Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа
Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.
Введение
Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активизации на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию дебиторской задолженности, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий.
За последние 3-4 года интерес к факторингу в нашей стране существенно возрос. Объемы факторинговых операций увеличились за период 2002-2006 гг. более чем в 12 раз. Этот интерес может быть еще большим, если более качественно и высокими темпами в нашей стране будет развиваться малый и средний бизнес. Все это предполагает серьезное изучение природы, форм и динамики развития факторинга в России.
Целью дипломной работы является изучение теоретической основы факторинга, как одной из возможных форм рефинансирования дебиторской задолженности предприятия, и разработка на этой основе предложений по совершенствованию и внедрению данного финансового инструмента.
Для достижения указанной цели в дипломной работе ставились следующие задачи:
Вопросы управления дебиторской задолженностью изложены в трудах следующих ученых: Гаджинского А. М., Зайцева Н.Л., Стояновой Е.С., Бланка И.А. и других. Стоит отметить, что теме факторинга со стороны российских ученых уделено недостаточное внимание. В настоящее время очень мало литературы по данной проблеме. Почти отсутствуют крупные монографические исследования. При этом большая их часть связана с исследованием правовых аспектов факторинговой деятельности. Все это говорит о том, что экономические вопросы развития факторинга пока еще не получили в нашей стране должного рассмотрения.
Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее время в периодической печати наметился рост числа публикаций, посвященных различным аспектам факторинговой деятельности. Среди немногочисленных отечественных ученых и специалистов-практиков, постоянно выступающих с научными публикациями по вопросам факторинга, следует выделить: Адамову К.Р., Алексанову Ю.А., Белова В.А., Гвоздикова Б.З., Ивасенко А.Г., Новоселову Л.А., Орехова С.А., Покаместова И.Е., Суханова Е.А., Трейвиша М.И.
1. Управление дебиторской задолженностью предприятия
1.1. Активы предприятия: виды, структура, значение в деятельности предприятия
Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных и имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Активы предприятия
подразделяются по многим классификационным
признакам, основными из которых
с позиций финансового
1. Форма функционирования активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:
а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
- основные средства;
- незавершенные капитальные вложения;
- оборудование, предназначенное к монтажу;
- производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
- объём незавершенного производства;
- запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
- прочие виды материальных активов.
б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:
- приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
- патентные права на использование изобретений;
- «ноу-хау» - совокупность
технических, технологических,
- права на промышленные образцы и модели;
- товарный знак –
эмблема, рисунок или символ, зарегистрированные
в установленном порядке,
- торговая марка – право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица;
- «гудвилл» - разница
между рыночной стоимостью
- другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия; Рисунок 1.1 Классификация активов предприятия по основным признакам.
в) Финансовые активы. Они
характеризуют различные
- денежные активы в национальной валюте;
- денежные активы в иностранной валюте;
- дебиторская задолженность во всех ее формах;
- краткосрочные финансовые вложения;
- долгосрочные финансовые вложения.
2 Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов. По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:
а) Оборотные (текущие) активы.
Они характеризуют совокупность
имущественных ценностей
В состав оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:
- производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
- объем незавершенного производства;
- запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
- дебиторскую задолженность;
- денежные активы в национальной валюте;
- денежные активы в иностранной валюте;
- краткосрочные финансовые вложения;
- расходы будущих периодов.
б) Внеоборотные активы.
Они характеризуют совокупность
имущественных ценностей
В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- незавершенные капитальные вложения;
- оборудование, предназначенное к монтажу;
- долгосрочные финансовые вложения;
- другие виды внеоборотных активов.
3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности. По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:
а) Операционные активы. Они представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно – коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.
В состав операционных активов предприятия включаются:
- производственные основные средства;
- нематериальные активы,
обслуживающие операционный
- оборотные операционные активы (вся их совокупность за минусом краткосрочных финансовых вложений).
б) Инвестиционные активы.
Они характеризуют совокупность
имущественных ценностей
В состав инвестиционных
активов предприятия включаются
- незавершенные капитальные вложения;
- оборудование, предназначенное к монтажу;
- долгосрочные финансовые вложения;
- краткосрочные финансовые вложения.
4. Характер финансовых
источников формирования
а) Валовые активы. Они представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как собственного, так и заемного капитала.
б) Чистые активы. Они характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных исключительно за счет собственного капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется по следующей формуле:
ЧА= А – ЗК, (1)
где ЧА - стоимость чистых активов предприятия;
А – общая сумма всех активов предприятия по балансовой стоимости;
ЗК – общая сумма используемого заемного капитала предприятия.
5. Характер владения
активами. По этому признаку активы
предприятия делятся на
а) Собственные активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса.
б) Арендуемые активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его владении в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга).
6. Степень ликвидности
активов. В соответствии с
а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
В состав активов этого вида входят:
- денежные активы в национальной валюте;
- денежные активы в иностранной валюте.
б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая быстро может быть консервирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
К высоколиквидным активам предприятия относится:
- краткосрочные финансовые вложения;
- краткосрочная дебиторская задолженность.
в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:
- все формы дебиторской
задолженности, кроме
- запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть консервированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:
- запасы сырья и полуфабрикатов;
- активы в форме незавершенного производства;