Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.
Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………
На сегодняшний день проект Программы доработан с учетом поручений Главы государства, согласован со всеми центральными и местными государственными органами, получил одобрение отраслевых ассоциаций, финансовых институтов и т.д.
В основании ГПФИИР лежит реализация региональных и отраслевых программ развития. В свою очередь, отраслевые программы опираются на 23 мастер-плана, которые позволили выявить оптимальные технологии производства продукции, потенциальные рынки сбыта и уровень конкуренции, возможность участия малого и среднего бизнеса, а также необходимые инструменты и меры поддержки. "Новый курс" требует новых подходов и к разработке региональных программ развития. Они должны быть максимально ориентированы на бизнес-модель. Министерство экономики и бюджетного планирования приступило к работе над новой методологией их разработки.
Ключевым моментом новой методологии является интегрированность отраслевых программ в региональные с учетом принципов кластерного развития и создания смежных производств.
В ходе разработки Программы были определены следующие целевые индикаторы:
1. Рост ВВП на 50% от уровня 2008 года.
2.
Повышение производительности
3.
Доведение доли несырьевого
4. Снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года.
5.
Увеличение до 10% доли инновационных
предприятий от числа
Основными реализаторами программы станут регионы, поэтому изменятся критерии оценки работы местных исполнительных органов всех уровней. Главными показателями станут:
1. Производительность труда.
2.
Объем привлеченных прямых
3.
Увеличение несырьевого
4.
Доля инновационно активных
5.
Количество новых
Программой определены 7 приоритетных направлений: развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации. Позднее было предложено еще 5: машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос. Однако и в приоритетных отраслях государством будут поддерживаться проекты, соответствующие новым подходам:
1. Модернизация
существующих предприятий (критерии –
увеличение производительности).
2. Создание новых высокопроизводительных
предприятий (80-100% производительности.
Такие примеры уже есть – локомотивный
завод).
3. Селективная поддержка предприятий
"экономики будущего" (IT, альтернативная
энергетика и др.).28
Важным
инструментом реализации Программы
станет разрабатываемая Схема
Глава государства в своем послании озвучил необходимость решения 4-х важнейших задач, требующих комплексной поддержки со стороны государства. Это:
Так, для решения третьей задачи, в рамках ГПФИИР, составлена программа поддержки и стимулирования прямых иностранных инвестиций - «Инвестор – 2020».
В
условиях ограниченного доступа
к финансовым ресурсам на международном
рынке капитала в мире резко усилилась
борьба за прямые иностранные инвестиции.
При этом Казахстан по привлекательности
инвестиционного климата уступает многим
своим конкурентам. Низкая конкурентоспособность
кадров (по квалификации и стоимости),
ненадлежащая инфраструктура, высокий
уровень административных издержек и
коррупции. Все эти факторы значительно
снижают возможности Казахстана в привлечении
качественных инвестиций в экономику
страны.
Программа «Инвестор-2020» будет направлена на создание привлекательных условий для прямых инвестиций в несырьевое экспортоориентированное и высокотехнологичное производство с применением следующих инструментов:
Инвестиционные
соглашения с инвесторами, осуществляющими
инвестиции в рамках приоритетных секторов
Программы, будут заключаться на
основании решений
Оказание сервисных услуг иностранным инвесторамв и представителям казахстанского бизнеса будет осуществляться через специализированную сервисную организацию, определяемую Правительством, с применением следующих инструментов:
Повышение инвестиционной привлекательности специальных экономических и индустриальных зон будет осуществляться посредством:
Отбор проектов для СЭЗ и ИЗ будет осуществляться с учетом приоритетов Программы, выпуска продукции более высоких переделов, экспортоориентированности, высокого уровня производительности труда, а также количества создаваемых рабочих мест.
Для успешной реализации Программы правительство должно создать привлекательные меры государственной поддержки инвестиций с тем, чтобы это стало конкурентным преимуществом Казахстана для направления потенциальных инвестиционных потоков в регион.
Первое направление – это фискальные, финансовые и инфраструктурные меры поддержки. В рамках Программы предлагается сохранить, а в случае поддержки, и расширить инвестиционные преференции, предоставляемые в соответствии Законом "Об инвестициях".
Налоговые льготы будут предоставляться на территориях СЭЗ, а также в рамках отдельных инвестиционных соглашений. Вопросы софинансирования проектов будут решаться через институты развития. Сильным инструментом будет минимально гарантированный долгосрочный государственный заказ и заказ национальных компаний, который может быть предоставлен иностранным инвесторам через Комиссию по казахстанскому содержанию. Кроме того, такие меры поддержки, как обеспечение внешней инфраструктурой, субсидирование процентной ставки, частичное гарантирование кредитов могут быть предоставлены инвесторам на региональном уровне, в рамках Дорожной карты "Бизнес-2020".
Второе
направление – Сервисная
В мировой практике для целей поиска и сопровождения инвесторов создаются специализированные агентства по привлечению инвестиций. Такие агентства имеются в более чем в 160-ти странах мира и они, как правило, имеют широкие полномочия и ресурсы. Главная их задача – обеспечить иностранному инвестору весь комплекс необходимых услуг по входу на местный рынок по принципу «одного окна».
Отсутствие такого «окна» в Казахстане создает серьезный барьер на пути иностранного инвестора. Поэтому в рамках ГПФИИР предлагается создать на базе АО "KAZNEX" - Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций "KAZNEX INVEST" по примеру "КОТRА" в Корее, "АUSTRADE" в Австралии и "АPEX" в Бразилии.
Данное агентство будет организовывать бизнес-форумы, роуд-шоу, проводить другие презентационные мероприятия по позиционироваю Казахстана как лучшего места для инвестиций.
Будет создан единый интернет портал, на котором, как иностранный инвестор, так и отечественный бизнес смогут найти себе партнера. KAZNEX INVEST будет осуществлять и целевой поиск крупных инвесторов - ТНК со всемирно известными брендами и передовыми технологиями для реализации приоритетных проектов. Для таких инвесторов будут организованны необходимые встречи, предоставлены аналитические материалы, в целом организовано полное сопровождение, в том числе и в регионах.
Основные инвестиционные потоки будут направлены на развитие вышеназванных приоритетных направлений. Так, одним из них является развитие инноваций и технологий.
Международный опыт показывает, что стимулирование производительности через гранты, налоговые инструменты, трансферт технологий и др. аналогичные инструменты довольно распространены. На сегодня в соответствии с Законом "О господдержке инновационной деятельности" существуют 4 вида грантов – на разработку ТЭО инновационного проекта, патентование за рубежом, проведение ОКР, приобретение технологий. В рамках Программы предусматривается расширение линейки грантов: подготовка кадров, возмещение затрат по освоению новых видов продукции, старт-ап, а также усовершенствование системы распределения грантов: привлечение представителей предпринимательства, объединений, депутатов.
Важное
место в системе повышения
производительности займут конструкторские
бюро. Они будут исполнять роль
интегрирующего звена между крупными
потребителями