Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Управление дебиторской задолженностью – один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности.

Файлы: 1 файл

Debt.doc

— 927.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Проведенный анализ позволяет  сделать следующие выводы:

1.За первый квартал  2007 г. по договору факторинга  фирма получила денежные средства  в размере 18 млн. рублей, этих  средств оказалось достаточно для осуществления текущей деятельности предприятия.

2. Плата за кредитование по факторинговому договору составила 400 тысяч рублей. Комиссия за управление дебиторской задолженностью составила 115 тысяч рублей.

3.На конец рассматриваемого  периода остаток денежных средств составил 4 млн. рублей.

Также необходимо отметить, что размер дебиторской задолженности  на 31 марта 2007 г. после внедрения  факторинга сократился на 6 млн. рублей и составил 14 млн. рублей. После внедрения  факторинга фирмой за первый квартал получен убыток в размере 410 тысяч рублей. Этот убыток может быть покрыт за счет использования освободившихся денежных средств в размере 4 млн. рублей (пополнение оборотных средств для увеличения объемов продаж) (Приложение 3-4).

Исходя из выше сказанного, практическое использование факторинга на предприятии ООО «Красота-СМ» обеспечит повышение эффективности функционирования за счет следующих элементов:

1. Предприятие получает  финансирование сразу после отгрузки  или в определенный договором  факторинга день. Таким образом, предприятие сможет поставлять продукцию своим покупателям с большей отсрочкой платежа (60-90 дней). Так как ООО «Красота-СМ» нацелено на увеличение объемов продаж, то использование факторинга даст возможность поддерживать оборотный капитал на необходимом уровне и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также компания, заключив договор факторинга, заранее будет знать, в какой день деньги поступят на его счет. Необходимо отметить, что на практике, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, компания не может быть полностью уверена в том, что дебитор полностью и в срок исполнит свои платёжные обязательства по контракту, как показывает анализ период погашения дебиторской задолженности в 2006 г. составляет 62 дней притом, что выставлено условие оплаты «нетто 30 дней».

Кроме того, механизм факторинга имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых, в первую очередь, следует отметить следующие:

• финансирование осуществляется на протяжении всего срока работы предприятия-поставщика с дебиторами;

• в отличие от классического  кредита поставщику не нужно аккумулировать средства для дальнейшего погашения долга, в случае факторинга сумма финансирования будет погашена  из платежей покупателей;

• объёмы финансирования автоматически увеличиваются по мере роста объемов продаж.

Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств  предприятия, исчезает необходимость  поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит  роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия). Кроме того, факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ему действительно нужны деньги. Следовательно, расчет эффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге, в ряде случаев свидетельствует, что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на более высокую номинальную ставку.

Величина финансирования при факторинге находится в прямой зависимости от объёма имеющейся дебиторской задолженности предприятия. В отличие от традиционных форм залогового кредитования денежные требования выкупаются факторинговой компанией, а не используются в качестве залога.

Факторинговое финансирование в отличие от традиционного кредитования доступно информационно-непрозрачным предприятиям и предприятиям, имеющим «плохую» структуру баланса с точки зрения кредитной организации. Такая возможность объясняется тем, что риск невозврата долгов лежит не на предприятии-поставщике, а на покупателях-дебиторах, и, соответственно, кредитоспособность поставщика при оценке рисков становится менее значимой, чем финансовое состояние его покупателей.

2. В комплекс услуг  факторинга также входит работа, связанная с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, работа с дебиторами, которые задерживают оплату поставленной продукции. Как правило, в условия обслуживания включается пункт о том, что факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех совершенных поставках и платежах его покупателей. Кроме того, в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших предприятий, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет предприятию-поставщику экономить трудовые и финансовые ресурсы, связанные с взысканием просроченной дебиторской задолженности.

3. Факторинговые компании, накопившие длительный опыт работы  на рынке, располагают всей  необходимой информацией о деловой  репутации и наличии прецедентов несвоевременного выполнения обязательств дебиторами. В связи с этим факторинговые компании могут рассматриваться как своеобразные кредитные бюро, имеющие информацию о платежной дисциплине хозяйствующих субъектов. Кроме того, факторинговые компании используют различные эффективные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика.

4. Факторинговые компании, по сути, осуществляют страхование  рисков предприятия, связанных  с поставкой товаров с отсрочкой  платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок. В результате у предприятия могут возникать проблемы, связанные с недостаточностью оборотного капитала и, соответственно, с расчетами с его кредиторами.

Вместе с тем, практическое применение факторинга не исключает использование традиционных банковских и страховых инструментов. В большинстве случаев наибольшая эффективность достигается именно за счет рационального сочетания кредитования и факторинговых схем. Например, кредитование используется в инвестиционной деятельности предприятия, а факторинг является источником пополнения и наращивания оборотного капитала.

Таким образом, бесперебойное  и эффективное функционирование предприятия во многом напрямую зависит от возможностей сохранять/расширять рынки сбыта и обеспечивать достаточность оборотного капитала. Первое определяется конкурентоспособностью предлагаемого продукта, проводимой маркетинговой политикой и возможностью эффективной работы с потребителями продукции, в том числе – на условиях отсрочки платежа. Последнее может достигаться за счет использования факторинга, имеющего ряд важных преимуществ перед другими формами финансирования оборотного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Они могут различаться  по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и  второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.

Наибольшее влияние  на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.

Дефицит денежных средств  в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы  работы с дебиторами одними из главных  в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Поэтому вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью, направленные на увеличение объема реализации за счет расширения продажи продукции в кредит надежным клиентам и обеспечение своевременной инкассации долга имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента.

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд  новых форм управления дебиторской  задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Одной из форм рефинансирования дебиторской задолженности, используемой в настоящее время, является факторинг.

Практическое использование факторинга на предприятии обеспечивает повышение эффективности функционирования за счет следующих элементов:

1. Предприятие получает  финансирование сразу после отгрузки  или в определенный договором  факторинга день. Таким образом,  предприятие сможет поставлять продукцию своим покупателям с большей отсрочкой платежа. Так же компания, заключив договор факторинга, заранее будет знать, в какой день деньги поступят на его счет.

Кроме того, механизм факторинга имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых, в первую очередь, следует отметить следующие:

• финансирование осуществляется на протяжении всего срока работы предприятия-поставщика с дебиторами;

• в отличие от классического  кредита поставщику не нужно аккумулировать средства для дальнейшего погашения долга, в случае факторинга сумма финансирования будет погашена из платежей покупателей;

• объёмы финансирования автоматически увеличиваются по мере роста объемов продаж.

Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия).

2. В комплекс услуг  факторинга также входит работа, связанная с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, работа с дебиторами, которые задерживают оплату поставленной продукции.

3. Факторинговые компании, накопившие длительный опыт работы на рынке, располагают всей необходимой информацией о деловой репутации и наличии прецедентов несвоевременного выполнения обязательств дебиторами. В связи с этим факторинговые компании могут рассматриваться как своеобразные кредитные бюро, имеющие информацию о платежной дисциплине хозяйствующих субъектов. Кроме того, факторинговые компании используют различные эффективные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика.

4. Факторинговые компании, по сути, осуществляют страхование рисков предприятия, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок. В результате у предприятия могут возникать проблемы, связанные с недостаточностью оборотного капитала и, соответственно, с расчетами с его кредиторами.

Вместе с тем, практическое применение факторинга не исключает  использование традиционных банковских и страховых инструментов. В большинстве случаев наибольшая эффективность достигается именно за счет рационального сочетания кредитования и факторинговых схем. Например, кредитование используется в инвестиционной деятельности предприятия, а факторинг является источником пополнения и наращивания оборотного капитала.

Таким образом, бесперебойное  и эффективное функционирование предприятия во многом напрямую зависит от возможностей сохранять/расширять рынки сбыта, обеспечивать достаточность оборотного капитала. Первое определяется конкурентоспособностью предлагаемого продукта, проводимой маркетинговой политикой и возможностью эффективной работы с потребителями продукции, в том числе – на условиях отсрочки платежа. Последнее может достигаться за счет использования факторинга, имеющего ряд важных преимуществ перед другими формами финансирования оборотного капитала.

Также хочется отметить что, данная дипломная работа будет теоретической базой для дальнейшей работы в области изучения возможности внедрения факторинга на предприятии ООО Красота-СМ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43).

2. Федеральный закон  РФ «О банках и банковской деятельности» №395–1.

3. Налоговый кодекс  РФ (гл. 25, ст. 265, 269, 271).

4. Бочаров В.В. Управление оборотом предприятий и корпораций - М.: Финансы и статистика, 2002. - 144 с.

5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга. 2001. – 528 с.

6. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. – К.: Ника-Центр, Эльга. 2003. – 448 с. – («Энциклопедия финансового менеджера»; Вып. 2).

7. Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышнековой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 1008 с.: ил.

8. Брунгильд С.Г. Уравление  дебиторской задолженностью. – АСТ, 2007. – 256 с.

9. Дебиторская и кредиторская задолженность. Острые вопросы учета и налогообложения // М. Ш. Галлеев – Москва: Вершина, 2007. – 208 с.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью