Страховой рынок России: анализ динамики и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:43, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является проведение анализа состояния, динамики развития отечественного рынка страхования и определения современных проблем, перспектив и тенденций развития страхового рынка в России.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить понятие, сущность и основные отрасли страхования,
- исследовать современное состояние и уровень развития
российского страхового рынка, его основных отраслей,
- проанализировать деятельность страховой организации на примере ЗАО Страховая Компания "Русские Страховые Традиции",
- определить современные проблемы развития и пути совершенствования функционирования рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Анализ современного состояния и уровня развития
российского рынка страхования в РФ ……………………………………..........5
1.1. Понятие, сущность и правовые основы страхования в РФ ………….5
1.2. Современное состояние и развитие рынка страхования в РФ ……..12
1.3. Анализ развития регионального рынка страхования в РФ…………..32

2. Анализ деятельности страховой организации на примере
ЗАО Страховая Компания «Русские Страховые Традиции» ……………..43
2.1. Краткая характеристика ЗАО Страховая Компания «Русские Страховые Традиции»…………... …………………………………………….43
2.2. Анализ страховой деятельности предприятия по ОСАГО …………50
2.3.Анализ денежных потоков ЗАО Страховая Компания
«Русские Страховые Традиции» …………………………………………..…54

3. Перспективы развития рынка страхования в РФ ……………………62
3.1. Современные проблемы развития и пути совершенствования функционирования отечественного рынка страхования ………………62
3.2 Динамика развития рынка страховых услуг………………………….73

Файлы: 1 файл

Страховой рынок.doc

— 906.50 Кб (Скачать файл)

       Для получения необходимого эффекта от переаттестации нужно отказаться и от учета родственных и прочих тесных связей: в процессе развития кризиса отечественные страховщики явно не потянут весь этот шлейф.

       Для эффективного проведения переаттестации кадров и выявления наиболее достойных, честных и профессиональных работников, на которых собственники и руководители страховых организаций смогут опереться в процессе борьбы за выживание и выхода из кризиса, необходимо, в частности, существенно изменить систему оценочных показателей работы (и стимулирования) подразделений и специалистов внутри самих страховых организаций. Это могут сделать менеджеры-специалисты по страхованию, а не специалисты по интригам и провокациям, иногда, к сожалению, встречающиеся в страховых организациях.

       Следует отказаться от широко распространенной в отечественном страховом бизнесе глубоко ошибочной практики оценки эффективности работы страховых компаний, их подразделений и отдельных сотрудников по итогам календарных отрезков времени по сборам премий без учета убыточности страховых операций. Такая практика – типичный пример привнесения в страховой бизнес менталитета уличных торговцев овощами, преобладающего у всевозможных консультантов, тренеров, менеджеров общего профиля и прочих, извините, тьюторов, которым зачастую отдаются на откуп вопросы организации управления страховым бизнесом и управления персоналом в российских страховых организациях.

       Всю эту систему оценок пронизывает один порочный подход: главное – поступления, то есть текущие доходы страховщиков и перестраховщиков, а с убытками, то есть с выполнением обязательств перед потребителями, – потом разберемся. Это и есть очередное проявление торгового (а, точнее, торгашеского) подхода, доминирующего в отечественном страховании, когда в страховых компаниях ведущую роль играют так называемые продавцы. Они не понимают сути страховых отношений, которая заключается не в купле-продаже, а в защите потребителей от рисков, и путают страховой бизнес с торговлей полисами. В условиях роста стоимостных показателей страховой деятельности с этим худо-бедно еще можно было мириться, но в условиях сокращающихся доходов от этой практики необходимо срочно отказываться.

       В основу переаттестации кадров, определения эффективности работы структурных подразделений страховых компаний и самих страховщиков должна быть положена сквозная оценка результатов их деятельности по страховому году с необходимой разбивкой.

       В страховых организациях необходимо создать и наладить устойчивый, реально работающий механизм обратной связи между сотрудниками и руководством, который стимулировал бы оперативное поступление конструктивных предложений и критических замечаний, направленных на повышение эффективности бизнеса в условиях кризиса. В этом деле существует положительный отечественный и зарубежный опыт, которым следует творчески воспользоваться.

       Общая направленность работы по совершенствованию организационных структур управления страховым бизнесом должна быть подчинена задачам обеспечения наиболее эффективного контакта между потребителем страховым услуг и андеррайтером.

       И если со страховой посреднической деятельностью ситуация на нашем рынке развивается пока не слишком благоприятно, с точки зрения задач его позитивного развития, то вопросы внутренней жизни страховых компаний могут быть решены ими самостоятельно в рамках обозначенной выше направленности. 

       В частности, в страховых организациях для андеррайтеров должны быть созданы стимулы, обеспечивающие их заинтересованность в быстром и качественном обслуживании клиентов. Для этого необходимо, как минимум, устранить ненужные структурные подразделения, которые нагородили в последнее время реорганизаторы между потребителями и андеррайтерами. Андеррайтеры должны обладать большим весом при принятии решений по выплатам страховых возмещений (в идеале – играть в этом решающую роль) и др.

       Кадровая модернизация и оптимизация организационных систем страховых компаний должны поддержать решение главной задачи современного этапа: сокращение издержек страхового бизнеса. В частности, с этим необходимо непосредственно увязать уменьшение управленческих расходов, которое следует проводить с учетом результатов переаттестации кадров. Это – задача на ближайшую перспективу.

       В деле сокращения коммерческих расходов страховщиков крайне важно не допустить снижения издержек страховщиков за счет страхователей, то есть за счет необоснованных отказов в выплатах страховых возмещений, произвольного сокращения их размера, затягивания сроков и т.д.

       Опасность нарастания этих проявлений очень велика и по своей остроте стоит на современном российском страховом рынке, на первом месте. Она является гораздо более серьезной, чем проблема демпинга, о которой сегодня много говорят, поскольку она затрагивает интересы, прежде всего страховщиков.

       Проблема снижения издержек за счет страхователей наносит ущерб интересам страхователей и поэтому, к сожалению, не слишком интересует наших, конечно же, социально ответственных страховщиков.

       Далее, по мере обострения противоречий на рынке и неизбежного нарастания проблем у коммерческих страховщиков в эту проблему все активнее придется вмешиваться государству. Это практически неизбежно. Здесь важно принять своевременные меры, иначе доверие потребителей к самому институту страхования в нашей стране будет утрачено со всеми вытекающими из этого последствиями.

       Говоря о путях снижения издержек страхового бизнеса в условиях кризиса, не следует забывать и о необходимости снижения налогового бремени на страховое предпринимательство: на страховщиков, страховых посредников, предприятий так называемой страховой инфраструктуры. Остаются актуальными вопросы налогового стимулирования потребителей страховых услуг. Необходимо добиваться снижения административного давления на страховой бизнес. Все более широкое распространение в условиях кризиса разного рода отсрочек и рассрочек по платежам может потребовать внесения оперативных изменений в практику учета деятельности страховых организаций.

 

 

              3.2 Динамика развития рынка страховых услуг

 

       Роста не будет: по прогнозам «Эксперт РА», объем российского страхового рынка сократится, даже если не будет второй волны кризиса. «Эксперт РА» выполнил два прогноза динамики российского страхового рынка по итогам 2009 года:

       1. Второй волны кризиса не будет: объем рынка в 2009 году составит 526,8 млрд. рублей, темпы прироста -5,1% (-2% во втором полугодии 2009 года).

       2. Вторая волна кризиса будет: объем рынка в 2009 году составит 499,5 млрд. рублей, темпы прироста -10,0% (-12% во втором полугодии 2009 года).

       Половина работает в минус: страховой бизнес каждой второй страховой компании убыточен.

       Если по данным за 1-ое полугодие 2008 года значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень у менее чем трети российских страховых компаний, то в 1-ом полугодии 2009 года значение этого показателя приблизилось к 50%. Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%.

       Усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности российских страховщиков вплотную приблизилось к стопроцентному уровню: 99,6% по итогам 1-ого полугодия 2009 года. По прогнозам «Эксперт РА» значение комбинированного коэффициента убыточности в 2009 году еще более вырастет и достигнет 105%. Основные причины роста убыточности: продолжение политики демпинга, крупные страховые события, произошедшие в 2009 году, и девальвация рубля. До конца года следует ожидать банкротства не менее чем 30 российских страховщиков.

       Кризис системы: финансовые пирамиды, построенные на страховом рынке, готовы обрушиться.

       Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. В любой момент эти проблемы могут «детонировать». Кризисные явления выражаются в появлении на страховом рынке финансовых пирамид – демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход этих компаний с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества.

       Не выдержали конкуренцию: на российском страховом рынке в скором времени может не остаться региональных страховых компаний.

       Уровень демпинга на региональных страховых рынках выше, чем на московском. Если крупные страховщики федерального уровня могут выравнивать свою убыточность за счет географической диверсификации и высокой доли московского бизнеса, то региональные страховые компании, конкурируя с федеральными страховщиками на местах, не имеют такой возможности. В результате их убыточность стремительно растет, а рыночная доля – падает.

       Усредненный показатель убыточности региональных страховщиков по итогам 1-ого полугодия 2009 года составил 104,8%, что превысило среднерыночный уровень на 5,2 п.п., усредненный показатель рентабельности активов у региональных страховщиков был равен 0,2%, что было ниже среднерыночного уровня на 2,1 п.п.

       Выдающиеся результаты: лидеры падения и роста на российском страховом рынке по итогам 1-ого полугодия 2009 года.

Рейтинговое агентство  «Эксперт РА» выявило лидеров  падения и роста на страховом рынке в различных разрезах.

         Лидеры падения:

       * По типу компаний: кэптивные компании.

       * По видам страхования: страхование авто-каско (-13,2 млрд. рублей в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года), ДМС (-4,0 млрд. рублей), страхование от НС. и болезней (-3,2 млрд. рублей).

       * По географии: региональный рынок (-31,9 млрд. рублей или -18,3% в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года).

       Лидеры роста:

       * По типу компаний: крупные универсальные страховщики федерального уровня.

       * По видам страхования: страхование авиационных рисков (+1,1 млрд. рублей в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года), ДСАГО (+0,9 млрд. рублей), страхование водного транспорта, СМР и ОСАГО (по +0,7 млрд. рублей).

      * По географии: московский рынок (+7,8 млрд. рублей или +6,4% в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года).

       Динамика взносов

       Объем полученной страховой премии в 1-ом полугодии 2009 года составил 493,4 млрд. рублей, без учета ОМС – 271,8 млрд. рублей. Темпы прироста страховой премии в целом составили 3,6%, без учета ОМС – -8,1%.

       Падение взносов на российском страховом рынке в 1-ом полугодии 2009 года сопровождалось высокими темпами роста объемов страховых выплат. В результате уровень выплат на рынке личного страхования в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года вырос на 12,1 п.п. (с 36,8% до 48,9%), на рынке страхования имущества – на 17,9% (с 33,9 до 51,7%).

       Динамика взносов по квартальным данным: замедление падения страхования имущества, ускорение падения личного страхования.

       2-ой квартал 2008 года стал точкой перегиба в динамике взносов на российском страховом рынке. Темпы прироста полученных страховых премий во 2-ом квартале 2008 года по сравнению со 2-ым кварталом 2007 года были максимальны: +20,0%.

       В 4-ом квартале 2008 года темпы прироста взносов существенно сократились, но еще оставались положительными (1,0%). В 2009 году темпы

прироста взносов без  учета ОМС стали отрицательными: -7,6% в 1-ом квартале и -8,6% во 2-ом квартале.

        Во 2-ом квартале 2009 года ускорилось падение темпов прироста премий по личному страхованию (без учета страхования жизни): с -6,6% в 1-ом квартале 2009 года до -15,7% во 2-ом квартале 2009 года. Рост темпов сокращения премий по личному страхованию объясняется тем, что основная часть годовых премий по ДМС (упавших незначительно) собирается в 1-ом квартале, а премии по страхованию от несчастных случаев и болезней (имеющие значительную отрицательную динамику) равномерно распределены в течение года. То есть доля страхования от НС и болезней во взносах по личному страхованию во 2-ом квартале существенно больше аналогичного значения за 1-ый квартал.

       В отличие от провалившегося рынка личного страхования темпы падения на рынке страхования имущества во 2-ом квартале 2009 года несколько замедлились и составили -9,9% (по сравнению с -10,7% в 1-ом квартале 2009). Это напрямую связано с девальвацией рубля и ростом стоимости зарубежной перестраховочной защиты.

       Наибольшие темпы прироста страховых премий во 1-ом полугодии 2009 года отмечались на рынке страхования ответственности (2,1% в 1-ом квартале, 9,5% во 2-ом квартале). Основной причиной роста является введение страхования гражданской ответственности авто-владельцев в рамках международной системы Зеленая карта.

       Темпы прироста взносов по ОСАГО, упав в 1-ом квартале 2009 года до -3,1%, увеличились во 2-ом квартале 2009 года до 5,3% в связи с изменением поправочных коэффициентов к страховым тарифам (поправки вступили в силу с 25-го марта 2009 года).

       Динамика взносов по группам компаний: лидеры падения – кэптивные страховщики.

       Усредненные темпы прироста страховых премий1 в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года составили -6,2%.

       Менее всего от сокращения спроса на страхование пострадали крупные страховщики федерального уровня (усредненные темпы прироста взносов -4,7%), что сказалось на дальнейшем росте концентрации российского страхового рынка.

Информация о работе Страховой рынок России: анализ динамики и перспективы развития