систем институтов развития, повысить эффективность использования государственных средств, направляемых на финансирование деятельности этих институтов, не нарушить баланса между частным и государственным компонентами финансовых рынков и успешно решить задачи государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      1. Нормативные акты. 

  1. Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года N 373-II с изменениями и дополнениями «Об инвестициях»
  2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 гг., утвержденная Указом Президента РК от 17 мая 2003 г. № 1096 // САПП. —  № 23–24
  3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 10 января 2010 года.
  4. Указ Президента Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года №962 Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан
  5. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 гг., утвержденная Указом Президента РК, от 30 апреля 2010 г.

     

        2. Книги (монографии, учебники, учебные пособия, сборники научных трудов). 

  1. Баймуратов  У. Инвестиции и инновации: нелинейный синтез – Алматы: БИС, 2005.-320с.
  2. Булатов А. С. Экономика России и других постсоветских стран - М: Экономистъ, 2005
  3. Быстров О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации - М.: Инфра-М, 2008. — 358 с. 
  4. Деева А.И. Инвестиции. Учебное пособие – М: МИКХиС, 2005.
  5. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инвестиции: источники и методы финансирования - М.: Омега-Л, 2009. — 261 с. 
  6. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Легостаева Н.В. Инвестиции - СПб.: СПГУВК, 2009.
  7. Максимова В.Ф., Максимов К.В., Вершинина А.А. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты - М.: ЕАОИ, 2009.
  8. Мухарь Н.Ф., Янковский К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001
  9. Национальная экономика/ под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова, М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009.
  10. Национальная экономика/  под ред. П. В. Савченко, М.: Экономистъ, 2009.
  11. Нешитой А. С. Инвестиции - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009.
  12. Потапов М. А., Салицкий А. И., Шахматов А. В. Экономика современной Азии - М:Международные отношения, 2008 г.
  13. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования - СПб.: Питер, 2010. — 336 с. 
  14. Убайдуллаев С. Экономические институты: возникновение и развитие – М: Истиклол, 2007 г.
  15. Фабоцци Ф.И. Управление инвестициями – М: «Инфра-М». 2004
  16. Шамхалов Ф. Государство и экономика – М: «Экономика», 2007 г.
  17. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  18. Шеремет В.В., Павлюченко В.М., Шапиро В.Д. Управление инвестициями - М.: Высшая школа, 1998.  – т.1.

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК