Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа
Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.
где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;
ВР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср — средний
остаток дебиторской
Таблица 3.3. Расчет количества оборотов дебиторской задолженности.
Показатели |
Период | ||||
4кв.2005 |
1кв.2006 |
2кв.2006 |
3кв.2006 |
4кв.2006 | |
1. Выручка от реализации в свободных оптовых ценах, руб. |
12069 |
23815 |
35523 |
27276 |
27433 |
2. Дебиторская задолженность за период, руб. |
12700 |
19958 |
25202 |
19366 |
18642 |
3. Количество оборотов дебиторской задолженности (п.1 / п.2), |
0,950
|
1,193
|
1,410
|
1,408
|
1,472
|
Ускорение оборачиваемости
в динамике рассматривается как
положительная тенденция. Замедление
оборачиваемости
Период погашения дебиторской задолженности (П) определяется по формуле:
(18)
Таблица 3.4. Расчет количества периода погашения дебиторской задолженности.
Показатели |
Период | ||||
4кв.2005 |
1кв.2006 |
2кв.2006 |
3кв.2006 |
4кв.2006 | |
1. Количество оборотов дебиторской задолженности |
0,950 |
1,193 |
1,410 |
1,408 |
1,472 |
2.Число дней периода |
91 |
91 |
91 |
91 |
91 |
3. Период погашения дебиторской задолженности (п.2/п.1), дней |
95,76
|
76,26
|
64,56
|
64,61
|
61,84
|
Период погашения дебиторской задолженности составляет 62 дней притом, что выставлено условие оплаты «нетто 30 дней». Это означает, что качество дебиторской задолженности рассматриваемого общества низкое, т.к. часть счетов просрочена.
На третьем этапе определяем взвешенное «старение» счетов дебиторов ООО «Красота-СМ». Анализ подтверждает расхождения реального периода оборота дебиторской задолженности и установленного условиями кредита, который предоставляет фирма своим потребителям. Данные, приведенные в таблице 3.5, иллюстрируют два важных вывода. Во-первых, из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами, больше установленного, на 24 дня. Во-вторых, самый большой вклад в общую продолжительность периода оборота дебиторской задолженности дает период 30 – 60 дней, а именно – 14 дней. Также необходимо обратить внимание на период 60 - 90. Все два выше перечисленных срока возникновения дебиторской задолженности дают больше половины срока просроченных счетов дебиторов, а именно 22 дня.
Таблица 3.5 Взвешенное «старение» счетов дебиторов
Классификация дебиторов по срокам задолженности. |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме задолженности. |
Взвешенное старение счетов, дни. |
0-30 |
7118 |
0,382 |
|
30-60 |
8713 |
0,467 |
14 |
60-90 |
2485 |
0,133 |
8 |
90-120 |
326 |
0,017 |
2 |
Итого: |
18642 |
1 |
24 |
Более совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской задолженности является реестр «старения» счетов дебиторов, где все счета дебиторов общества ранжируются по убыванию величины задолженности. Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет среднего срока погашения задолженности.
Из данных табл. 3.6 видно, что 38 % задолженности являются текущими, 47 % просрочены не более чем на месяц.
Таблица 3.6 Реестр «старения» счетов дебиторов
Наименование дебитора |
Срок дебиторской задолженности |
Всего |
Доля % | |||
0-30 |
30-60 |
60-90 |
свыше 90 | |||
Дебитор 1 |
1437 |
646 |
2083 |
11,17 | ||
Дебитор 2 |
798 |
261 |
429 |
226 |
1714 |
9,19 |
Дебитор 3 |
848 |
565 |
1413 |
7,58 | ||
Дебитор 4 |
714 |
195 |
909 |
4,88 | ||
Дебитор 5 |
573 |
166 |
739 |
3,96 | ||
Дебитор 6 |
466 |
133 |
599 |
3,21 | ||
Дебитор 7 |
271 |
144 |
415 |
2,23 | ||
Дебитор 8 |
170 |
35 |
205 |
1,10 | ||
Дебитор 9 |
192 |
192 |
1,03 | |||
Дебитор 10 |
155 |
155 |
0,83 | |||
Прочие дебиторы |
1494 |
6568 |
2056 |
100 |
10218 |
54,81 |
Итого |
7118 |
8713 |
2485 |
326 |
18642 |
100 |
Доля группы % |
38,18 |
46,74 |
13,33 |
1,75 |
100 |
На счетах десяти основных дебиторов сконцентрировано около 45 % от всей суммы дебиторской задолженности; около 32 % от задолженности, просроченной свыше 30 дней. Необходимо обратить особое внимание именно на этих основных фирм-покупателей.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
коэффициент просроченной дебиторской задолженности, который вычисляется по формуле:
КПдз = ДЗпр / ДЗ, (19)
где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
ДЗ — общая сумма
дебиторской задолженности
КПдз = 11524/18642=0,62
Вычисленный коэффициент говорит о том, что 62 % всей дебиторской задолженности ООО «Красота-СМ» является просроченной. Этот высокий показатель сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.
Для того чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, производится оценка реального состояния дебиторской задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную статистику.
Таблица 3.7 Прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности
Классификация дебиторов по срокам задолженности |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Вероятность безнадежных долгов, отн. ед. |
Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. (2) * (4) |
Реальная величина задолжен- ности, тыс. руб. (2) - (5) |
0 – 30 дн. |
7118 |
0,025 |
178 |
6940 |
30 – 60 |
8713 |
0,05 |
436 |
8277 |
60 – 90 |
2485 |
0,075 |
186 |
2299 |
90 – 120 |
326 |
0,1 |
33 |
293 |
Итого: |
18642 |
0,04 |
833 |
17809 |
Проведенный расчет показывает, что есть вероятность того, что предприятие не получит 833 тыс. рублей или 4% от общей суммы дебиторской задолженности.
На фоне полученных негативных
результатов анализа
Опираясь на выводы из проведенного анализа, исследуем кредитную политику фирмы, которая определила такое состояние дебиторской задолженности.
На первом этапе анализа определяются принципы кредитной политики ООО «Красота-СМ». Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного (коммерческого) кредита. Тип кредитной политики, применяемый в данное время фирмой, конкретно не выражен.
С одной стороны - это агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики, потому что: высокий уровень кредитного риска.
С другой стороны - это консервативный (или жесткий) тип кредитной политики, потому что: установлен минимальный срок предоставления кредита - 30 дней и отсутствует система скидок при осуществлении досрочных расчетов за приобретенную продукцию.
При этом лишь 38 % дебиторов заплатили на 30 день, т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность, находится на медленно оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные долги.
На втором этапе анализа определяется политика предоставления коммерческих кредитов в ООО «Красота-СМ»
Срок установленного кредита в ООО «Красота-СМ» – 30 дней;
Система скидок, стандарты кредитоспособности и политика инкассации четко не определены.
Кредитоспособность потенциальных клиентов определяется на уровне коммерческого директора с использованием информации предоставленной непосредственно покупателем и из внешних источников.
На третьем этапе анализа выяснено, что современные формы рефинансирования дебиторской задолженности в фирме отсутствуют.
3.3. Оценка возможности применения факторинга на предприятии ООО «Красота-СМ»
В современных условиях ведения бизнеса компания ООО «Красота-СМ» вынуждена предоставлять покупателям отсрочку платежа, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие ООО «Красота-СМ» на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств, ухудшению текущей ликвидности компании, снижению оборачиваемости дебиторской задолженности, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки (как показывает анализ, на предприятии 62% всей дебиторской задолженности просроченно), это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе компании. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, ООО «Красота-СМ» ежедневно проводит мониторинг состояния дебиторской задолженности. В компании за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним а, следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Рисунок 3.2 Общая схема внутреннего факторинга в России
Указанные на рисунке цифры и направления означают: