Перспективы развития операций комерческих банков с пластиковыми картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:38, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования в данной дипломной работе является разработка мероприятий по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.
Для достижения поставленной в рамках дипломной работы цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основы операций коммерческих банков с банковскими картами.
2. Проанализировать операции банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.
. Разработать мероприятия по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами
1.1 История развития пластиковой карты. Виды современных пластиковых карт
1.2 Роль современного банка в использовании банковских карт
1.3 Особенности функционирования платежной системы с использованием пластиковых карт
Глава 2. Анализ деятельности банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика Абаканского отделения как субъекта рынка банковских услуг
2.2 Анализ проведения операций банка на основе пластиковых карт
.3 Анализ доходности банка по операциям с пластиковыми картами
Глава 3. Повышение эффективности механизма операций с пластиковыми картами в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России
Заключение
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

bibliofond_551232.docx

— 288.99 Кб (Скачать файл)

Увеличению  спроса на наличные деньги со стороны  населения республики Хакасия способствует усиление процесса дедолларизации. По данным платежного баланса Российской Федерации, превышение продажи валюты населением и нефинансовыми предприятиями  над ее покупкой в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. увеличилось в 9 раз.

Фактором  роста наличных платежей также является большое количество операций, совершаемых  населением в многочисленных мелких розничных магазинах, где наличность является единственным инструментом расчетов. Кроме того, значительная часть товаров  в настоящее время реализуется  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках. Так, в 2009 г. доля продаж на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках составила около 20% общего объема оборота розничной торговли.

Склонность  к покупкам на рынках объясняется  относительно невысоким уровнем  доходов населения. Так, в 2010 г. более  половины российских граждан имели  менее 8 000 месячного среднедушевого дохода.

Росту наличных денег в обращении способствует также развитие сети банкоматов, которые  в любое время обеспечивают клиентов необходимой наличностью, отсюда - система банкоматов постоянно нуждается в достаточном количестве наличных денег, чтобы она могла функционировать бесперебойно. Изначально, развитию сети банкоматов способствовал, в свою очередь, широкомасштабный выпуск банковских карт в рамках так называемых «зарплатных» проектов.

В данном случае вид карты и банк определяется административным путем, т. е. конечный потребитель - держатель карты - не принимает  участия в выборе продукта. Более  того, не все держатели «зарплатных» карт знают, какой универсальный  инструмент у них в руках и  что они могут использовать его  при оплате товаров и услуг. В  то же время благодаря средствам  массовой информации наши граждане хорошо осведомлены, как мошенники могут  обнулить карточные счета.

Банк  России проводит постоянную работу по расширению применения электронных  средств платежа. В международной  практике, помимо банковских карт, развиваются  и другие средства безналичных платежей. В настоящее время все чаще используются «электронные кошельки», наиболее простые варианты которых  имеются и в России (в том  числе телефонные карты и карты  для проезда в метро).

По данным Банка России, на начало 2010 г. на территории Российской Федерации действовало 1189 кредитных организаций, из них 723 организации (более 60%) осуществляли эмиссию  и/или эквайринг платежных карт. Всего на за I квартал 2010г. было выпущено 1071800 млн. банковских карт, из них более 90% - дебетовые. Отдельно следует выделить тот факт, что подавляющая часть платежных карт в России (90%) выпускается в рамках «зарплатных» проектов.

Анализ  текущего состояния Абаканского  отделения 8602 в области развития расчетов на основе применения пластиковых  карт позволил сделать выводы.

На протяжении 2010-2011 гг. Абаканским отделением стабильно  выполнялись такие показатели бизнес-плана как «Комиссия от обслуживании по банковским картам», «Оборот в торгово-сервисной сети», «Остатки на счетах кapт физических лиц», и, соответственно, «Прирост средств населения, привлеченных на остатки по счетам банковских карт». Показатель «Количество международных карт на отчетные даты составлял от 95% до 113% планового значения ввиду следующих факторов:

- более развитая сеть обслуживания зарплатных карт на предприятиях торговли и сервиса; отсутствие мгновенного пополнения счета; наличие в регионе конкурирующих банков, эмитирующих аналогичные карты.

Ввиду отсутствия в Сберегательном банке привлекательного для граждан процента, начисляемого на неснижаемый остаток средств  на счете банковской карты, хранение денежных средств на личных картах не представляется интересным. Т.е. личные карты являются средством для  краткосрочных оборотных операций, что ограничивает круг потенциальных  потребителей данной банковской услуги Сбербанка.

Все банки, работающие с банковскими картами, к концу 2011 г., значительно увеличили  количество банкоматов в регионе  для обслуживания держателей карт. Основными преимуществами банков-конкурентов  являются:

- гибкая тарифная политика в обслуживании клиентов по пластиковым картам: более выгодные для держателей карт личные тарифы (система скидок при эмиссии карт, низкий процент по переводу средств со счета, и т.п.); индивидуальные тарифы по зарплатным проектам, в большинстве случаев - бесплатное обслуживание зарплатных проектов, без оплаты комиссионных сумм от ФОТ, при том предусмотрены только комиссии с самих держателей карт в момент транзакции, что очень привлекательно для бюджетных организаций, не планирующих статьи расходов на заработную плату;

- для держателей карт предлагается шкала высоких процентных ставок на остатки по счетам в зависимости от периода хранения, при этом существует возможность использования свободных средств за исключением неснижаемого остатка, на который и начисляются проценты, что является очень привлекательным для клиентов;

- проведение операции занимает меньшее количество времени (мгновенное пополнение счета международной карты, отсутствие большого скопления средств в филиалах банка).

В качестве причин, тормозящих развитие данного  вида услуги по региону в целом  можно выделить:

- отдаленность Республики Хакасия от центра и основных финансовых потоков, где пластиковая карта является более прогрессивным средством расчетов и перевозки денежных средств;

- настороженное отношение коллективов к данному банковскому продукту, отрицание всего нового;

- устаревшая материально-техническая база некоторых предприятий по формированию списков (на открытие счетов, на перечисление заработной платы), что также вызывает отрицательный настрой коллектива.

Крупнейшими клиентами Абаканского отделения  являются предприятия-производители, чья продукция пользуется высоким  спросом не только среди жителей  Республики Хакасии, но и далеко за ее пределами. Это такие организации, как АПК «Мавр», ОАО «Аян». Продукция  предприятий имеет большое значение, как для экономического, так и  социального развития Республики. Также  список значимых и VIP-клиентов составляют юридические лица и предприниматели  без образования юридического лица, занимающиеся торговлей ГСМ (Хакасская  топливная компания, «Хакаснефтепродукт», и др.), предприятия энергетической отрасли (ОАО «Хакасэнерго»), связи (ОАО «Сибирьтелеком»). Список крупных  клиентов представлен в Приложении К.

В большинстве  клиенты удовлетворены качеством  и разнообразием предоставляемых  им услуг. Основной причиной, которая  может повлиять на уход клиента в другой банк является тарифная политика банка, при которой, по мнению клиентов, установлены низкие процентные ставки, начисляемые на остатки по счетам и высокая комиссия за расчетно-кассовое обслуживание.

При этом основным фактором, влияющим на «верность» банку крупных клиентов является возможность кредитования значительными  ресурсами банка при условии  достаточно низких процентных ставок Сбербанка по кредитованию юридических  лип по отношению к другим коммерческим банкам. Большая часть значимых для  банка клиентов пользуется кредитными ресурсами банка на постоянной основе, значительное распространение получили и такие продукты кредитования как  вексельное, предоставление овердрафта, кредит в иностранной валюте. Комплексное  обслуживание корпоративных клиентов, индивидуальный подход по видам, объемам  услуг и персональным тарифам  определяют общую направленность работы отделения в текущем 2012 году. Динамика роста расчетов по зарплатным проектам приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика эмиссии карт по зарплатным проектам за период 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г.(шт.)

2010 г.(шт.)

2011 г.(шт.)

Отклонение 2009 г-2011 г.

1

2

3

4

5

Эмиссия карт

17646

24524

25402

7756


пластиковый карта платежный банк

Полученное  отклонение показывает прирост карт зарплатных проектов по сравнению с 2009 годом на 7756, что говорит о  положительной динамике роста эмиссии. Общая направленность банка определяется как отношение к крупным корпоративным  клиентам, так и к клиентам среднего и малого бизнеса эмиссией карт международных  платежных систем. При этом снижение затрат непосредственно отделения  и широкий выбор карточных  продуктов с приобретением дополнительных услуг для держателя карт дает обеим сторонам взаимовыгодное сотрудничество.

К концу 2011 года отделением открыто 62 бизнес-счета  с использованием корпоративных карт с остатком средств на 01.01.2012 г. - 6,82 млн. рублей. Прирост остатков на счетах банковских карт физических лиц за год на отчетную дату составил 17 млн. рублей. Остатки на счетах «Зарплатных» карт работников предприятий и организаций составляют 55% от суммы средств па счетах физических лиц. Исходя из фонда оплаты труда, как сторонних организаций, так и Абаканского отделения, можно сделать вывод, что средняя «оседаемость» денежных средств на счетах банковских карт «Зарплатная» составляет ориентировочно 42 % перечисленных средств.

За 2011 г. количество пунктов выдачи наличных по зарплатным картам увеличилось на 5, банкоматов по международным картам - на 5, банкоматов общих - на 4. В отделении  количество пунктов выдачи наличных 15, банкоматов - 9, (в т.ч. 1 банкомат приобретен непосредственно клиентом под зарплатный проект). Семь банкоматов настроены  па обслуживание карт как зарплатных», так и международных платежных  систем, два находятся в процессе регистрации. Существует также возможность  обналичить через общедоступные  банкоматы средства по карте American Express. Ведется работа по установлению банкоматов в места круглосуточного доступа  клиентов. Банкоматы оснащены видеонаблюдением. Всего в торговой сети Республики Хакасия установлено 36 терминалов Абаканского  отделения, позволяющих рассчитываться за предоставленные товары и услуги, получая скидку от 2 до 4 %. Терминалы  обслуживают карты зарплатных проектов, в т.ч. карты международных систем - 4. За 2011 г. торговый оборот по картам посредством  терминалов, установленных и торгово-сервисных  точках, составил 6670 тыс. руб., превышая оборот 2010 г. в 2,4 раза. Для наглядности  рассмотрим средние суммы снятия наличных в РФ - рисунок 1.

 

Рисунок 1 - Средние суммы снятия наличных по РФ

 

В 2011 г. сумма  снятых наличных средств составила 5200 рублей, а средний чек по оплате товаров и услуг по карте составил 1600 руб. Годом ранее, средний размер операций по снятию наличных в банкомате  составлял 5500 руб., средний размер чека по оплате картой товаров, услуг равен 2000 руб.

Что касается ситуации по России в разрезе регионов, то по совершению операций по снятию наличных по регионам выявлено, что самые  крупные операции по снятию наличных совершают в Чукотском автономном округе (в среднем, 10360 рублей за одну операцию), Москве и Московской области (в среднем, 8455 рублей за одну операцию), Магаданской области (в среднем, 7771 рублей за одну операцию), в Сахалинской  области (в среднем, 7435 рублей за одну операцию) и Камчатском крае (в среднем, 7210 рублей за одну операцию). Наименьшие операции по снятию наличных зафиксированы в Псковской области (3112 рублей за одну операцию), Чувашской Республике (3112 рублей за одну операцию), Удмуртской Республике (3108 рублей за одну операцию), Курганской области (3008 рублей за одну операцию) и Ульяновской области (2749 рублей за одну операцию) - рисунок 2.

 

Рисунок 2 - Динамика снятия наличных по регионам

 

Анализ  рисунка 2 показал, что Республика Хакасия  уступает другим регионам в отношении  объема снятия наличных. Самые большие  чеки по оплате товаров и услуг  по банковским картам зафиксированы  в Москве и Московской области. Здесь  средний размер операции по оплате товаров или услуг составляет 3300 рублей.

Далее следуют  Сахалинская область (в среднем, 2331 рублей), Санкт-Петербург (в среднем, 2223 рублей), Приморский край (в среднем, 2051 рублей) и Магаданская область (в среднем, 1982 рублей) - рисунок 3.

 

Рисунок 3- Динамика снятия по чекам по регионам

 

Анализ  выявил, что самые минимальные  операции по оплате товаров и услуг  по итогам 2009 года зафиксированы в  Республике Хакасия (в среднем, 421 руб.), Удмуртская Республика (в среднем, 418 руб.), Оренбургская область (в среднем, 390 руб.), Ульяновская область (в среднем, 360 руб.) и Республика Мордовия (в  среднем, 347 руб.).

Принимая  во внимание вышеизложенное, можно  отметить, что подавляющее большинство  операций совершается с целью  снятия наличных, а сумма операций по оплате товаров и услуг остаётся достаточно небольшой.

Проникновение платёжных терминалов в магазины и точки продаж, а также распространение  банкоматов всё ещё крайне низкое на территории Хакасия.

Иными словами, рынок банковских карт как в России, так и в регионах, в Республике Хакасия, в частности, всё ещё  остаётся недостаточно развитым, даже не смотря на огромные вложения в продвижение  карт со стороны банков и платёжных  систем.

И все  же клиенты банков региона пользуются предоставленными возможностями и  увеличивают количество сделок с  использованием карт (таблица 2).

Информация о работе Перспективы развития операций комерческих банков с пластиковыми картами