Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.

Содержание работы

Введение 3

1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21

2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40

3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77

Файлы: 1 файл

управленческий контроль на предприятии функции и виды.docx

— 189.18 Кб (Скачать файл)


Содержание

       Стр.

 

Введение 3

 

1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция 

1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7

1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16

1.3 Содержание функции контроля 21

 

2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»

2.1 Методические основы планирования и  мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по  направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24

2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте  36

2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40

 

3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»

3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания»  52

3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58

3.3  Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66

Заключение 75

Список использованных источников 77

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Проведение в Казахстане радикальной экономической  реформы, направленной на формирование рыночной модели хозяйствования, способствовало распространению в казахстанском  обществе множества понятий, давно  известных в странах с рыночной экономикой, но прежде почти не использовавшихся у нас ни в научном обороте, ни в практической деятельности. Одним  из них является понятие «менеджмент».

Сегодня с менеджментом принято  связывать большинство важнейших  мировых достижений в области  экономики, социального прогресса. Их основой является, прежде всего, успешный менеджмент деловых предприятий, примерно 80% их конечных результатов обеспечивается за счет качественного, высокопрофессионального менеджмента. Поэтому совершенно естественно выглядит необходимость внедрения в отечественную практику последних достижений в данной области, адаптация их применительно к Казахстану.

При этом большое значение имеет  обращение не только к практическому  опыту, но и к науке менеджмента, которую мы рассматриваем как  особую отрасль общественного разделения труда, занимающуюся обобщением и производством  новых знаний в области подготовки и реализации управленческих решений, воздействия на коллективы людей  во имя достижения общих целей, стоящих  перед современными организациями.

Отношения  «начальник – подчиненный», имеющие место в любой организации, существовали еще с незапамятных времен. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны  ученых, исследующих трудовые процессы.

 Данное явление связано с  тем, что с недавнего времени,  деятельность предприятий во  всем мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объема административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объема информации и документооборота.

 Необходимость совершенствования  организации управленческого контроля  вызвала появление различных  терминов и определений для  обозначения совокупных действий  по улучшению качества управленческой  деятельности.

Одним из таких понятий является культура управленческого контроля, являющаяся фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Реализация механизмов управления непосредственно связана с достижением  определенных целей, поэтому под  процессом управления, как правило, называется целенаправленное воздействие  субъекта управления на объект управления в целях реализации управленческих функций.

Соответственно, содержание каждой из них отражено определенными решениями, направленными на достижение целей  функционирования организационных  систем. Так, при реализации функции  планирования принимаются плановые решения, при мотивации – стимулирующие и т.п. с использованием соответствующих процедур и правил.

Поэтому выполнение различных функций  управления представляется не только в качестве циклически повторяющейся  последовательности соответствующих  решений, но и как процесс, направленный на достижение поставленных целей. Взаимное же проникновение и взаимосвязь  процессов принятия решений и  управленческих функций настолько  велико, что, по существу, эти виды деятельности практически неотделимы друг от друга.

В связи с этим некоторые исследователи  полагают, что сущность управления заключена именно в организации  труда работников, между тем, как  отношения управления, по их мнению, целиком и полностью адекватны  организационным отношениям. Зачастую ставится под вопрос самостоятельность  функции «организация» в управленческой деятельности, противопоставляется тезис о том, что якобы все ее функции носят организационный характер.

Причиной подобных взглядов, скорее всего, является все то же терминологическое смешение целевого содержания организаторской деятельности с организационно-технической формой ее осуществления, как и в случае с управленческими отношениями. На самом деле, целевое содержание организаторской деятельности отражается в содержании и направленности решений менеджеров и руководящих органов. При этом осуществление таких решений просто-напросто невозможно без соответствующей организационно-технической формы.

К примеру, организационные решения, в отличие от социальных или экономических, по своему содержанию направлены, в  первую очередь, на систему организационных  взаимосвязей. В результате реализации организационных решений проявляется именно организационный вид управления, определяющий функцию «организация» в качестве самостоятельного направления управленческой деятельности, требующего постановки соответствующих задач, координации деятельности, контроля, учета и т.п., т.е. организационно-технического обеспечения таких решений.

В данном случае функция организации представляет собой вполне самостоятельную категорию, отличающуюся по своему содержанию от других однопорядковых функций как своей однородностью, используемыми средствами труда, так и способами его осуществления в отношении определения размеров и границ организации, способа упорядочивания элементов организации, элементарной структурной единицы, адаптации организации к изменениям того или иного порядка.

Проблемы организации управленческого  контроля занимают одно из первых мест среди многих важных вопросов науки  управления. Как и всякая разновидность  общественного труда, управленческий контроль имеет решающее значение для  той сферы деятельности людей, которая  охватывается понятием «управление». Можно и нужно, поэтому вести  речь о повышения своего рода производительности труда по управлению и снижению его  издержек. От этого во многом зависит гибкость и эффективность самого управления, а следовательно, и развитие хозяйства, культуры и т.п., а также сокращение аппарата.

 Понятие контроля можно интерпретировать  как в узком смысле - как один  из этапов процесса управления (или как одна из его функций), так и в более широком смысле  как систему (входящую в систему  управления организацией), состоящую  из ряда элементов. 

Управленческий контроль в узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями, следующих действий:

- определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

- сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

- оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;

- выявление причин данных отклонений.

Управленческий контроль в широком смысле в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.

Цель  дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию  системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».

В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
  • раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
  • рассмотреть функции управленческого контроля;
  • оценить состояние системы контроля на предприятии;
  • рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.

  Объектом исследования является АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».

  Предметом исследования является функции и виды управленческого контроля.

Методологической  базой работы были труды таких  ученых, как: Бусыгин А.В. «Эффективный менеджмент», Давыдовский Л.Н. «Организация управленческого труда», Герчикова И.Н. «Менеджмент», Магура М.И. «Организация работы персонала компании», Блинов А.О., Василевская О.В. «Искусство управлять персоналом», Пугачев В.П. «Управление персоналом организации: Учебник», Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» и др.

Работа  состоит из: введения, трех глав, нескольких подразделов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Таким образом, дипломная работа написана на 78 страницах машинописного текста, содержит 5 таблиц, 11 рисунков и при ее написании использовано 47 наименований литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция

    1. Место контроля в общей концепции управленческой деятельности

 

При определении  места функции контроля мы обращаемся к целостной схеме управленческого  процесса. Если менеджер принял решение, если он спланировал, как это решение  реализовать, если он организовал работы по выполнению такого плана, если он сумел  мотивировать исполнителей (в случае необходимости), то следующей его  функцией, подлежащей обязательному  исполнению, является контроль (рисунок 1).

Функция контроля выступает как бы завершающим  этапом его деятельности применительно  к принятому решению. Но утверждение  о завершающем этапе носит  относительный характер. Во-первых, менеджер может быть неудовлетворен результатами контроля. В этом случае он корректирует ранее принятое решение, применительно к выполнению которого он осуществлял свои контрольные функции. Но он может принять и другое решение, а не вносить коррективы в ранее принятое, если он действительно не удовлетворен результатами контроля.

В обоих  случаях – и в случае внесения корректив, и в случае принятия другого, более эффективного, чем прежнее, решения – он вынужден вновь совершать целостный цикл своих профессиональных обязанностей, возвращаясь к исходной позиции (рисунок 2).

 

Рисунок 1 - Управление: функции менеджера

 


 

Рисунок 2 - Менеджер: неудовлетворенность результатами контроля

 

Менеджер  в этом случае вынужден начинать второй цикл своей профессиональной деятельности, проходя вновь по всем стадиям  целостной схемы управленческой деятельности (рисунок 3).

Во-вторых, относительный характер завершения целостной процедуры управленческой деятельности связан с тем, что менеджер одновременно работает над реализацией  совокупности (совокупной множественности) решений, которые взаимосвязаны, взаимоувязаны, взаимозависимы, и получение конкретного (пусть даже удовлетворяющего менеджера) результата вовсе не означает завершения его профессиональной деятельности, поскольку необходимо работать над другими решениями.

Более того, необходимо принимать другие решения, поскольку функционирование менеджера (как и жизнь каждого из нас) проистекает в условиях постоянно  меняющегося мира, а постоянные изменения, с тбчки зрения менеджера, вызывают необходимость адекватного реагирования на них через принятие решений. По этой причине процесс управления является бесконечным.

Информация о работе Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»