Перспективы развития операций комерческих банков с пластиковыми картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:38, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования в данной дипломной работе является разработка мероприятий по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.
Для достижения поставленной в рамках дипломной работы цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основы операций коммерческих банков с банковскими картами.
2. Проанализировать операции банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.
. Разработать мероприятия по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами
1.1 История развития пластиковой карты. Виды современных пластиковых карт
1.2 Роль современного банка в использовании банковских карт
1.3 Особенности функционирования платежной системы с использованием пластиковых карт
Глава 2. Анализ деятельности банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика Абаканского отделения как субъекта рынка банковских услуг
2.2 Анализ проведения операций банка на основе пластиковых карт
.3 Анализ доходности банка по операциям с пластиковыми картами
Глава 3. Повышение эффективности механизма операций с пластиковыми картами в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России
Заключение
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

bibliofond_551232.docx

— 288.99 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 - Сведения о сделках за период 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

Количество сделок, совершенных клиентами  на территории Хакасии (тыс.шт.), в т.ч:

5355,4

5343,9

5800,2

- при оплате товаров и услуг

1564,1

1511,5

1561,9

- при получении наличных

3791,3

3832,4

4238,3

Сумма сделок (млн. руб.):

14304,7

14975,5

17543,0

- при оплате товаров и услуг

493,2

554,8

693,4

- при получении наличных

13811,5

14420,8

16849,6

Кол-во сделок, совершенных клиентами  за пределами Хакасии (тыс. шт.), в  т.ч:

31,8

23,5

15,0

- при оплате товаров и услуг

11,5

16,1

10,3

- при получении наличных

20,3

7,5

4,7

Сумма сделок (млн. руб.)

240,6

192,4

122,5

- при оплате товаров и услуг

67,1

107,5

64,4

- при получении наличных

173,5

84,9

58,1


 

Если  сравнить объемы получения наличных денежных средств с суммой сделок по оплате товаров, услуг, очевидно, что  большинство операций является снятием  с карточки заработной платы в  ближайшем банкомате, хотя количество операций по оплате и растет достаточно высокими темпами.

Однако, положительная динамика имеет место.

По состоянию  на начало 2012 г. отношение количества операций по снятию к расчетам в  торговой сети было 95% к 5%, а на начало 2011 г. уже 93% к 7% (рисунок 4).

 

Примечание: 93% - снятие наличных в банкоматах, 7% - операции по оплате

Рисунок 4 - Структура расчетов на 01.01.2012 г., %

 

Следует отметить, что Абаканским отделением не достаточно активно внедрялись новые  разработки, существенно расширяющие  сервисные возможности как для  организаций, передавших заработную плату  на обслуживание в банк и принимающих  коммунальные и другие платежи, так  и для держателей карт Visa. По состоянию  на 01.01.2011 г. объем зачислений по зарплатным проектам в 2011 г. возрос всего на 20% по отношению к предыдущему году (рисунок 5).

 

Рисунок 5 - Динамика зачислений по зарплатным проектам за период 2009-2011 гг.

 

С целью  уменьшения очередей по обслуживанию клиентов в операционных кассах и  дополнительных офисах отделения, совершающих  операции с банковскими картами, проводится планомерное увеличение пунктов - эмиссии и пунктов выдачи наличных по картам международных платежных  систем. С целью увеличения скорости обслуживания клиентов, многие операции проводятся в автоматическом режиме, обновляется техническое оборудование, систематически проводится обучение персонала.

В 2010 г. установлены ITT (информационно-транзакционно терминалы) во всех кассах и доп. офисах, которые  предназначены для приема розничных  платежей и выполнения сервисных  операций самообслуживания клиентов с  использованием микропроцессорных  карт и карт с магнитной полосой, а также для информационно-справочного  обслуживания населения.

Несмотря  на то, что основным средством внедрения  пластиковых карт остается реализация зарплатных проектов на крупных и  средних предприятиях, в большинстве  учреждений в Хакасии существует и стандартная выдача пластиковых  карт для клиентов.

Следует отметить, что сегодня отделение  уже решило проблему создания в регионах, в которых он обслуживает своих  клиентов, единой мультисервисной сети, которая работает с банкоматами, с терминалами, а также позволяет  производить электронную авторизацию  международных пластиковых карт.

 

2.3 Анализ доходности банка по  операциям с пластиковыми картами

 

Проведение  мероприятий с одновременным  изменением условий сотрудничества с торгово-сервисными предприятиями  и частными лицами, все-таки постепенно приводит к росту оборота и  доходов от безналичных операций с использованием пластиковых карт.

Анализ  доходности операций с пластиковыми картами в отделении позволил выявить следующие результаты.

Непосредственно механизм функционирования системы  расчетов основан на применении пластиковых  карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов в  торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и рабочем месте. Доля услуг в общем обслуживании представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Доля услуг в общем обслуживании за период 2009-2011 гг.

годы

Доля услуг в обслуживании, %

 

Выдача наличных денег

Торгово-сервисное обслуживание

1

2

3

2009 г.

98,6

0,4

2010 г.

94,8

5,2

2011 г.

94,2

5,8


 

В рассматриваемом  периоде наблюдалась устойчивая тенденция сокращения наличного  и увеличение безналичного оборотов в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка  России.

Доля  торгово-сервисного обслуживания увеличилась  с 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта).

Развитию  инфраструктуры обслуживания способствует увеличение числа пунктов обслуживания пластиковых карт.

За период 2009-2011 гг. отделением была проведена  работа по установке кассовых терминалов, терминалов для магазинов, а также  терминалов локальной системы, следовательно, выросло и количество транзакций - таблица 4.

 

Таблица 4 - Количество транзакций с банковскими  картами за период 2009-2011 гг.

Наименование показателя (шт.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл-е., %

1

2

3

4

5

Кассовые терминалы

25478

56789

90987

357

Торговые терминалы

2345

4321

5670

241

Терминалы локальной системы

10980

12345

16783

152

Банкоматы

5621

7689

21230

377

Итого

44424

81144

134670

303


 

Анализ  активности транзакций за исследуемый  период 2009-2011 гг. клиентами отделения  показал, что владельцами карт было совершено в общей сложности 260238 транзакций.

Так, достаточно большое увеличение выявлено по количеству транзакций через банкоматы, увеличившись в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 377%, самое  наименьшее обслуживание наблюдается  по транзакциям через терминалы  локальной системы: увеличилось  на 152% по сравнению с 2009 г.

В общем  количестве, снижения операций не было, темп роста составил 303%.

Увеличение  количества транзакций через банкоматы  свидетельствует о том, что часть  операций связана с обналичиванием денежных средств.

Динамика  изменений транзакций представлена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 - Динамика изменений транзакций

 

Что касается сумм транзакций по банковским картам за период 2009-2011 гг., то прослеживается динамика увеличения сумм по транзакциям  за исследуемый период - таблица 5.

 

Таблица 5 - Динамика транзакций в сумме, тыс. руб.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл., тыс. руб.

1

2

3

4

5

Кассовые терминалы

67890

89002

101900

34010

Торговые терминалы

1450

2346

2500

1050

Терминалы локальн. системы

1467

2220

1570

103

Банкоматы

1289

9901

16098

15909

Итого

72096

103471

122068

49972


 

Анализ  показал, что сумма всех транзакций за период 2009-2010 гг. выросла с 72098 до 122068 тыс. руб., т.е. темп роста составил 169%.

Сумма транзакций, совершаемых через кассовые терминалы  выросла с 67890 тыс. руб. - в 2009 г. до 101900 - в 2011 г.

Величина  суммы транзакций, совершаемых через  банкоматы, выросла с 1289 тыс. руб. в 2009 г. до 16098 тыс. руб. Темп роста составил 1248 %.

Величина  суммы транзакций, совершаемых через  торговые терминалы, выросла с 1450 тыс. руб. в 2009 г. до 2500 тыс. руб. Темп роста  составил 172%.

Величины  сумм транзакций, совершаемых через  терминалы локальной системы, выросла  с 1471 тыс. руб. в 2009 г. до 1570 тыс. руб. - в 2010 г. Темп роста составил 107%.

Наглядно  динамика сумм транзакций за период 2009-2010 гг. представлена на рисунке 7.

 

Рисунок 7 -Динамика транзакций за период 2009-2011 гг.

 

Таким образом, наибольшую долю на протяжении всего  рассматриваемого периода в общей  величине сумм транзакций составляют транзакции, совершаемые через кассовые терминалы.

Наибольший  темп роста транзакций наблюдается  по операциям, совершаемых через  банкоматы.

Далее рассмотрим динамику остатков денежных средств  на карточных счетах за период 2009-2011 гг. - таблица 6.

 

Таблица 6 - Динамика остатков денежных средств  на счетах карт за период 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл., тыс. руб.

1

2

3

4

5

Остатки на счетах, тыс. руб.

541,92

1749,16

6014,41

5472,5

Остатки на счетах, тыс. долл.

95,30

109,98

93,99

-1,31


 

В рассматриваемом  периоде выросла величина остатков на счетах в Российской валюте с 541,92 тыс. руб. - в 2009 г., до 6014,41 тыс. руб. - в 2009 г. Иными словами, рост составил 1109,83% - рисунок 8.

Рисунок 8 - Динамика остатков на картсчетах в  российской валюте

 

По счетам в иностранной валюте в период 2009-2011 гг. наблюдалось увеличение остатков на счете с 95,30 тыс. долл. до 109,98 тыс. долл., а в период 2009-2011 гг. снижение остатков на счете составило 93,99 тыс. долларов.

Наглядно  динамика остатков на картсчетах в  иностранной валюте представлена на рисунке 9.

 

Рисунок 9 - Динамика остатков на картсчетах в  иностранной валюте

 

Проанализируем  далее доходы от операций с пластиковыми картами в период 2009-2011 гг. - таблица 7.

 

 

Таблица 7 - Сведения о финансовых результатах  банка с банковскими картами  за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл., тыс. руб.

1

2

3

4

5

Комиссионные доходы от операций с  пластиковыми картами

770,47

1392,05

3567,09

2998,62

Административно-хозяйственные расходы  от операций с пластиковыми картами

381,5

1080,44

1928,9

1547,4

Инвестиции

29,1

2722,1

3100,1

3091


 

Анализ  данных показал, что за период 2009-2011 гг. произошло увеличение комиссионных доходов от операций с пластиковыми карточками, с 770,47, до 1567, 09 тыс. руб. Темпы  роста составили в 2009 -2010 гг. 180,68%, в 2010-2011 гг. - 184,41%.

Увеличение  доходов банка, прежде всего, связано  с расширением своей деятельности, привлечении новых клиентов. На рисунке 10 представлена динамика доходов от операций с пластиковыми картами.

 

Рисунок 10 - Динамика доходов от операций с  пластиковыми картами

 

Исходя  из данных таблицы, очевидно, что произошло  увеличение административно-хозяйственных  расходов с внедрением карточек с 381,5 до 1128,0 тыс. руб. При этом темпы роста  составили в 2009-2010 гг. 283,47%, а в 2010-2011 гг. - 178,36%. Также, с внедрением пластиковых  карточек с 29,1 до 3100,1 тыс. руб. При этом темпы роста составили в 2009-2010 гг. - 935,43%, а в 2010-2011 гг. - 113,88%.

Итак, в  результате анализа доходов от пластиковых  карт, были получены следующие результаты.

Непосредственно механизм функционирования системы  расчетов в банке основан на применении пластиковых карт и включает в  себя операции, осуществляемые при  помощи банкоматов, электронные системы  расчетов в торговых организациях. Доля торгово-сервисного обслуживания увеличена от 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта). Развитию инфраструктуры обслуживания способствует увеличение числа пунктов  обслуживания пластиковых карт. Анализ активности транзакций за исследуемый  период 2009-2011 гг. клиентами отделения  показал, что владельцами карт было совершено в общей сложности 260238 транзакции.

Увеличение  количества транзакций через банкоматы  свидетельствует о том, что часть  операций связана с обналичиванием денежных средств. Величина суммы транзакций, совершаемых через банкоматы, выросла с 1289 тыс. руб. в 2009 г. до 16098 тыс. руб. Темп роста составил 1248 %. Величины сумм транзакций, совершаемых через терминалы локальной системы, выросла с 1471 тыс. руб. в 2009 г. до 1570 тыс. руб. - в 2010 г. Темп роста составил 107%. Таким образом, наибольшую долю на протяжении всего рассматриваемого периода в общей величине сумм транзакций составляют транзакции, совершаемые через кассовые терминалы. Наибольший темп роста транзакций наблюдается по операциям, совершаемых через банкоматы. По счетам в иностранной валюте в период 2009-2011 гг. также наблюдалось увеличение остатков на счете. Анализ данных также показал, что за период 2009-2011 гг. произошло увеличение комиссионных доходов от операций с пластиковыми карточками. Темпы роста составили в 2009 -2010 гг. 180,68%, в 2010-2011 гг. - 184,41%. Увеличение доходов банка, прежде всего, связано с расширением своей деятельности, привлечении новых клиентов. Также очевидно, что произошло увеличение АХР с внедрением карт, темпы роста составили в 2009-2010 гг. 283,47%, а в 2010-2011 гг. - 178,36%.

Информация о работе Перспективы развития операций комерческих банков с пластиковыми картами