Страховой рынок России: анализ динамики и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:43, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является проведение анализа состояния, динамики развития отечественного рынка страхования и определения современных проблем, перспектив и тенденций развития страхового рынка в России.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить понятие, сущность и основные отрасли страхования,
- исследовать современное состояние и уровень развития
российского страхового рынка, его основных отраслей,
- проанализировать деятельность страховой организации на примере ЗАО Страховая Компания "Русские Страховые Традиции",
- определить современные проблемы развития и пути совершенствования функционирования рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Анализ современного состояния и уровня развития
российского рынка страхования в РФ ……………………………………..........5
1.1. Понятие, сущность и правовые основы страхования в РФ ………….5
1.2. Современное состояние и развитие рынка страхования в РФ ……..12
1.3. Анализ развития регионального рынка страхования в РФ…………..32

2. Анализ деятельности страховой организации на примере
ЗАО Страховая Компания «Русские Страховые Традиции» ……………..43
2.1. Краткая характеристика ЗАО Страховая Компания «Русские Страховые Традиции»…………... …………………………………………….43
2.2. Анализ страховой деятельности предприятия по ОСАГО …………50
2.3.Анализ денежных потоков ЗАО Страховая Компания
«Русские Страховые Традиции» …………………………………………..…54

3. Перспективы развития рынка страхования в РФ ……………………62
3.1. Современные проблемы развития и пути совершенствования функционирования отечественного рынка страхования ………………62
3.2 Динамика развития рынка страховых услуг………………………….73

Файлы: 1 файл

Страховой рынок.doc

— 906.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

       3. Перспективы развития рынка страхования в РФ

       3.1. Современные проблемы развития и пути совершенствования функционирования отечественного рынка страхования

 

       Ход развития кризиса на отечественном страховом рынке убеждает, что для адекватного понимания сложившегося положения и перспектив его изменения необходимо фундаментальное представление о причинах, сущности и содержании кризисных процессов. Реальному сектору экономики, развитие которого только и может стать источником и локомотивом развития отечественного страхования, должного внимания пока не уделяется. В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах говорится лишь о необходимости определения оптимальных форм его поддержки. В то же время, без скорейшей реализации программы широкомасштабного инвестирования в реальный сектор отечественной экономики все другие меры: по поддержке банковской системы и по социальной поддержке населения останутся неэффективными, так как сжатие реального сектора есть одновременно механизм обострения и расширенного воспроизводства кризиса банковской системы и социальных проблем.

       В свою очередь, страховщикам следует учитывать, что экспорт сырья, все, что связано с его первичной переработкой, импорт готовой продукции, обслуживание дают занятость примерно 1/3 активного населения нашей страны и соответствующую загрузку производственных мощностей. При той полной сырьевой специализации, в которую втягивает отечественную экономику пассивное следование за развитием внешнего кризиса, значительная часть предприятий и трудоспособного населения может в не слишком отдаленной перспективе оказаться экономически невостребованной. Это ставит вопрос уже не о возможных ограничениях роста страхового рынка РФ, а о его существенном сокращении по сравнению с нынешним уровнем.

       Можно полагать, что кризис в отечественной экономике и на российском страховом рынке будет развиваться под системным воздействием двух основных групп факторов. Прежде всего, - это внутренние причины, которые будут неуклонно действовать вне существенной зависимости от реализации антикризисной программы российского правительства, крайне мало связанной с ними. Кроме того, значительное влияние на развитие кризиса в РФ будут оказывать внешние факторы, связанные с реализацией глобальной антикризисной программы. Главным образом, - это антикризисная программа США, и, в определенной степени, - иных субъектов мировой экономической политики (Китай, Германия, Франция, Великобритания и некоторые другие).

       Российский страховой рынок в его нынешнем виде способен лишь по инерции следовать за макроэкономической конъюнктурой. Поэтому, вполне вероятно, что показатели падения ВВП РФ будут определять минимальный уровень снижения спроса на страхование в 2009 – первой половине 2010 года (то есть с учетом временного лага) на 20 – 25 %.   При оценке этих тенденций следует учитывать, что на стоимостные показатели страхового рынка будут оказывать значительное влияние факторы, находящиеся вне контроля страховщиков, но способные существенно модифицировать и даже сильно искажать реальную картину. Например, реальный уровень инфляции или возможная резкая девальвация рубля, на вероятность которой указывает чл.-корр. РАН, директор Института экономики РАН Р.С.Гринберг [94].

       Напомним, что на протяжении ряда лет номинальный рост страховых сумм был одним из главных факторов роста стоимостных показателей российского страхования, при одновременном сжатии реального рынка [95]. Поэтому страховым предпринимателям, заинтересованным в адекватном представлении о развитии ситуации на рынке, необходимо элиминировать или хотя бы учитывать влияние этих факторов для оценки перспектив своего бизнеса. Следует помнить, что формальный, основанный только на номинальных показателях, подход неизбежно приводит к ошибочным решениям.

