Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.

Файлы: 1 файл

Debt.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)

доля финансирования до погашения долга;

максимальный  срок отсрочки долга;

возможность проверки сведений по дебиторам;

право регресса (реверсивность факторинга);

ставки по элементам платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование управления  дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Красота-СМ»

 

 

 

3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Красота-СМ»

 

 

 

Группа компаний «Красота-СМ», основанная в 1992 году, в настоящий момент является одной из динамично развивающихся предприятий сибирского региона, специализирующихся на производстве продукции из натурального растительного сырья (фрукты, овощи, дикоросы). За свой жизненный срок ассортимент продукции, производимой предприятием, изменялся в зависимости от требований рынка и времени (от косметических средств до алкогольной продукции).

В последние годы ассортимент продукции стабилизировался, и фирма уверенно заняла свое место на рынке. Продукция, производимая предприятием, включает в себя более 200 позиций и делится на три товарные группы:

1. Соки, сиропы;

2. Джемы, повидло, гели, топинги;

3. Промпереработка.

Продукция производится на основе дикорастущего и садово-огородного сырья Томской области и используется в качестве конечного продукта, так и для дальнейшего использования в кондитерской и молочной промышленности.

В отличие от имеющихся  зарубежных аналогов, продукция ООО "Красота – СМ" производится только из натурального сырья с сохранением всех полезных свойств и вкусовых качеств; продукция имеет более высокие вкусовые и качественные характеристики по сравнению с имеющимися российскими аналогами. Часть продукции ООО "Красота – СМ" является исключительной и не имеет аналогов как российских, так и зарубежных.

Цена на каждое наименование продукции устанавливается исходя из цен конкурентов, емкости рынка, дифференцированно по видам, регионам, на основе предпочтений потребителей и других факторов.

Первая группа (соки, сиропы) занимает от 60 до 70 % общего объема производства. Цены варьируются от 12 до 100 рублей за 1 литр продукции. Абсолютными лидерами продаж являются соки с мякотью в 2-х и 3-х литровых банках (абрикос, персик, томат, яблоко).

Вторая группа (джемы, повидло, гели, топинги) также весьма разнообразна как по ассортименту (практически весь фруктово-ягодный ряд), так и по видам упаковок (это стеклобанка 300 грамм, 550 грамм, пластиковые ведерки по 1 кг, пластиковые стаканчики 165 г и 530 г.). Средняя цена составляет около 27 рублей за килограмм продукции. Она занимает от 15 до 25 % от общего объема производства, в зависимости от сезона.

Третья товарная группа - это компаунд-наполнители, предназначенные для промпереработки. Доля этой группы в общем, объеме выпускаемой продукции постоянно увеличивается и составляет на данный момент 10-25% в зависимости от сезона. Продукция этой группы является наиболее высокорентабельной и дорогостоящей, средняя цена 1 кг составляет 45-47 рублей. В ближайшее время планируется увеличить «удельный вес» этой товарной группы до 30% и более наряду с увеличением общих продаж.

Спрос на каждую из товарных групп несколько изменяется в  зависимости от сезона. Например, пик  спроса на соки и джемы приходится на зимне-весенний период, тогда как в летний период спрос несколько снижается, однако, в свою очередь, в несколько раз возрастает спрос на промпереработку, так как активизируются производители мороженного. Так разумное распределение и взаимозаменяемость групп продукции позволяет обеспечивать стабильный оборот предприятия (на данный момент развития  он составляет в среднем 15 миллионов рублей в месяц) и практически избегать сезонных снижений.

Анализ конкурентов  также можно произвести по товарным группам. Рынок соков, весьма насыщен, достаточно взглянуть на полки любого магазина, огромный ассортимент «100% соков» в тетрапаках от крупнейших российских производителей. Однако стоит отметить, что большинство производителей восстанавливают сок из концентрата, в то время как продукция «Красоты» - это соки, полученные методом прямого отжима (ягодные соки), либо прямой переработкой фруктового сырья (соки с мякотью). Вдобавок к этому среди производителей именно натуральной продукции существует «золотое правило» - «Экологически чистый продукт – в экологически чистой упаковке» (натуральный сок должен быть разлит в стеклянную упаковку), которому «Красота» следует неукоснительно. На сибирском соковом рынке представлен ряд производителей, которые также выпускают продукцию в стеклянных банках и бутылках. Среди томских производителей – это компании «Сава» и «ТВК», среди региональных наиболее широко представлены новосибирские фирмы «СоКо», «Сибкет», «Ермак». Цены на аналогичную продукцию у всех этих производителей примерно одинаковы (разброс цен не более 5-7%), каждый из них имеет определенные плюсы и минусы (качество продукции, упаковка, сервис и т.д.), но, по мнению подавляющего большинства наших потребителей, продукция «Красоты» обладает оптимальным соотношением «цена/качество» (очень высокое качество продукции при весьма умеренной цене). Как показатель этого – крупные сети сами предлагают нам работу без обязательных для всех входных платежей, иногородние оптовые структуры борются за право дистрибьюции на нашу продукцию.

Среди конкурентов по второй группе (джемы, повидло) стоит выделить томские компании «Савва» и «Рябинушка», а так же «Ратибор» (Владимир) и «Гами» (Н.Новгород). Но, как и ситуации с соками, продукция «Красоты», обладающая оптимальным соотношением «Цена/качество», занимает свое достойное место в конкурентной среде и пользуется стабильным спросом.

