Управление операционным и финансовым циклом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выработка мер по сокращению операционного и финансового циклов ОАО «Череповецкий «Азот».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты управления операционным и финансовым циклами предприятия;
- оценить существующую на предприятии ОАО «Череповецкий «Азот» политику управления оборотным капиталом предприятия в разрезе отдельных видов оборотных активов;
- рассчитать и дать оценку продолжительности операционного и финансового циклов предприятия;
-предложить мероприятия по сокращению продолжительности операционного и финансового циклов на предприятии ОАО «Череповецкий «Азот».

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты управления операционным и финансовым циклом на предприятии........................................................................................................5
1.1. Понятие, экономическая сущность и взаимосвязь операционного и финансового циклов предприятия.........................................................................5
1.2. Политика управления оборотным капиталом предприятия............7 2. Производственно-экономическая характеристика и анализ финансового состояния ОАО «Череповецкий «Азот»..............................................................12
2.1. Производственно-экономическая характеристика ОАО «Черепо-вецкий «Азот»........................................................................................................12
2.2. Оценка финансового состояния ОАО «Череповецкий «Азот»........15
3. Расчет и анализ продолжительности операционного и финансового циклов на предприятии ОАО «Череповецкий «Азот»....................................................28
3.1. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Череповецкий «Азот»..........................................................................................28
3.2. Расчет и оценка продолжительности операционного и финансового циклов предприятия..............................................................................................42
4. Пути сокращения продолжительности операционного и финансового циклов ОАО «Череповецкий «Азот»...................................................................44
Выводы и предложения........................................................................................49
Список литературных источников.......................................................................51

Файлы: 1 файл

чистяк.docx

— 326.88 Кб (Скачать файл)

2)  дебиторской задолженностью;

3)  денежными активами (к ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).

В разрезе этих групп оборотных  активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.

 

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Политика управления запасами представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации  общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:  1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде.

Основной задачей этого  анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

2. Определение принципиальных подходов к формированию запасов, вытекающих из политики управления оборотными активами.

3.  Определение общего размера и оптимизация структуры запасов на основе расчета норматива оборотных средств.

4.  Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов.

5.  Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.

Основной задачей таких  контролирующих систем, которые являются составной частью финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов.

6. Обоснование учетной политики предприятия в сфере учета запасов ТМЦ с целью реального отражения их стоимости в условиях инфляции.

 

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.

 Основной задачей этого  анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип  кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или  мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

•  срок предоставления кредита (кредитный период);

•  размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

•  стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию);

•  система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

6. Формирование процедур инкассации текущей дебиторской задолженности.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

 

Управление денежными  активами или остатком денежных средств, постоянно находящимся в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функций общего управления оборотными активами. Политика управления денежными активами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающуюся в оптимизации совокупного размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения.

Разработка политики управления денежными активами предприятия включает следующие основные этапы.

1. Анализ денежных активов предприятия в предшествующем периоде.

Основной целью этого  анализа является оценка суммы и  уровня среднего остатка денежных активов  с позиций обеспечения платежеспособности предприятия, а также определения  эффективности их использования.

2. Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия

Такая оптимизация обеспечивается путем расчетов необходимого размера отдельных видов этого остатка в предстоящем периоде.

3. Дифференциация среднего остатка денежных активов в разрезе национальной и иностранной валюты.

4. Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов.

Такое регулирование проводится с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия, а также с целью уменьшения расчетной максимальной и средней потребности в остатках денежных активов.

5. Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов.

На этом этапе формирования политики управления денежных активов  разрабатывается система мероприятий  по минимизации уровня потерь альтернативного  дохода в процессе их хранения и  противоинфляционной защиты.

6. Построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия [6].

Как следует из вышесказанного, рациональное управление оборотными активами обеспечит сокращение продолжительности операционного и финансового циклов предприятия.

 

 

2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ 

ОАО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ «АЗОТ»

 

2.1. Производственно-экономическая  характеристика ОАО «Череповецкий  «Азот»

 

ОАО "Череповецкий "Азот" - одно из крупнейших предприятий химической промышленности России.

Юридический и фактический  адрес ОАО «Череповецкий «Азот»: РФ, Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, 36.

Оно было учреждено в соответствии с Указом Президента РФ "Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  акционерные общества" от 1 июля 1992 г. №721, решением Комитета по управлению государственным имуществом Вологодской  области №382 от 28 июля 1993 г. "О создании акционерного общества открытого типа "Череповецкое производственное объединение "Азот" [3].

ОАО "Череповецкий "Азот" является крупнейшим производителем товарного аммиака на Северо-Западе. Это дает ряд конкурентных преимуществ. В частности, существует ряд крупных потребителей аммиака, связанных с предприятием аммиакопроводами: ОАО «Аммофос» и ЗАО «Агро-Череповец». Основной объем поставки на внутренний рынок осуществляется на эти предприятия. Основным покупателем экспортного аммиака является ВК «Экспедиция», Латвия. Наиболее крупным потребителем аммиачной селитры на внутреннем рынке являются: ООО "Регион-Агро-Белгород", ООО "Регион-Агро-Кубань", ООО "Регион-Агро-Курск". Фирма Transammonia AG, Швейцария  является наиболее крупным потребителем аммиачной селитры на экспортном рынке.

Многолетний опыт работы ОАО "Череповецкий "Азот" на рынке  химической продукции и качество последней позволяют говорить о  хорошей организации подготовительного  и производственного процесса, о  высоком научном потенциале предприятия.

Выгодное географическое положение создает благоприятные  условия и прекрасные возможности  для успешного сотрудничества с  партнерами из ближнего и дальнего зарубежья. Вся выпускаемая продукция соответсвует мировому уровню качества. Предприятие "Череповецкий "Азот" обеспечено собственной железнодорожной станцией "Азот" и автодорогой, имеется большой парк цистерн для перевозки аммиака. Кроме железной дороги и автодороги, продукция отгружается по реке Шексна и Волго-Балтийскому каналу до портов Архангельск, Мурманск и Санкт-Петербург, а также портов акватории Черного, Азовского и Каспийского морей.

Наличие в штате предприятия  высококвалифицированных специалистов, а, следовательно, высокий научный  потенциал предприятия позволяют непрерывно вести работу по более рациональному использованию имеющихся мощностей, а так же по разработке и внедрению производства новых образцов продукции. По мере развития ОАО "Череповецкий "Азот" создаются новые рабочие места. По состоянию на 31 декабря 2011 года численность сотрудников Компании составила 2606 человек, что больше аналогичного показателя в 2010 году на 303 человека.

Проанализируем основные показатели деятельности за 2009-2011 гг. Одним из основных показателей является валовый выпуск продукции, на основе его анализа охарактеризуем специализацию предприятия. Данные валового выпуска по основным видам продукции приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Валовый выпуск продукции ОАО «Череповецкий  «Азот»

 

Вид продукции

На 31.12.2009 г., тонн

На 31.12.2010 г., тонн

На 31.12.2011 г., тонн

Изменение за 2011 г., тонн

Темп роста в 2011 г., %

Уд.вес в общем объеме выпуска в отч.году, %

Аммиак

1097280

1043060

1010065

-32995

96,84

49,59

Минеральные удобрения

454510

421113

455651

34538

108,20

22,37

Слабая азотная кислота

366814

338440

367319

28879

108,53

18,03

Прочие виды

210339

167347

203873

36526

121,83

10,01

Итого выпуск по предприятию

2128943

1969960

2036706

66746

103,39

100


 

Основным направлением деятельности ОАО "Череповецкий "Азот" является производство минеральных удобрений. Около 90% общего объема производимой продукции  приходится на аммиак, аммиачную селитру  и сложные азотно-фосфатные удобрения; на этих видах продукции и специализируется предприятие. ОАО "Череповецкий "Азот" также выпускает слабую азотную кислоту, медицинскую закись азота, продукты переработки газового конденсата, защитную атмосферу, изделия из пенополиуретана [2].  Валовый выпуск аммиака – продукции, занимающей 49,59 % в структуре товарной продукции, - по отношению к прошлому году снизился на 3,16 %. Снижение выпуска обусловлено проведением крупномасштабных капитальных ремонтов на установках по производству аммиака. Минеральных удобрений выпущено на 8,20 % больше, чем в прошлом году. Выпуск слабой азотной кислоты определяется потребностями производства минеральных удобрений.

Информация о работе Управление операционным и финансовым циклом предприятия