       Таким образом, можно резюмировать, что при успешной реализации Североамериканскими Соединенными Штатами эмиссионного, то есть относительно плавного, сценария ликвидации существующей финансовой и экономической системы, Россия по своим основным экономическим показателям, по экономическому развитию может оказаться на уровне первой половины-середины 1990-х годов.

       Доходы бюджета в течение 2009 - 2010 гг. могут снизиться на 30-40% (напомним, что в первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года доходы федерального бюджета уменьшились на 24,5%). Резервы подойдут к концу. Возможности внешних заимствований будут оставаться крайне ограниченными.      

       Доходы предпринимательских структур и, соответственно, домашних хозяйств могут также снизиться, минимум, на 30% и закрепиться (в лучшем случае) на этом уровне на несколько лет с вероятной тенденцией к дальнейшему снижению. Это способно существенным образом снизить совокупную платежеспособность потребителей, как по добровольным, так и по обязательным видам страхования. Логично предположить, что общее падение спроса будет, как минимум, в меру падения доходов потенциальных потребителей страховых услуг. Это означает, что в течение ближайших 12 месяцев спрос, в частности, на добровольное страхование может снизиться на 30% от уровня 2008 года.

       В свою очередь, снижение платежеспособности и спроса со стороны потребителей может привести к падению доходов страховщиков. В течение обозначенного выше периода времени можно предполагать сокращение сборов премий по добровольному страхованию на 30%, что при условии сохранения прежних объемов по ОСАГО может дать общее снижение рынка рискового (без ОМС) страхования на 25-28%. Пока же, по данным за первый квартал 2009 года, в котором еще действовала инерция прошлого года, снижение по отношению к первому кварталу 2008 года составило 7,2%.

       В целом, можно предполагать, что отечественный рынок рискового страхования в течение ближайших двух лет может устремиться к уровню 2004 года. По доходам это где-то до минус 30% от показателей 2008 года. Затем, в зависимости от развития общеэкономической ситуации, в соответствии с тенденцией к снижению совокупной платежеспособности экономических субъектов до уровня первой половины-середины 1990-х годов, возможно последующее снижение на уровень 2000 года и ранее, скорректированный на наличие ОСАГО, которое, в свою очередь, также будет подвергаться эрозии.

       В этих условиях введение государством новых видов принудительного страхования не представляется разумным, так как, неизбежно обостряя в кризисных условиях противоречия в обществе, способно породить для него только новые проблемы вместо решения старых. Таким образом, вполне возможно, что в течение среднесрочной перспективы доходная база страховых операций на российском рынке будет только сокращаться.

       Для страхового и перестраховочного бизнеса это означает, что в процессе кризиса будет деградировать и сжиматься спрос, сворачиваться страховое поле. Внешние по отношению к рынку условия для развития страхования и перестрахования будут неблагоприятными – новых приемлемых для страховщиков источников доходов они практически не формируют.

       Неопределенность будущего может нарастать. Это способно привести к росту оппортунизма, как на рынке, так и в отношениях внутри страховых организаций, к сокращению горизонта планирования в бизнесе (до, максимум, квартального), падению его инвестиционной привлекательности. Все это может вызвать дальнейшее снижение уровня доверия на рынке, уменьшение как бы его дистанции, радиуса. В свою очередь, это может стимулировать кэптивизацию и клановизацию страховых отношений, вытеснение их рыночной экономической основы межличностными и административно-командными практиками.

       В докризисный период на российском страховом рынке сформировалась «застойно-перераспределительная» модель отношений. В рамках этой модели основным содержанием страховых отношений был передел клиентской базы и ее источников, а основным способом расширения – захват и передел имеющихся общественных ресурсов и соответствующих им финансовых потоков.

       В настоящее время и в ближайшей перспективе передел может практически полностью доминировать в качестве основного содержания отношений на страховом рынке. Это значит, что на практике будут преобладать такие его инструменты, как демпинг, коррупционные проявления, административный ресурс и т.п.

       В связи с этим следует подчеркнуть и бесперспективность упований на победу над демпингом с помощью призывов, угроз и административных мер. Демпинг – существенный элемент перераспределительной системы страховых отношений, построенной усилиями, прежде всего, самих страховщиков. В условиях кризиса и неуклонного сокращения доходной базы присущие этой системе противоречия будут только обостряться и никакими картельными практиками их не преодолеть.

       Демпинг – генетическая составляющая современной основанной на переделе системы страховых отношений и устранить его можно только путем ее существенной модернизации. К такой модернизации подавляющее большинство отечественных страховщиков сегодня не готово. В связи с этим рынок ожидает традиционная бесплодная борьба со следствиями вместо устранения причин.

       Затем, на следующем этапе, который может последовать по результатам передела рынка в условиях нарастания кризисных процессов, возможна активизация формирования, условно говоря, семейно-клановой системы как формы реализации страховых отношений. Эта система может стать более похожей на самострахование, нежели на коммерческое страхование.

       В целом, российским страховым предпринимателям следует учитывать вероятность того, что кризис отечественного страхования может приобрести по-настоящему затяжной характер. В лучшем (то есть исключающем масштабные военные действия) случае в процессе его дальнейшего развития можно будет гипотетически выделить три этапа последовательного сжатия воспроизводственной (то есть доходной, клиентской) базы страхового бизнеса: 

  1. В среднем, на 25-30% до завершения гипюр инфляционного сценария
  2. США и начала острой фазы мирового экономического кризиса. 

     3. Еще на 10-15% в первое время после начала этой острой фазы. 

     4. Еще на 15-25% в процессе окончательного скатывания российской экономики в болото полной сырьевой специализации.

       Соответственно, можно рекомендовать страховым предпринимателям самостоятельно оценить последовательность и степень сокращения доходов страхового бизнеса, оперирующего на российском страховом и перестраховочном рынке, в случае гипотетической реализации обозначенного выше тренда.

       Представляется, что, прежде всего, отечественный страховой бизнес нуждается в кадровой модернизации. К сожалению, в настоящее время на российском страховом рынке кадровая проблема остается во многом нерешенной. Это – следствие доминирования на нем перераспределительной модели отношений, которая предъявляла свои собственные требования к качеству, подбору и расстановке кадров.

       По мере развития кризиса эти требования неуклонно теряют свою актуальность. То, что было хорошо для участия в переделе рынка, совсем не подходит для вывода бизнеса из кризиса и его последующего существования в сложных пост кризисных условиях. Например, аморальность в сочетании с природной или воспитанной с помощью всевозможных тренингов агрессивностью, или чрезмерная лояльность начальству, которая неизменно сопровождается скованностью, отсутствием инициативы и лакейской готовностью, безусловно, поддерживать любые, даже ошибочные, идеи и решения руководства, сегодня делу больше не помогут.

       В сложных условиях кризисной неопределенности особенно ценными становятся способности менеджеров, руководителей страхового бизнеса, к самостоятельному целеполаганию, к независимому мышлению и творческой инициативе.

       В условиях кризиса вполне уместно применение в бизнесе критериев, которыми руководствовался государь-император Петр I при расстановке военных кадров: «Вверять умным и храбрым войска, энергичным и распорядительным – обозы, вялым и неповоротливым – гурты скота» [101]. Многим известно, что в некоторых страховых организациях, работающих на российском страховом рынке (не исключая, как это хорошо сегодня видно, и иностранные) подбор и расстановка кадров строятся, мягко говоря, на несколько иных принципах.

Кадровая модернизация – это требование кризисного времени. Конечно, она не должна, да и не может  сводиться к простой замене кадров (ну если разве только кое-где было бы полезно поменять менеджеров - «пиарщиков» и всевозможных «энергичных и распорядительных» «продавцов» на менеджеров, разбирающихся хотя бы в основах современного страхования). Приоритетное значение имеет другой ее аспект: необходимость пере нацеливания и, если надо, переучивания кадров под новые рыночные условия, под реальные (а не «пиарные») антикризисные программы, которые должны быть разработаны и приняты в каждой страховой организации.

Поэтому, важной предпосылкой успешной кадровой модернизации является выработка обоснованного представления о причинах, сущности, механизмах и перспективах развития современного кризиса, под который кадровую политику надо адаптировать и из которого модернизированные кадры должны будут страховой бизнес выводить.

       Предлагаемая здесь гипотеза о возможных путях развития кризиса на отечественном страховом рынке позволяет сделать вывод о том, что для этого страховому бизнесу надо постараться решить, как минимум, две задачи: 

  1. Провести, как уже отмечалось, кадровую модернизацию. Она должна создать условия для выявления и выдвижения наиболее честных и квалифицированных работников, для повышения эффективности работы персонала страховых компаний в новых кризисных условиях. 
  2. Разработать и реализовать адекватную политику снижения издержек. Эта политика должна не разрушать рынок, а способствовать сохранению рыночных отношений, укреплению доверия во взаимоотношениях страховых организаций с их клиентами.

       Взаимосвязанное решение этих задач будет способствовать выживанию страховых организаций в кризисных условиях.

В частности, в  процессе решения первой задачи представляется необходимым на новых принципах  провести в страховых организациях переаттестацию кадров и оптимизацию организационных структур управления страховым бизнесом. Такая переаттестация – не самоцель, а важная часть работы по созданию объективных предпосылок для эффективной оптимизации бизнеса в условиях кризиса.

Информация о работе Страховой рынок России: анализ динамики и перспективы развития