Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.

Файлы: 1 файл

Debt.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)

- срок предоставления кредита  (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость  товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкции  за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы, и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия – кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

5. Формирование стандартов  оценки покупателей и дифференциация  условия предоставления кредита.  В основе установления таких  стандартов оценки покупателей  лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность  покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

- определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

- формирование и экспертизу  информационной базы проведения  оценки кредитоспособности покупателей;

- группировку покупателей продукции  по уровню кредитоспособности;

- дифференциацию кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности  покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита  – товарному и потребительскому.

Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы  стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателем и стабильность  их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность  покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав  чистых активов, которые могут  составлять обеспечение кредита  при неплатежеспособности  покупателя  и возбуждении дела о его  банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

- дееспособность покупателя;

- уровень доходов покупателя  и регулярность их формирования;

- состав личного имущества  покупателя, которое может составлять  обеспечение кредита при взыскании  суммы долга в судебном порядке.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет  целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых  непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения  коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения  клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием  оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в максимальном объеме, т.е. на  уровне установленного кредитного  лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым  кредит не предоставляется (при  недопустимом уровне риска невозврата  долга определяемом типом избранной  кредитной политики).

6. Формирование процедуры  инкассации текущей дебиторской  задолженности. В составе этой  процедуры должны быть предусмотрены:  сроки и формы предварительного  и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности  и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7.Обеспечение использования  на предприятии современных форм  рефинансирования текущей дебиторской  задолженности. Развитие рыночных  отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми  в настоящее время, являются:

- факторинг;

- учет векселей, выданных  покупателями продукции;

- форфейтинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за предоставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании – «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия – продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70% до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируется банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию - продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).

Факторинговая операция позволяет предприятию – продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности  по предоставленному покупателю кредиту  в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостатком факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой  операции для предприятия продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним  уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже  банку (или другому финансовому  институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости  от их наминала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Учетная (дисконтная) цена векселя определяется по следующей  формуле:

 

,      (18)

 

где   - учетная (дисконтная) цена векселя на момент его продажи (учета банка);

- номинальная сумма векселя,  подлежащая погашению векселедателем  в предусмотренный в нем срок;

- количество дней от момента  продажи (учета) векселя до  момента его погашения векселедателем;

- годовая учетная вексельная  ставка, по которой осуществляется  дисконтирование суммы векселя, %

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному  товарному (коммерческому) кредиту  путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетинговая задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия – экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию – экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.

Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции рассмотрим на следующей схеме (рис. 1.9).

 

Рисунок 1.9 Финансовый механизм осуществления операции форфейтинга.

 

На первой стадии (1) предприятие  – экспортер и предприятие  – импортер заключают между собой  соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа (платежи осуществляются обычно по мере выполнения отдельных этапов соглашения). Предприятие – импортер в соответствии с соглашением обязуется осуществлять платежи по средством коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).

На второй стадии (2) предприятие  – экспортер заключает соглашение с банком (факторинговой компанией) своей страны, которой обязуется  за комиссионное вознаграждение финансировать  поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям.

На третьей стадии (3) предприятие – импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

На четвертой стадии (4) банк страны импортера пересылает индоссированные (авалированные) им векселя  предприятия – импортера в  адрес предприятия – экспортера.

На пятой стадии (5) предприятие – экспортер продает векселя банку (факторинговой компании) своей страны и получает за это соответствующие средства.

На шестой стадии (6) банк (факторинговая  компания) страны – экспортера индоссирует  векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией текущей дебиторской  задолженности. Такой контроль  организуется в рамках построения  общей системы финансового контроля  на предприятии как самостоятельный  его блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности (так называемые «проблемные кредиты»); в категорию «В» - кредиты средних размеров; в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.

Критерием оптимальности разработанной  и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью