Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 08:56, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт».
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие исследовательские задачи:
1. Проведение анализа теоретических основ системы управления человеческими ресурсами.
2. Описание характеристики деятельности и структуры управления ЗАО «Банк Русский Стандарт».
3. Исследование проблем в системе управления человеческими ресурсами филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт».
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы формирования системы управления человеческими ресурсами 7
1.1. Определение понятия и целей управления человеческими ресурсами. 7
1.2 Разработка концепции управления человеческими ресурсами. 13
1.3 Принципы управления человеческими ресурсами банка 19
Раздел 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ЗАО «Банк Русский Стандарт» 32
2.1. Характеристика деятельности и структура управления банка. 32
2.2. Анализ системы и выявление проблем управления человеческими ресурсами в ЗАО «Банк Русский Стандарт». 40
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 55
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управлении человеческими ресурсами. 55
3.2. Оценка социально-экономической эффективности рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в ЗАО «Банк Русский Стандарт». 70
Заключение 75
Глоссарий 77
Источники и литература 80
Приложения 84
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.ГЕРЦЕНА»
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В
БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «БАНК
РУССКИЙ СТАНДАРТ»)»
Выполнила:
студентка 4 курса
дневной формы обучения
Яшина Екатерина Викторовна,
Подпись__________________
«___» июня 2011 г.
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент кафедры социального
менеджмента
Рубашов Александр
Вениаминович
Подпись__________________
«___» июня 2011 г.
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социального
менеджмента Кондрашин
Александр Васильевич
Подпись__________________
«___» июня 2011 г.
Санкт-Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ |
С. |
Актуальность темы исследования такого направления
банковского менеджмента, как управление
персоналом банка подтверждается
как зарубежным, так и отечественным опытом.
Изучение сложившейся практики управления
в этом секторе экономики показало, что
персонал,
как объект управления до настоящего времени
оставался на втором
плане. В отличие от своих зарубежных коллег
руководители российских банков практически
не знакомы с персональным менеджментом
как полноценным элементом науки системного
управления деятельностью предприятия.
Знакомство же с практическими аспектами
централизованного управления персоналом
у большинства банковских менеджеров,
как
правило, ограничивалось опытом личного
общения с отделом кадров
по прежнему месту работы. Следует учитывать,
что значительная
часть руководителей (прежде всего нижнего
и среднего звена) перешла
на работу в банки из других сфер деятельности
и не успела еще
в полной мере осознать принципиально
иной качественный уровень требований
к персоналу кредитно-финансовых организаций.
Лишь к середине 90-х годов ХХ в. внимание
руководителей российских банков к кадровому
направлению деятельности начало постепенно
усиливаться.
Руководители большинства отечественных предприятий концентрируют сегодня основное внимание на управлении производством, финансами, маркетингом, в то время как совершенствование такой важнейшей составляющей управления предприятием, как человеческие ресурсы, продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления. Экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраиваются крайне медленно.
В современных условиях хозяйствования
открываются новые возможности в области
принятия кадровых решений. Например,
более гибкими и разнообразными становятся
формы занятости работников, расширяется
сфера предоставления образовательных
услуг, в том
числе на коммерческой основе, развивается
инфраструктура рынка
труда, появляются новые виды услуг в области
подбора и оценки
персонала. В связи с этим принятие кадровых
решений становится
процессом существенно более сложным
и ответственным. Необходимо проанализировать
большое число факторов: экономических,
социальных, правовых и национальных.
Возрастает значимость стратегических
аспектов принятия кадровых решений, обоснования
экономической целесообразности капиталовложений,
связанных
с развитием человеческих ресурсов. В
этих условиях принятие
кадровых решений предполагает выполнение
многовариантных
расчетов, обоснование критериев оценки
различных альтернатив,
их приоритетов, определение действий
в условиях риска и
неопределенности.
Несоответствие между объективно обусловленным
ростом значения принятия оптимальных
кадровых решений и состоянием этой
работы на практике предопределяет необходимость
нахождения эффективных способов разрешения
сложившихся в данной области проблем
и противоречий. Важность такой работы
в последнее время становится
все более очевидной.
В последнее время происходит смещение акцента с абсолютных показателей банковской деятельности (рост числа клиентов, количества офисов, банковских активов) на относительные – издержки банковского бизнеса. Постоянное ужесточение конкуренции ставит перед банками вопрос о необходимости снижения издержек, среди которых значительную долю составляют расходы на персонал.
Необходимость срочного решения кадровых проблем обусловила потребность формирования соответствующей методологической базы, в полной мере учитывающей специфику современных отечественных условий. Представляется, что по мере развития кредитной системы и усиления межбанковской конкуренции вопросы управления персоналом будут играть все более важную роль в повышении эффективности банковского менеджмента.
Объектом исследования является система управления человеческими ресурсами, сложившаяся в филиале ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Предмет исследования - механизм формирования эффективной системы управления человеческими ресурсами коммерческого банка.
Цель данного исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт».
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие исследовательские задачи:
Теоретико-методологической базой исследования стали научные работы отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области управления персоналом и человеческими ресурсами. В работе использовались методы системного подхода, сравнительно-сопоставительные методы (анализ, синтез, аналогия, классификация), статистические методы количественных показателей, а также общелогические методы построения научной концепции, включенное наблюдение, анализ документов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа материалов периодической печати, которые, отражают современное состояние проблемы и ее актуальность, а так же открытые информационные источники глобальной сети Интернет; результаты полуструктурированного экспертного интервью, наблюдения, анализа документов, бесед и интервью с руководством и персоналом коммерческого банка, в которой автор проходил свою производственную практику.
Структура исследования. Поставленные исследовательские задачи потребовали следующей структуры проекта, которая включает: введение, три раздела и семь подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи; заключения, списка источников и литературы, а также приложений, необходимо дополняющих основной текст.
Управление человеческими ресурсами можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.1
Основными характеристиками управления человеческими ресурсами являются следующие:2
Основной целью управления человеческими ресурсами является обеспечение достижения успеха данной организации с помощью людей. Как отмечали Д. Ульрих и Д. Лейк, «системы управления человеческими ресурсами могут стать источником таких способностей организации, которые позволят ей узнавать и использовать для своей выгоды новые возможности».3
Управление человеческими ресурсами реализуется в следующих областях для достижения стратегических целей организации:4
1. Подбор ресурсов и их развитие. Обеспечить, чтобы данная организация получала и сохраняла необходимую квалифицированную, преданную и хорошо мотивированную рабочую силу, – означает, что необходимо, во-первых, правильно оценивать и удовлетворять потребности фирмы в работниках и, во-вторых, усиливать и развивать присущие сотрудникам способности (вклад в деятельность организации, потенциал и возможность использовать их труд в дальнейшем).
Для
этого организация должна предоставить
сотрудникам возможность обучаться и
постоянно развиваться. Кроме того, этот
подбор ресурсов
может заключаться в разработке систем
с высокими показателями
труда, которые повышают гибкость и охватывают
процедуры тщательного отбора и приема
на работу, системы премиальной оплаты
труда,
зависящей от показателей работы, и деятельность
по развитию и
обучению руководящего состава, привязанную
к потребностям данного предприятия.
2. Оценка сотрудников. Управление человеческими ресурсами должно повышать мотивацию и приверженность путем введения такой политики и процедур, которые гарантируют, что людей ценят и вознаграждают за то, что они делают и чего добиваются, а также за достигнутый ими уровень квалификации и способностей.
3. Взаимоотношения. Одной из целей управления человеческими ресурсами является создание такой атмосферы, в которой можно поддерживать продуктивные и гармоничные отношения между руководителями и сотрудниками и где может процветать командная работа. Применять процедуры управления направленные на то, чтобы повысить приверженность, процедуры, которые показывают, что работники являются ценными заинтересованными лицами для данной организации, содействовать развитию климата сотрудничества и взаимного доверия, – это тоже цель управления человеческими ресурсами.
Наконец, целями управления человеческими ресурсами является руководство разнообразной рабочей силой, принимая во внимание индивидуальные и групповые различия между потребностями работников, их стилем работы и стремлениями. Управление человеческими ресурсами должно обеспечить равные возможности всем так, чтобы применялся этический подход к управлению, с заботой о людях, справедливости и прозрачности.
Эти цели можно рассматривать как просто риторические. Исследование, проведенное Л. Грэттоном и др., показало, что, как правило, между риторикой и реальностью существует большая разница. Руководители могут приступить с добрыми намерениями к реализации некоторых или всех из вышеперечисленных аспектов, но их осуществление – «теория на практике» – часто очень затруднено.
Эти трудности возникают в связи с такими проблемами, как: приоритеты других предприятий, краткосрочные задачи, недостаток поддержки от руководителей среднего звена, неадекватная инфраструктура, недостаток ресурсов, сопротивление переменам, атмосфера, при которой работники не доверяют руководителям, и многое другое, т.е. проблемами, связанными с самими процессами бизнеса и окружением, в котором существует организация.
В рамках данного исследования рассмотрены основные положения, определяющие сходство и различия управления человеческими ресурсами и управления персоналом.
Можно утверждать, что у системы управления персоналом и управления человеческими ресурсами существуют следующие сходные черты:5