Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.

Файлы: 1 файл

Debt.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)

- необходимость  предоставления кредита на более  длительный срок с учетом времени,  необходимого для доставки товаров на иностранные рынки;

- факторы,  связанные с конкретной страной  партнера, например политическая  нестабильность, низкий уровень  экономического развития и др.

В случае если соглашение о внешнеторговом факторинге предусматривает использование для расчетов двух и более валют, возникает валютный риск - опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. Поэтому в связи с увеличением степени риска факторинговая компания или банк при международном факторинге предъявляет более жесткие требования к поставщикам.

Кроме того, размер оплаты выше, если факторинг - международный (внешнеторговый), так как расходы факторинговой компании при проведении операции за пределами своей страны значительно выше. Размер оплаты зависит от рисков, связанных с конкретной страной, и расходов факторинговой компании - партнера в случае взаимного факторинга.

Основные особенности  международного факторинга следующие.

1. Международный  факторинг всегда носит открытый характер.

2. В международном  факторинге отсутствует право  регресса к поставщику па экспорт. Это обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже. Факторинговые компании в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.

Выделяют  следующие основные виды международного факторинга:

- взаимный;

- прямой.

При обслуживании экспортера факторинговая компания, как правило, заключает договор  с факторинговой компанией страны импортера. Данный договор предполагает взаимность и часто носит характер долговременного стратегического сотрудничества, т. е. факторинговая компания экспортера действует в своей стране от имени и по поручению иностранной факторинговой компании по сделкам между компаниями двух стран.

По договору о взаимном факторинге факторинговая компания страны-экспортера передает часть объема работ факторинговой компании страны-импортера.

Виды работ, которые факторинговая компания экспортера по договору может передать факторинговой компании страны-импортера:

оценка кредитоспособности импортера;

страхование кредитного риска;

определение сумм, в пределах которых может  осуществляться страхование кредитного риска;

обязательство возместить неоплаченную клиентом сумму  кредита в определенный период после  наступления срока погашения;

инкассирование  долговых требований, включая при  необходимости обращение в арбитраж;

перевод средств  в валюте платежа на счет факторинговой  компании экспортера.

Взаимный  факторинг имеет следующие основные недостатки:

он достаточно громоздок;

он предполагает высокие издержки сторон.

Взаимный  факторинг имеет следующие основные преимущества:

для факторинговой  компании, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для факторинговой  компании экспортера;

если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большое количество прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.

При взаимном факторинге основная роль факторинговой компании экспортера заключается в кредитовании, и если экспортер в нем не заинтересован, то ему выгоднее заключить договор прямого факторинга непосредственно с факторинговой компанией страны-импортера.

Прямой факторинг  может быть следующим.

1. Импортный  - когда поставщик заключает договор  факторинга с факторинговой компанией или банком страны-импортера. Факторинговая компания страны-импортера осуществляет страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для факторинговой компании внутренними. Кредитование заграничного экспортера в иностранной для факторинговой компании валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных договорах редко.

2. Экспортный - когда поставщик заключает договор факторинга с факторинговой компанией или банком своей страны - страны-экспортера. Некоторые факторинговые компании отдают предпочтение такому факторингу, т. е. берут на себя кредитный риск, кредитование, ведение учета и инкассирование долговых требований. В этом случае факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных плательщиков и инкассировании требований. Эти действия чаше всего осуществляются от имени и по поручению факторинговой компании юридическими конторами страны-импортера.

Цена факторинговых  услуг значительно зависит от степени автоматизации операций, качественных технологий и наличия  опытного персонала. Общая стоимость факторинговых услуг в России (с учетом всех элементов оплаты) составляет сейчас 21-28 % годовых в рублях.

Часто правила  исчисления комиссии разрабатывают  так, чтобы стимулировать клиентов на развитие бизнеса - при достижении определенных показателей цена факторинга может приблизиться к цене кредита.

Факторинговая компания или банк удерживает оплату (комиссию), которая состоит из нескольких элементов.

1. Плата за  кредитование взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований) за период между досрочным получением и датой инкассирования требований.

Ставка данного  элемента оплаты обычно немного (до 4 %) превышает текущую ставку по банковским коммерческим кредитам, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью. Такое превышение обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании или банка. Сейчас ставка по факторингу составляет 14-18 % годовых в рублях.

2. Плата за управление. Это оплата непосредственно за факторинговое обслуживание - ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т. д. Размер данной оплаты рассчитывается как процент от годового оборота поставщика и зависит от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг, оценки факторинговой компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности плательщиков (покупателей).

Ставка данного  элемента комиссии составляет 0,1-3,0 % от годового оборота компании. Причем чем меньше продолжительность отсрочки и чем больше дебиторов, тем меньше комиссия. При наличии права регресса делается скидка на 0,2-0,5 %. Плата за учет (дисконтирование) счетов составляет 0,1 - 1,0 % от годового оборота поставщика.

3. Плата за  обработку документов зависит  от количества документов и определяется обычно фиксированной суммой за 1 документ. Сейчас это обычно от 10 до 50 рублей за 1 счет-фактуру.

4. Плата за работу  с дебиторской задолженностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рынок услуг факторинга в России

 

 

 

Рынок факторинговых  услуг существует на Западе 30-40 лет. Крупнейшие факторинговые компании имеют оборот 1,5-1,8 миллиардов долларов. Рост рынка составляет 20 % в год.

В России рынок  услуг существует 5 лет, оборот крупнейших компаний приближается к 1 миллиарду долларов. Рост рынка - 200 % в год. Пока рынок освоен на 5-10 %. Сейчас общий объем освоенного рынка - около 2 миллиардов долларов.

Крупнейшие  операторы на рынке услуг факторинга

(АБ «ИБГ  НИКойл») национальная факторинговая компания «Уралсиб-Никойл» (лидер — около 50 % рынка);

КБ «ЦентроКредит» (около 25 % рынка), www.ccb.ru;

Роспромбанк, www.rosprombank.ru;

Транскредитбанк, www.tcb.ru;

АМИ-банк, www.amibank.ru;

КБ «Союз», www.banksoyuz.ru;

Номос-банк;

Промсвязьбанк;

АБ «Оргрэсбанк»;

Русский банк развития.

Как показало исследование, проведенное рейтинговым агентством "Эксперт РА", российский рынок  факторинга продолжает развиваться  довольно интенсивно. За прошедший 2006 г. его объем вырос вдвое и к настоящему времени составляет 11 млрд. долл. Доля факторинговых сделок в ВВП по итогам 2006 г. - 1,1% (2005 г. - 0,9%, а 2002 г. - 0,1%).

Рисунок 2.1 Рынок факторинга в России

 

Источник: "Эксперт  РА"

В 2006 г. продолжилась тенденция увеличения числа игроков на рынке факторинга. Если в 2004 г. факторингом, по данным ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец минувшего года таких банков насчитывалось уже более ста. Некоторые из них пошли по пути выделения своих факторинговых подразделений в самостоятельные факторинговые компании.

За 2002-2004 гг. число клиентов факторов увеличилось почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год.

 

Рисунок 2.2 Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.

 

Источник: "Эксперт  РА"

 

81% принятой на обслуживание  дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% - торговым. Такое неравномерное распределение объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

На рисунке 12 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины - это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями - производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности - 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) - 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) - 12%, легкой промышленности - 5%.

 

Рисунок 2.3 Объем факторинговых сделок заключенных с производственными компаниями (по отраслям промышленности), млн. долл.

 

Источник: "Эксперт  РА"

 

На рисунке 2.4 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Как и в случае клиентов - промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

 

Рисунок 2.4 Объем факторинговых сделок заключенных с торговыми компаниями (специализация по отраслям промышленности), млн. долл.

 

Источник: "Эксперт  РА"

 

Факторинг особо востребован  в пищевой отрасли, где сильны западные компании - как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа  на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

Факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых - поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет "расчистить" баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

Факторинг - более  дорогой инструмент финансирования, чем, например, кредитование. Это естественно, потому что цена факторинга складывается не только из оплаты за кредит, есть еще плата за риски, администрирование, информационные услуги.

При небольшой отсрочке платежа (до 15 дней) стоимость факторинговых услуг превышает их эффективность, и экономически выгоднее пользоваться другими источниками финансирования (например, овердрафтом).

При выборе банка или  факторинговой компании надо учитывать следующие факторы:

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью