Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.

Содержание работы

Введение 3

1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21

2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40

3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77

Файлы: 1 файл

управленческий контроль на предприятии функции и виды.docx

— 189.18 Кб (Скачать файл)

От уровня аналитической работы на предприятии зависят качество разрабатываемых планов и успешность их реализации. Экономический анализ на предприятиях железнодорожного транспорта, как и в любой другой сфере  деятельности, должен:

- обеспечивать достоверность и оперативность;

- определять  отклонения отчетных показателей  от плановых и базисных;

- выявлять резервы повышения эффективности работы предприятия;

- исследовать тенденции изменения экономических показателей;

- давать возможность принятия оптимальных управленческих решений.

Именно  с учетом этих требований следует  осуществлять совершенствование экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий на железнодорожном транспорте. Подчеркнем, что достоверность результатов анализа зависит от достоверности предоставляемой для него исходной информации и качества методического обеспечения анализа.

Разработка  бюджетов (бюджетирование) преследует следующие цели:

- планирование финансово-хозяйственной деятельности Обществ на определенный период;

- оптимизация затрат;

- координация деятельности различных подразделений Общества;

- доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

- контроль и оценка эффективности работы на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

- выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

К основным этапам разработки бюджетов относятся:

- доведение до лиц, ответственных за разработку бюджетов, основных показателей и направлений работы Общества;

- разработка первого варианта бюджетов;

- координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение корректив;

- утверждение бюджетов руководством Общества;

- последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.

Бюджеты подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность организации, и финансовый план, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.

Текущий (операционный) бюджет включает в себя:

  • бюджет производства (производственную программу)
  • бюджет    доходов    от    основной деятельности
  • бюджет расходов по основной деятельности
  • бюджет затрат на оплату труда (план по труду)
  • бюджет закупок материалов, топлива и электроэнергии
  • бюджет оплаты работ и услуг сторонних организаций
  • бюджет расходов на повышение квалификации работников Общества
  • рекламный бюджет
  • бюджет расходов по развитию государственного языка
  • бюджет прочих расходов
  • бюджет доходов и убытков (результатов финансово-хозяйственной деятельности)
  • план капитального ремонта основных средств
  • налоговый бюджет

Финансовый  план включает в себя:

  • инвестиционный бюджет (план капиталовложений)
  • социальный бюджет (фонд потребления)

Главным должностным лицом, координирующим и контролирующим разработку бюджетов Общества и несущим за нее персональную ответственность, является Вице-президент  по экономике и маркетингу, руководствующийся  в своей деятельности предложениями  отдела экономики, бухгалтерии, производственно-технического отдела.

Вице-президент  по экономике и маркетингу вправе привлекать к процессу бюджетирования любые подразделения Общества. Работу по непосредственной организации процесса бюджетирования, обеспечению бюджетного финансирования и анализу хода исполнения бюджетов проводит отдел экономики, бухгалтерия, производственно-технический отдел.

Бюджеты разрабатываются Обществом в  целом. Ответственными лицами, принимающие  решения по финансово-хозяйственной  деятельности являются начальники отделов, возглавляющие работу центров.

Центры  ответственности разделяются на:

- центр затрат (планово – экономический отдел, Управление по ремонту и эксплуатации подвижного состава);

- центры инвестиций (производственно – технический отдел, руководитель которого отвечает за капиталовложения).

Бюджеты   разрабатываются   по   перевозочной   и   подсобно-вспомогательной  деятельности.

В перевозочной деятельности:

Центрами  затрат являются все региональные участки(филиалы) Общества.

Центром доходов является Общество.

Бюджеты доходов и расходов разрабатываются  по видам услуг (продукции):

- услуги по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа, почты;

- услуги по прицепке;

- прочие  работы  и  услуги,   выполняемые для  сторонних организаций  (в рамках подсобно-вспомогательной деятельности).

Бюджеты    разрабатываются    на    один    календарный    год   с    поквартальной  разбивкой. Квартальные бюджеты,  в свою очередь,  разбиваются  помесячно.

Корректировка бюджетов допускается один раз в  квартал.

Бюджеты разрабатываются в национальной валюте - тенге. При планировании учитывается  инфляционный тренд и прогнозируемые изменения курсов иностранных валют  к тенге.

Центры  ответственности разрабатывают  бюджеты: производства, доходов, расходов, оплаты работ и услуг сторонних  организаций, прочих расходов и социальный бюджет, а также планы по труду  и капитального ремонта основных средств на предстоящий год с  поквартальной разбивкой и 1 квартал  с помесячной разбивкой, представляют их  Вице – президенту по экономике  и маркетингу Общества в срок до 1 ноября текущего года.

После согласования бюджетов Вице – президентом по экономике и маркетингу Общества представляются на утверждение Президенту Общества в срок до 15 ноября 2013 года. После утверждения бюджетов Президентом Общество составляет первый вариант бюджетов, представляет и защищает их в управлении экономики и прогнозирования АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» в срок до 20 ноября 2013 года.

Бюджеты на 2, 3 и 4 кварталы разрабатываются  центрами с учетом анализа и изменившихся условий и представляются Вице –  президенту по экономике маркетингу Общества в срок до 1 числа месяца, предшествующего кварталу, Президенту Общества - в срок до 15 числа указанного месяца, управлению экономики и прогнозирования  АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» в срок до 20 числа того же месяца.

Общий контроль за процессом бюджетирования осуществляет Президент Общества. Он доводит до причастных отделов и региональных участков основные показатели и направления работы Общества, в соответствии с которыми отдел производственных и эксплуатационных показателей разрабатывает плановые задания по производственным показателям для подчиненных региональных участков. Контроль за процессом бюджетирования Общества осуществляет Вице – президент по экономике и маркетингу.

Бюджеты разрабатываются строго в соответствии с установленными формами, приведенными в приложениях к настоящему Положению и представляются в вышестоящую структуру на бумажных и магнитных носителях. К бюджетам прилагаются обосновывающие и аналитические материалы, пояснительные записки, расшифровки статей затрат и прочие документы. Управление экономики и прогнозирования АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» вправе затребовать у Общества, защищающего бюджеты, дополнительную информацию. Финансирование производится только в пределах утвержденных бюджетов расходов. Бухгалтерия Общества на основе выставленных счетов составляет в строгом соответствии с утвержденными бюджетами ежедневное распределение денег (в рабочие дни). Распределение утверждается руководством Общества и передается Главному бухгалтеру Общества для перечисления. Контроль за целевым использованием денег осуществляет Главный бухгалтер. В случае невыполнения бюджета доходов отдел экономики имеет право в оперативном порядке внести на рассмотрение руководства АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» по экономике и маркетингу предложение о сокращении бюджета расходов.

 

Таблица 1  - Динамика выполнения основных производственных                   показателей АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания»

 

Наименование  показателей

Годы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1.Отправлено  пасс-в,  тыс. пасс.

15891,021

16065,968

14947,039

13887,699

13859,800

8094,459

2. Перевезено  пасс-в,  тыс. пасс.

21263,869

21571,323

20694,364

17686,330

15944,034

9280,787

3.Пассажирооборот, всего млн.пасс-км

9799,943

10383,522

10448,711

10686,150

11817,710

6924,295

4. Средняя  дальность,  км (к перевезенным пассажирам)

460,873

481,358

504,906

604,204

741,199

746,089

4. Средняя  дальность,  км (к отправленным пассажирам)

616,697

646,305

699,049

769,469

852,661

855,436

[24]


Как видно  из данных в приведенных в таблице  1 за период 2007 по 2012 год происходит сокращение объемов показателей по отправлению пассажиров на 51%,  по перевезенных пассажиров, но увеличивается средняя дальность перевозок.

В случае необходимости сверхплановых расходов отдел экономики, исходя из экономической  целесообразности таких расходов и  наличия свободных денег, вносит на утверждение Вице-президента по экономике и маркетингу предложение  об увеличении бюджета расходов.

Отдел экономики  осуществляет контроль над качеством  и выполнением регламентов разработки бюджетов. При неудовлетворительном ведении работы бюджетирования причастных отделов, отдел экономики вправе ходатайствовать перед Вице-президентом по экономике и маркетингу о применении мер взыскания к ответственным должностным лицам. В состав АО «Пассажирская вагонная лизинговая компания» входят АО «Пригородные перевозки», ТОО «Темир Тулпар KZ» - перевозка по Кызыл-ординской, Западно-Казахстанской областям, ТОО «Тасымалдау-ПВ» и ТОО «Пригородные перевозки – Батыс».

Отдел экономики  несет полную ответственность за своевременное доведение утвержденных бюджетов до отделов Общества и его  исполнение.

В соответствии с Законом Республики Казахстан   от 13 мая 2003 года   № 415-II   «Об   акционерных   обществах»   Советом   директоров   утверждается сводный бюджет Общества на год с разбивкой по кварталам, включающий в себя:

План  основных финансовых показателей, инвестиционный план, с предоставлением права АО корректировать утвержденные Советом директоров бюджеты в пределах 10% в связи с производственной необходимостью (увеличение объема работ, цен, чрезвычайных ситуаций и т.д.) не чаще одного раза в квартал, с последующим предоставлением обоснования корректировок бюджетов членам Совета директоров. Президентом Общества утверждается бюджет Общества на год, с разбивкой по кварталам, утвержденного Советом директоров, включающий в себя:

  • производственную программу;
  • бюджет доходов от основной деятельности;
  • бюджет расходов по основной деятельности;
  • план по труду;
  • бюджет закупок материалов, топлива и электроэнергии;
  • бюджет оплаты работ и услуг сторонних организаций;
  • бюджет расходов на повышение квалификации работников Общества;
  • рекламный бюджет;
  • бюджет расходов по развитию государственного языка;
  • бюджет прочих расходов;
  • результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • план капитального ремонта основных средств;
  • налоговый бюджет;
  • инвестиционный бюджет;
  • социальный бюджет.

Ни одно транспортное предприятие не может  осуществлять перевозки по цене ниже себестоимости этих перевозок. Если государство или местные администрации, призванные защищать интересы населения, и особенно  малоимущего, заказывают железным дорогам пассажирские перевозки  с убытком, то эти убытки должны быть обязательно возмещены. В данном случае государство и местные  администрации выступают в роли клиентов и должны возместить разницу  между реальной стоимостью перевозок  и той ценой, которую получают транспортные предприятия.

В соответствии со статьей 64 Закона Республики Казахстан  «О железнодорожном транспорте»  Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, как орган государственного управления, принимает решение об организации маршрутов пассажирских поездов.

Информация о работе Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»