Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21
2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40
3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77
В соответствии
с Программой реструктуризации планируется
передача имущества АО «Пригородные
перевозки» местным исполнительным
органам. Исполнение мероприятий по
передаче вагонов, на сегодняшний день
задерживается из-за отказа местных
исполнительных органов в приемке
вагонов, ввиду изношенности подвижного
состава и отсутствия средств
на немалые капитальные вложения
для ремонта и увеличения сроков
службы подвижного состава. Необходимо
отметить, что самостоятельное содержание
активов с истекшим сроком эксплуатации,
требующих крупных видов
Таким образом, к 2015 году частные перевозчики будут осуществлять не только внутриобластные перевозки, но выйдут и на межобластные пригородные перевозки, субсидируемые из Республиканского бюджета. В 2016 году доля участия частных перевозчиков в организации межобластных сообщений должна достичь 15 % от общего объема субсидируемых маршрутов.
Вовлечение
частной инициативы в перевозочную
деятельность станет развитием
полноценного конкурентного рынка
перевозок, даст возможность появлению
дополнительно частных
В целом для создания реального конкурентоспособного рынка перевозчиков необходимо соблюдение следующих принципов:
- установление
равных прав на услуги МЖС
для частных и других
- равноправный доступ к аренде подвижного состава;
- равноправный доступ к услугам ГВЦ;
- изменения
порядка субсидирования с
Учитывая,
что себестоимость перевозок
железнодорожным и
На сегодняшний
день технико-экономические
Кроме того,
в условиях постоянного ужесточения
технических требований к подвижному
составу в международных
Проблема воспроизводства основных фондов, принимает системный характер и требует комплексного подхода к их решению.
Так существующий парк пассажирских вагонов характеризуется высокой степенью износа. По состоянию на 1 января 2013 года инвентарный парк вагонов составляет 2047 единиц. В структуре пассажирского вагонного парка при средненормативном сроке службы пассажирских вагонов 28 лет доля вагонов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 34%, свыше 28 лет – 24%. Количество вагонов, подлежащих списанию по состоянию на 1 января 2013 года по сроку эксплуатации, составило 241 единицу или 12 % от общего инвентарного парка. При этом физический износ превышает критический пороговый износ 60%.
Согласно произведенным расчетам дефицит пассажирских вагонов в 2012 году составлял порядка 413 вагонов. Так, в 2012 году в рамках обновления пассажирского вагонного парка АО «НК «КТЖ» приступило к реализации проекта по приобретению 152 вагонов производства Китайской Народной Республики за счет собственных средств. Следует отметить, что в соответствии с требованиями антимонопольного и налогового законодательства деятельность, связанная с обновлением пассажирского подвижного состава не соответствует профилю основной деятельности АО «НК «КТЖ».
Однако, приобретение 152 единиц вагонов не снимает проблему дефицита парка вагонов. Так с учетом приобретаемых вагонов и выбытия вагонов по истечению сроков службы дефицит подвижного состава в текущем году сохранится на уровне 400 единиц. С учетом увеличивающегося спроса на пассажирские перевозки, выбытия вагонов по истечению сроков службы и проведения капитального ремонта с продлением сроков службы и модернизации вагонов в ближайшие 4 года (2007-2010 годы) необходимо прибрести не менее 680 единиц пассажирских вагонов. Учитывая, что существующий уровень тарифов на перевозку пассажиров не позволяет осуществлять инвестиционную деятельность по приобретению новых вагонов, убыточность железнодорожных пассажирских перевозок и социальную значимость необходимости обновления пассажирского вагонного парка, приобретение новых вагонов в 2013-2016 годы должно финансироваться из средств государственного бюджета, посредством установления процента рентабельности. Также процент рентабельности необходим с целью повышения привлекательности данного бизнеса для частных компаний. Что мы имеем на сегодняшний день, частные компании перевозчики для экономического оправдания вложения финансовых средств в перевозки социально-значимых маршрутов должны либо завышать искусственно расходы, либо занижать доходы, что противоречит всем законам правового характера ведения хозяйственной деятельности.
Таким образом,
необходимо законодательно закрепить
методику определения нормы
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте
Совершенствование системы планирования производственно-финансовой деятельности является актуальной проблемой как в условиях централизованно-плановой экономики, так и в условиях рынка.
Планирование, наряду с учетом, анализом, контролем, нормированием, стимулированием является основой экономических методов управления. Так как экономические методы управления предполагают разработку оптимальных планов, нормативов и стимулов их вьполнения, устойчивое эффективное управление возможно только на базе эффективного планирования хозяйственной деятельности, и особенно производственных затрат, на что акцентируется внимание в работах Абрамова А. П., Лапидуса Б. М., Мазо Л. А., Мачерета Д. А. и других ученых-экономистов отрасли , чьи исследования внесли большой вклад в развитие современных методов планирования расходов на железнодорожном транспорте, способствовали усилению роли планирования и нормирования, ослабленной в первые годы перехода от централизованной к рыночной системе управления [23, 27, 29, 72].
При выполнении перевозок пассажиров
в прямом сообщении дороги приписки
и оборота составов дополнительно
выполняют следующие
- экипировку вагонов (наружная и внутренняя уборка, снабжение топливом и водой в пунктах формирования и оборота);
- техническое обслуживание (технические
ревизии, технические и
- маневровую работу с
- текущий ремонт зданий и
сооружений для экипировки и
технического обслуживания
Дороги приписки составов, кроме того, несут значительные расходы на деповской и капитальный ремонт и амортизацию пассажирских вагонов, содержание бригад проводников.
Расходы по формированию и обслуживанию составов пассажирских поездов прямого сообщения, как собственной приписки, так и обслуживаемых по обороту распределяются по дорогам весьма неравномерно.
Расходы по обслуживанию пассажирского поезда зависят от времени оборота состава, которое также значительно различается по дорогам. Разница в величине расходов, которые несут дороги по формированию и обслуживанию составов пассажирских поездов прямого сообщения, существенно влияет на рентабельность дорог по пассажирским перевозкам.
С целью обоснования уровня ставок определялась себестоимость операций по формированию и обслуживанию следующих категорий пассажирских поездов: прямого сообщения, туристских, международного сообщения.
Расходы на амортизацию пассажирских вагонов в расчете на поезд определялись по действующим нормам амортизации и средним ценам основных типов пассажирских вагонов (жесткий не купейный, жесткий купейный, мягкий, межобластной с креслами для сидения, РИЦ) с учетом средней композиции состава, приписанного к дороге, и среднего времени оборота. Показатели эти были определены на основе обработки расписаний пассажирских поездов. При расчетах ставки максимально использованы плановые нормативы с тем, чтобы исключить непроизводительные расходы, которые дороги должны свести к минимуму. По отчетным данным установлены расходы на экипировку пассажирских вагонов, прием и отправление поездов, продажу билетов, текущий ремонт и содержание зданий и оборудования, маневровую работу. Так как в отчете не выделялись расходы на пассажирские перевозки по видам сообщений, доля их, приходящаяся на прямое сообщение, определена калькуляционным способом.
Введение новой системы
Принцип распределения доходов
по каждому проездному документу
в условиях рыночной экономики имеет
большое значение. При новой системе
формирования их начисление доходов
ведется непосредственно по проездному
документу, а, следовательно, в соответствии
с фактическим количеством
Основной недостаток действующей системы финансирования все-таки заключается в действующей системе покрытия убытков железных дорог от пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок.
Принципы и методы формирования доходов железных дорог от пассажирских перевозок в условиях создания независимых пассажирских компаний едины для дальнего и пригородного сообщения.
Сбор платы за проезд и учет выручки начинается с момента продажи билета пассажиру. При организации учета выручки от продажи билетов и ее контроля необходимо в Дирекциях в составе дорог пользоваться «Правилами применения бланков строгой отчетности при наличных расчетах за перевозки грузов, пассажира, багажа и грузобагажа».
Использование единой вычислительной сети электронных систем продажи билетов и бронирования мест АСУ «Экспресс» следует отнести к неоспоримым достоинствам существующей системы сбора, учета и контроля доходов от пригородных перевозок. Следует отметить возможность АСУ «Экспресс» осуществлять автоматизированным способом все расчеты, связанные с доходами дорог, обращаясь к данным в оперативном режиме. АСУ «Экспресс» располагает информативной базой, включающей:
- таблицы объемов пассажирских перевозок,
- файлы станций и поездов, проходящих через них,
- расписание движения
- классификатор стран и дорог,
- тарифные таблицы,
- таблицы пригородных маршрутов,
- таблицы воинских счетчиков,
- файлы эксплуатационной
Поступление информации в «Экспресс» осуществляется в момент покупки билета, если он продавался посредством экспресс-терминалов, или с отчетов по форме, составляемых на основании кассовых книг о проданных билетах посредством, как и билетопечатающих машин, так и ручным способом.
Собираемая в «Экспрессе»
Особенности учета доходов пригородных перевозок на железнодорожном транспорте.
Финансовая система