Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21
2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40
3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77
Под стандартом
понимается также и нормативно-
Стандартный товар в менеджменте – товар, соответствующий существующему стандарту, эталону, образцу, модели (в отличие от общебытового понимания термина, когда стандартный означает шаблонный товар, лишенный индивидуальности).
Окончательный
контроль может использоваться и
как самостоятельная и
Основным
недостатком окончательной
Например, если по завершении строительства жилого 16-этажного здания обнаруживается трещина в стене, скажем с 3-го по 6-й этаж, проблема становится трудноразрешимой.
Использовать форму окончательного контроля целесообразно тогда, когда у менеджера есть уверенность, что ничего экстраординарного в процессе производства произойти не может, и процент возможного брака не будет превышать установленные для организации нормы.
Однако, если менеджер знает, что при производстве продукции возможны случаи «скрытых дефектов», от такой формы контроля лучше отказаться. Под скрытыми - понимают те дефекты, которые не обнаруживаются при визуальном контроле и при окончательном тестировании продукции, а выявляются только в ходе эксплуатации товара.
Скажем, такая характеристика как хрупкость изделия, может быть выявлена только в процессе эксплуатации, т.е. использования по назначению производимого товара. Эта характеристика, скажем, для горных лыж является определяющей. Она воздействует и на реноме организации, производящей такой товар, и уровень продаж. Та же самая характеристика коленчатых валов для автомобилей означает не меньший драматизм (если не трагизм) как для производителя, так и особенно для потребителей, покупателей.
Выборочный контроль. При массовом производстве технически или технологически несложной продукции используется выборочный контроль.
Форма выборочного контроля, именуемая еще и как статистический контроль, означает, что надлежащему контролю качественных характеристик подвергается, скажем, каждая 50-я товарная единица производимой массы продукции. Эта форма контроля используется, скажем, при производстве молочных или хлебопродуктов, когда производство поставлено на поток и когда качество каждой товарной единицы зависит от качества вводимых сырьевых ресурсов или изготовленной массы полуфабриката (например, от качества теста или замеса при производстве хлебопродуктов и хлебобулочных изделий). Проверка качества в таком случае ограничивается фиксацией внешней формы производимого товара, веса и других визуальных характеристик и выводом о соответствии или несоответствии этих товаров используемым стандартам.
Наиболее широкое применение форма выборочного контроля имеет для организаций, осуществляющих оптовые закупки товаров для их последующей реализации через розничную сеть. При оптовых закупках, например, обуви контролю качества подвергается обычно каждая 20-я или 50-я пара обуви: если при этом количество выявленного брака достигает 20% или превышает этот показатель, то забраковывается вся партия товара. Та же самая процедура контроля качества может осуществляться и при купле-продаже других товаров.
Кстати
сказать, именно форма контроля иногда
выступает в качестве действенного
средства так называемых нетарифных
ограничений во внешней торговле,
когда при разрешении ввоза конкретного
товара в определенную страну, эта
страна устанавливает столь
При этом контроль качества проводился не в Марселе, а в небольшом городке в 500 км от Марселя. Но и это еще не все – контролю подвергался каждый ввозимый товар, каждая товарная единица, которую нужно было распаковывать, демонстрировать в течение продолжительного периода времени в работе, затем опять запаковывать одобренный комиссией товар... Конечно, японцы вскоре отказались от ввоза в «объединенную Европу» своей видеотехники и возобновили только после того, как были изменены правила такой процедуры (а введение такой процедуры потребовалось, чтобы дать возможность европейским компаниям ликвидировать отставание от японцев в производстве этой техники).
Таким образом, можно сделать вывод, что при осуществлении контроля как управленческого действия менеджер обращается к одному из четырех возможных видов контроля (или же к комбинации нескольких из них):
Контроль как функция отличается от контроля как действие своей масштабностью и растянутостью по времени.
Контроль как управленческое действие представляет собой действие одномоментного свойства, даже если речь идет, скажем, о пооперационном контроле.
Управленческая
же функция контроля (если контроль
действительно рассматривать
Менеджер при этом, помня о важности контроля и необходимости использования самой простой – из всех доступных – и самой эффективной формы контроля качества продукции, стремится организовать производительный процесс в такой форме, чтобы свести к минимуму саму возможность производства некачественной продукции.
В идеале управленческая функция, задача менеджера сводятся к тому, чтобы создать для работников такие условия производства, в рамках которых брак допустить было просто невозможно, даже если бы кто-то специально задался этой целью, но это в идеале. На практике же добиться 100%-ного претворения такого тезиса невозможно, но целевая ориентация менеджера – стремление именно к реализации этого идеализированного тезиса. Менеджер при этом исходит из понимания того, что товар необходимо сконструировать таким образом, чтобы его производство, с точки зрения каждого участника процесса производства, представлялось бы как можно более простыми действиями, чтобы совершение таких действий не вызывало никаких трудностей со стороны исполнителей. Напомним, что это стремление существует на уровне сознания менеджера как идеальное устремление. Но именно посредством такого устремления закладываются основы высоких качественных характеристик будущего фактически производимого товара.
«Чем
проще действия исполнителей, тем
больше надежд, что будут обеспечены
высокое качество работ и высокие
качественные характеристики будущего
товара» – этот тезис служит основой
для задания, формулируемого менеджером
для конструкторов, разработчиков
нового товара и для тех, кто проектирует
процедуру или схему
Практика же сводится к тому, что почти все практикующие менеджеры игнорируют это требование – на стадии конструирования товара мало кто из практикующих менеджеров соблюдает такое требование, ограничиваясь при этом осознанием ложного тезиса, что конструирование товаров не их компетенция, а функция конструкторов.
Функция контроля качества производимых товаров предполагает, естественно, и оптимальное планирование рабочих операций, которые необходимо осуществлять для производства товара.
Задачей
менеджера при этом выступает
как можно более детальное
планирование рабочих операций и
закрепление их за рабочими местами
таким образом, чтобы на этих рабочих
местах работники выполняли как
можно более узкие функции, чтобы
работники специализировались на ограниченных
действиях. «Чем меньше разнообразие действий,
исполняемых каждым отдельным работником
на своем рабочем месте, тем больше
надежд на то, что такие действия
будут выполняться более
Другое дело, что менеджер не всегда – в силу ограниченности ресурсов и по другим причинам – может обеспечить именно такую форму организации производства, но стремление к этому означает для него поиск оптимальных условий обеспечения высокого качества производимой продукции.
Правда, менеджер при этом должен помнить и о том, что чем уже специализация работника, тем утомительнее для него становится процесс производства. Как менеджер может учесть это обстоятельство? Только, видимо, через соответствующие такому характеру рабочего процесса условия среды, через придание этой среде обитания работников в ходе производительного процесса каких-то облагораживающих условий – комфортности рабочего места, перерывов в работе, использования музыкального сопровождения (если это возможно), т.е. введение всего того, что могло бы скрасить монотонный характер трудового процесса.
Менеджер, конечно же, стремится и к тесной увязке размера вознаграждения работника и качества его работы, т.е. совершаемых им профессиональных действий. «Чем выше качество работы, тем выше размер вознаграждения в любых его формах» – содержание этого тезиса лежит в основе всех действий менеджера, способствующих вынудить работника к практическому осознанию требования: некачественная работа невыгодна прежде всего ему самому.
Важное значение в рамках концепции управленческой функции контроля качества придается менеджером и выбору того подчиненного, на которого можно было бы возложить функции контроля качества (а точнее, делегировать полномочия по осуществлению такого контроля).
Немаловажное значение в рамках этой концепции имеет и простота эксплуатации потребителем производимого организацией товара. «Чем проще товар в эксплуатации, тем более высоко он ценится потребителем» – такая посылка также выступает как основа для формулирования задания конструкторам на разработку нового товара или модификацию традиционного для организации задания со стороны менеджера, ориентирующегося на производство высококачественных товаров и создание оптимальной системы контроля качества фактически производимых товаров.
Выводы по главе. Контроль как управленческое действие представляет собой действие одномоментного свойства, даже если речь идет, скажем, о пооперационном контроле.
Управленческая
же функция контроля (если контроль
действительно рассматривать
В идеале управленческая функция, задача менеджера сводятся к тому, чтобы создать для работников такие условия производства, в рамках которых брак допустить было просто невозможно, даже если бы кто-то специально задался этой целью.
На практике же добиться 100%-ного претворения такого тезиса невозможно, но целевая ориентация менеджера – стремление именно к реализации этого идеализированного тезиса.
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания»
АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания» зарегистрирована 25 марта 1994 года в городе Астана. АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания» по организационно-правовой форме относится к акционерным обществам. Форма собственности – частная. Собственником АО является учредитель. Учредителем может выступить физическое или юридическое лицо. В частности, учредителем АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания» является физическое лицо – гражданин Республики Казахстан.
Соглашаясь с мнением многих научных и практических работников железнодорожного транспорта, отметим, что создаваемые в настоящее время Предприятия-перевозчики являются тем звеном, на базе которого только и возможно совершенствовать организацию пассажирских перевозок, повышать качество обслуживания пассажиров. В связи с этим значительно возрастает роль экономического анализа, являющегося одним из важнейших элементов управления, и играющего ключевую роль, так как он «встроен» и в планирование, и в контроль, и в учет.