Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 08:56, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт».
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие исследовательские задачи:
1. Проведение анализа теоретических основ системы управления человеческими ресурсами.
2. Описание характеристики деятельности и структуры управления ЗАО «Банк Русский Стандарт».
3. Исследование проблем в системе управления человеческими ресурсами филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт».
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы формирования системы управления человеческими ресурсами 7
1.1. Определение понятия и целей управления человеческими ресурсами. 7
1.2 Разработка концепции управления человеческими ресурсами. 13
1.3 Принципы управления человеческими ресурсами банка 19
Раздел 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ЗАО «Банк Русский Стандарт» 32
2.1. Характеристика деятельности и структура управления банка. 32
2.2. Анализ системы и выявление проблем управления человеческими ресурсами в ЗАО «Банк Русский Стандарт». 40
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в ЗАО «Банк Русский Стандарт» 55
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управлении человеческими ресурсами. 55
3.2. Оценка социально-экономической эффективности рекомендаций по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в ЗАО «Банк Русский Стандарт». 70
Заключение 75
Глоссарий 77
Источники и литература 80
Приложения 84
Таким образом, для увеличения уровня мотивации сотрудников филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт» возможно введение «Положения о нематериальной мотивации». Данный документ описывает принципы и правила распределения нематериального вознаграждения и порядок формирования компенсационного пакета в части, состоящей из нематериальных стимулов для различных категорий сотрудников филиала банка. Процесс мотивации направлен на создание поощрения сотрудников, стимулирование лояльности, увеличение производительности и повышение удовлетворенности трудом всех групп сотрудников посредством создания определенных корпоративных условий, которые будут побуждать персонал филиала банка быть приверженцами корпоративных ценностей и разделять единые ценности организации.
Система нематериальной мотивации, принципы работы которой зафиксированы в предлагаемом «Положении о нематериальной мотивации», разработана для достижения следующих целей:
В «Положении о нематериальной мотивации» отражаются следующие основные моменты:
Другие дополнительные нематериальные льготы, не включенные в основной компенсационный пакет, которые могут быть предусмотрены в Положении, распределяются между сотрудниками в зависимости от:
Особыми инструментами мотивирования, закрепленными в Положении, являются:
В целях признания достижений сотрудников, повышения качества внутренних коммуникаций и улучшения внутренней культуры филиала банка, приводящей к высокой лояльности сотрудников и выражающейся в качественном труде, необходимо проведение периодических, ежегодных корпоративные мероприятия, направленные на мотивирование сотрудников через:
Порядок планирования и проведения мероприятий по нематериальной мотивации:
1. Отдел по управлению
2. В программах мероприятий
Руководителем филиала банка может утверждаться дополнительный перечень нематериальных инструментов мотивации, которые разработаны для внесения разнообразия в систему нематериального стимулирования сотрудников и удовлетворения индивидуальных потребностей, по возможности, всех категорий сотрудников.
Таким образом, введение «Положения о нематериальной мотивации», закрепляющего основные принципы и правила распределения нематериального вознаграждения, позволит улучшить уровень мотивации сотрудников филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт».
3. Высокая текучесть кадров.
Необходимо отметить, что в сложившихся условиях текучесть кадров является серьезной проблемой. Для филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт» показатель текучести кадров превышает 5%, что является негативным явлением. В этом случае увеличиваются издержки банка, складывающиеся из следующих положений:
Как уже было отмечено ранее, в 2010 г. произошло увольнение 5 сотрудников, причем в первые месяцы работы. Для определения причин увольнений был проведен устный опрос сотрудников отделов, в которых работали уволившиеся сотрудники. В результате опросов выяснилось, что абсолютное большинство опрошенных сотрудников (более половины опрошенных) согласны с тем, что пристальное внимание руководителей к адаптации новых сотрудников существенно снизило бы трудности, с которыми сталкиваются новые сотрудники в первые полгода работы.
Для решения проблемы адаптации новых сотрудников в филиале банка необходимо применение программы «Введение в должность»24, которая представлена в приложении 7. Предлагаемая программа содержит следующие основные положения:
Таким образом, реализация этих нетрудных действий позволит упростить процесс вливания новых сотрудников как в коллектив, что позволит улучшить корпоративную культуру, так и в рабочий процесс, что сделает работу основного коллектива более продуктивной.
3. Взаимодействие между отделами.
Одной из выявленных проблем является отсутствие рациональных и обязательных процедур взаимодействия между подразделениями филиала банка. Для эффективного управления коммерческим банком целесообразно выделять внутренние и внешние подразделения, составляющие необходимые элементы его организационной структуры (организационного построения), взаимодействие между которыми при надлежащем управлении обеспечивает процесс функционирования и развития банка как единой системы.
В основном коммуникации между отделами осуществляются через руководство банка или же непоследовательно и случайно. Таким образом, сотрудник банка, лишенный постоянной интеллектуальной и информационной поддержки коллег из других отделов, ощущает себя представителем лишь одного из подразделений, а не банка в целом. Поэтому его служебная деятельность часто отражает не главные интересы банка, а узко понимаемые интересы своего отдела.
Расширение и углубление связей между подразделениями целесообразно проводить в виде формализованных процедур. Неформальные же связи, которые обладают не меньшей значимостью, разовьются сами на их основе. Связи осуществляются в виде обмена между подразделениями знаниями, технологиями идеями, оценками, документами, текущей информацией. Формы взаимодействия должны выбираться исходя из конкретных требований практики, интересов каждого сотрудника. Исследования показывают, что практически все подразделения любого банка испытывают недостаток в информации. Существующие информационные потоки между отделами обычно не узаконены, не формализованы, возникают стихийно и не отражают многих потребностей сотрудников. Часть их, как правило, плохо представляет общую ситуацию в банке, не знает, чем занимаются в соседнем отделе. Это мешает сотруднику ощущать свою работу частью общего дела. Очевидно, каждый отдел банка должен определить, какую информацию, в каком виде и с какой периодичностью ему следует получать из других отделов. Часть этой информации, например, ежедневный баланс банка, целесообразно передавать во все подразделения. Структура информационных потоков должна регулярно уточняться и корректироваться.
Многие работники банков надеются, что введение или совершенствование внутренней компьютерной сети кардинально изменит ситуацию. Однако компьютерная сеть - лишь техническое средство, оно не управляет информацией. Кардинально могут изменить ситуацию лишь совместное, сознательное и регулярное проектирование и корректировка структуры и содержания информационной системы банка. Обмен информацией нельзя сводить только к обмену документами по текущим вопросам или введению текущих текстовых файлов в компьютерную сеть. Не менее важно постоянно обмениваться аналитическими и прогностическими оценками. Например, сильные колебания на валютном рынке существенно влияют на ситуацию в других сферах, в которых работает банк: на рынок кредитов, фондовый рынок и т. д. Специалисты по валютным операциям, если они следят за динамикой своего рынка, могут в известной мере предсказать его конъюнктуру и сориентировать другие подразделения на упреждающие действия. Так и любой отдел, работая в своем узком секторе, может помогать банку как единому организму реагировать на изменение ситуации. Только такой системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять балансом банка, постоянно меняя приоритеты в зависимости от доходности той или иной сферы банковской деятельности. В банке, расширяющем масштабы работы, на первый взгляд, аналитическую и прогностическую работу должен выполнять специалист-аналитик, или же аналитический отдел. Практика ряда отечественных банков показывает, что становление аналитических служб происходит долго и трудно. Кроме того, даже там, где они вышли на хороший уровень, результатами их работы другие подразделения, как правило, не умеют грамотно пользоваться. Поэтому более желателен иной подход - овладение хотя бы несложным аналитическим инструментарием каждым отделом банка.
На основе всего вышеизложенного для улучшения взаимодействия между отделами филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт» может быть использован следующий механизм:
1. Раз в неделю руководители отделов собираются вместе с руководством филиала банка для обсуждения оценок, предложений, идей по следующей установленной схеме: какие внутренние проблемы назрели в работе отдела; как эти проблемы могут отразиться на работе других отделов и филиала банка в целом; какие внешние факторы могут вызывать трудности в работе данного отдела, других отделов, всего банка; какие предлагаются средства и методы для разрешения этих проблем.
2. Необходимо сформировать перечень информации и документов, который требуется для работы сотрудникам отделов от других отделов. Для этого по электронной почте, аналогично проведению анкетирования, должен быть разослан запрос для каждого сотрудника с предложением подумать о содержании такого перечня. Предположительно срок такого опроса может составлять до двух недель. После получения ответов от сотрудников, необходимо свести полученные результаты. Данную задачу могут выполнить ведущие специалисты отделов в рабочее время. В дальнейшем полученные перечни информации и документации направляются на обсуждение и утверждение руководству филиала банка и руководителям отделов. Необходимо отметить, что данный перечень не будет являться исчерпывающим, в ходе работы он может корректироваться и дополняться.
3. Размещение необходимой информации и документации будет осуществляться в электронной базе данных филиала, доступ к которой имеет каждый сотрудник. Техническое ведение базы данных должно быть поручено отделу информационных технологий. Необходимо отметить, что в настоящее время посредством базы данных уже осуществляется значительный документооборот в филиале банка, поэтому организация обмена данными между отделами не будет связана с ощутимым увеличением расхода ресурсов на ее обслуживание.
4. В дальнейшем возможно внедрение следующих дополнительных возможностей в электронной базе данных: выставление оценок материалам в зависимости от их полезности и содержательности, по результатам месяца выставление оценок другим отделам в зависимости от качества взаимодействия (своевременное и полное предоставление материалов, отклики на комментарии и замечания и т.п.). Оценки могут выставляться анонимно рядовыми сотрудниками и открыто – руководителями.
Как уже было отмечено ранее, данные процедуры позволят оптимизировать лишь процесс обмена информацией между отделами, и в незначительной мере скажутся на взаимоотношениях сотрудников различных отделов. Улучшение взаимоотношений между сотрудниками разных отделов предлагается осуществить в рамках развития корпоративной культуры филиала банка, а именно при проведении деловой игры, описанной ранее.