В третьей группе (компаунд-наполнители) продукция «Красоты» практически вне конкуренции. Производители аналогичной продукции расположены в Европейской части России.

Основным сырьем для производства продукции ООО "Красота-СМ" является дикорастущие и садово-огородные культуры – ягоды, фрукты, овощи. Для своевременного пополнения запасов сырья закупка дикорастущих пищевых растений производится у населения Томской области, у действующих контор, через действующую заготовительную сеть Областного потребительского союза Томской области, в Бакчарском опорном пункте по выращиванию ягод. На территории Томской области растут следующие виды дикорастущих пищевых растений: голубика, клюква болотная, брусника, калина, рябина, смородина черная, смородина красная, черемуха, черника, малина.

По оценкам ученых НИИ биологии и биофизики Томского Государственного Университета валовый  урожай дикорастущих пищевых растений оценивается ежегодно не менее 15 000 тонн.

Наличие запасов ягод в течение  года является наиболее важным моментом непрерывного снабжения предприятия  основным материалом. Для избегания сбоев поставок сырья, скачков цен в течение года ООО "Красота-СМ" ежегодно производит закупки основного сырья в сезон сбора ягод.

На складах ООО "Красота-СМ" имеется месячный запас потребности  предприятия в сахаре, двухнедельный  запас потребности в стеклотаре. Имеется запас этикеток на каждый производимый вид продукции.

Для бесперебойного снабжения  и снижения затрат на сырьё в 2005 году был запущен проект «Красота-Сад Мечты», предусматривающий выращивание собственного сырья на собственных землях.

На 53 га земли в районе поселка Кафтанчиково заложен сад. Для реализации проекта закуплена техника, транспорт, закупается и монтируется тепличный комплекс, ведутся строительные работы. Создано более 30 постоянных рабочих мест. В период весенних полевых работ и уборки урожая привлекается более 300 человек.

В этом году собран первый урожай: около 150 тонн моркови, 120 тонн тыквы, первый урожай ягоды, семена, саженцы. Через 3-4 года планируется полное обеспечение предприятия более чем по 10 видам плодово-ягодного и овощного сырья. В дальнейшем предприятие намерено активно развивать этот проект.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 Стратегические цели развития ООО «Красота-СМ» и пути достижения их

 

Наименование  цели

Описание путей  достижения цели

1

Производство продукции  с качеством на уровне международных  стандартов

Использование только натуральных  компонентов.

Система контроля качества сырья и покупных и получаемых полуфабрикатов на каждом этапе технологического процесса

Получение российских и  международных сертификатов качества

Покупка современного оборудования разлива и упаковки

Оснащение контрольно-аналитической  лаборатории современным контрольным оборудованием

Реконструкция полов  в цехах

Постройка и ввод в  эксплуатацию холодильника на 350 м 3

2

Увеличение ассортимента продукции

Создание бактериологической лаборатории для создания новых  видов продукции

Финансирование разработок новых видов продукции

Покупка оборудования для  производства новых видов продукции

Увеличение направлений  использования продукции

3

Формирование положительного общественного мнения о предприятии

Участие в выставках, ярмарках, конкурсах

Участие в благотворительных  акциях

Спонсорство

Участие в мероприятиях органов государственной власти

4

Освоение новых рынков сбыта продукции

Проведение маркетинговых  исследований потенциальных рынков

Создание представительств, филиалов, развитие сети уполномоченных дилеров в регионах

Реализация комплексной  рекламной программы

5

Увеличение объема продаж

Увеличение ассортимента продукции

Освоение новых рынков сбыта продукции

Создание собственных  магазинов

Реализация комплексной  рекламной программы


 

 

 

3.2 Анализ дебиторской задолженности и кредитной политики на предприятии ООО «Красота-СМ»

 

 

 

На первом этапе проанализируем уровень дебиторской задолженности  организации и его динамику в  предшествующем периоде. Анализ осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

      (16)

где КОАдз — коэффициент  отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма  дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА — общая сумма  оборотных активов организации.

Объем дебиторской задолженности  по отношению к оборотным средствам ООО «Красота-СМ» представлен в таблице 3.1. В период с 01.01.2006 г. по 01.01.2007 г. доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменилась в пределах с 35,07 % до 29,87 %. Теоретически, факт увеличения дебиторской задолженности в период с 01.01.2006 г. по 01.01.2007 г. отражает увеличение оборотных средств а, следовательно – улучшение финансового положения. Но на практике, для оценки возрастания дебиторской задолженности, потребуется анализ ее качества.

 

 

Таблица 3.2. Расчет коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.

Показатели

01.01.06

01.04.06

01.07.06

01.10.06

01.01.07

1.Дебиторская задолженность,

руб.

12 700

19958

25202

19366

18642

2.Общая сумма оборотных активов, руб.

36 212

46 887

56 042

54 759

62420

3. Коэффициент отвлечения  оборотных активов в дебиторскую  задолженность, (п.1 / п. 2), %.

35,07

42,57

44,97

35,37

29,87


 

Диаграмма, представленная на рисунке 3.1, наглядно демонстрирует объем дебиторской задолженности ООО «Красота-СМ» и его динамику в предшествующий период.

 

Рисунок 3.1 Объем дебиторской задолженности ООО «Красота-СМ»

 

На втором этапе  анализа определяются период погашения  дебиторской задолженности и количество оборотов.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует  скорость обращения инвестированных  в нее средств в течение  определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

КОдз = ВР/ДЗср,      (17)

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью