Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.

Файлы: 1 файл

Debt.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

 

Управление дебиторской  задолженностью – один из важнейших  элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что  столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной  деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активизации на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию дебиторской задолженности, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий.

За последние 3-4 года интерес  к факторингу в нашей стране существенно возрос. Объемы факторинговых операций увеличились за период 2002-2006 гг. более чем в 12 раз. Этот интерес может быть еще большим, если более качественно и высокими темпами в нашей стране будет развиваться малый и средний бизнес. Все это предполагает серьезное изучение природы, форм и динамики развития факторинга в России.

Целью дипломной работы является изучение теоретической основы факторинга, как одной из возможных форм рефинансирования дебиторской задолженности предприятия, и разработка на этой основе предложений по совершенствованию и внедрению данного финансового инструмента.

Для достижения указанной  цели в дипломной работе ставились следующие задачи:

    • рассмотреть вопросы управления активами предприятия;
    • изучить теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия;
    • определить сущность и основные понятия факторинга;
    • дать объективную оценку современного состояния рынка факторинговых услуг в России;
    • провести анализ дебиторской задолженности предприятия и выявить основные проблемы;
    • обобщить существующую практику пополнения оборотных средств предприятия;
    • проанализировать принципиальные преимущества факторинга как эффективной формы финансирования оборотных средств предприятия перед другими формами краткосрочного финансирования;
    • раскрыть основные составляющие эффективности факторинговых операций для предприятия;
    • оценить возможность применения факторинга на предприятии.

Вопросы управления дебиторской задолженностью изложены в трудах следующих ученых: Гаджинского А. М., Зайцева Н.Л., Стояновой Е.С., Бланка И.А. и других. Стоит отметить, что теме факторинга со стороны российских ученых уделено недостаточное внимание. В настоящее время очень мало литературы по данной проблеме. Почти отсутствуют крупные монографические исследования. При этом большая их часть связана с исследованием правовых аспектов факторинговой деятельности. Все это говорит о том, что экономические вопросы развития факторинга пока еще не получили в нашей стране должного рассмотрения.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее время  в периодической печати наметился рост числа публикаций, посвященных различным аспектам факторинговой деятельности. Среди немногочисленных отечественных ученых и специалистов-практиков, постоянно выступающих с научными публикациями по вопросам факторинга, следует выделить: Адамову К.Р., Алексанову Ю.А., Белова В.А., Гвоздикова Б.З., Ивасенко А.Г., Новоселову Л.А., Орехова С.А., Покаместова И.Е., Суханова Е.А., Трейвиша М.И.

 

 

 

 

 

1. Управление дебиторской  задолженностью предприятия

 

 

 

1.1. Активы предприятия: виды, структура, значение в деятельности предприятия

 

 

 

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных и имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Активы предприятия  подразделяются по многим классификационным  признакам, основными из которых  с позиций финансового менеджмента  являются (рис 1):

1. Форма функционирования  активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:

а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материальных активов  предприятия относятся:

- основные средства;

- незавершенные капитальные  вложения;

- оборудование, предназначенное к монтажу;

- производственные запасы  сырья и полуфабрикатов;

- объём незавершенного  производства;

- запасы готовой продукции,  предназначенной к реализации;

- прочие виды материальных  активов.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:

- приобретенные предприятием  права пользования отдельными  природными ресурсами;

- патентные права на использование изобретений;

- «ноу-хау» - совокупность  технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической  документации, описания, накопленного  производственного опыта, являющихся  предметом инноваций, но не запатентованных;

- права на промышленные  образцы и модели;

- товарный знак –  эмблема, рисунок или символ, зарегистрированные  в установленном порядке, служащий  для отличия товаров данного  изготовителя от других аналогичных  товаров;

- торговая марка – право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица;

- «гудвилл» - разница  между рыночной стоимостью предприятия  как целостного имущественного  комплекса и его балансовой  стоимостью, образованная в связи  с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым ее уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.

- другие аналогичные  виды имущественных ценностей предприятия; Рисунок 1.1 Классификация активов предприятия по основным признакам.

в) Финансовые активы. Они  характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию  или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:

- денежные активы в  национальной валюте;

- денежные активы в  иностранной валюте;

- дебиторская задолженность  во всех ее формах;

- краткосрочные финансовые  вложения;

- долгосрочные финансовые  вложения.

2 Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов. По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:

а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно – коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.

В состав оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:

- производственные запасы  сырья и полуфабрикатов;

- объем незавершенного  производства;

- запасы готовой продукции,  предназначенной к реализации;

- дебиторскую задолженность;

- денежные активы в национальной валюте;

- денежные активы в  иностранной валюте;

- краткосрочные финансовые  вложения;

- расходы будущих периодов.

б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.

В состав внеоборотных активов  предприятия входят следующие их виды:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- незавершенные капитальные  вложения;

- оборудование, предназначенное  к монтажу;

- долгосрочные финансовые  вложения;

- другие виды внеоборотных  активов.

3. Характер обслуживания  отдельных видов деятельности. По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:

а) Операционные активы. Они представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно  используемых в производственно  – коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.

В состав операционных активов  предприятия включаются:

- производственные основные  средства;

- нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс;

- оборотные операционные  активы (вся их совокупность за минусом краткосрочных финансовых вложений).

б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его  инвестиционной деятельности.

В состав инвестиционных активов предприятия включаются:

- незавершенные капитальные  вложения;

- оборудование, предназначенное  к монтажу;

- долгосрочные финансовые  вложения;

- краткосрочные финансовые  вложения.

4. Характер финансовых  источников формирования активов.  В соответствии с этим признаком  различают следующие виды активов предприятия:

а) Валовые активы. Они  представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как  собственного, так и заемного капитала.

б) Чистые активы. Они  характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных исключительно за счет собственного капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется по следующей формуле:

 

ЧА= А – ЗК,      (1)

 

где ЧА - стоимость чистых активов предприятия;

А – общая сумма  всех активов предприятия по балансовой стоимости;

ЗК – общая сумма  используемого заемного капитала предприятия.

5. Характер владения  активами. По этому признаку активы  предприятия делятся на следующие  два вида:

а) Собственные активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса.

б) Арендуемые активы. К  ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его  владении в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга).

6. Степень ликвидности  активов. В соответствии с этим  признаком активы предприятия  принято подразделять на следующие  виды:

а) Активы в абсолютно  ликвидной форме. К ним относятся  активы, не требующие реализации и  представляющие собой готовые средства платежа.

В состав активов этого  вида входят:

- денежные активы в  национальной валюте;

- денежные активы в  иностранной валюте.

б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов  предприятия, которая быстро может  быть консервирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

К высоколиквидным активам  предприятия относится:

- краткосрочные финансовые вложения;

- краткосрочная дебиторская  задолженность.

в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости  в срок от одного до шести месяцев.

К среднеликвидным активам  предприятия обычно относят:

- все формы дебиторской  задолженности, кроме краткосрочной  и безнадежной;

- запасы готовой продукции,  предназначенной к реализации.

г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть консервированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).

В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:

- запасы сырья и  полуфабрикатов;

- активы в форме  незавершенного производства;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью