Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21
2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40
3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77
От уровня аналитической работы на предприятии зависят качество разрабатываемых планов и успешность их реализации. Экономический анализ на предприятиях железнодорожного транспорта, как и в любой другой сфере деятельности, должен:
- обеспечивать достоверность и оперативность;
- определять
отклонения отчетных
- выявлять резервы повышения эффективности работы предприятия;
- исследовать тенденции изменения экономических показателей;
- давать возможность принятия оптимальных управленческих решений.
Именно с учетом этих требований следует осуществлять совершенствование экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий на железнодорожном транспорте. Подчеркнем, что достоверность результатов анализа зависит от достоверности предоставляемой для него исходной информации и качества методического обеспечения анализа.
Разработка бюджетов (бюджетирование) преследует следующие цели:
- планирование финансово-хозяйственной деятельности Обществ на определенный период;
- оптимизация затрат;
- координация деятельности различных подразделений Общества;
- доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
- контроль и оценка эффективности работы на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
- выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
К основным этапам разработки бюджетов относятся:
- доведение до лиц, ответственных за разработку бюджетов, основных показателей и направлений работы Общества;
- разработка первого варианта бюджетов;
- координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение корректив;
- утверждение бюджетов руководством Общества;
- последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
Бюджеты подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность организации, и финансовый план, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.
Текущий (операционный) бюджет включает в себя:
Финансовый план включает в себя:
Главным должностным лицом, координирующим и контролирующим разработку бюджетов Общества и несущим за нее персональную ответственность, является Вице-президент по экономике и маркетингу, руководствующийся в своей деятельности предложениями отдела экономики, бухгалтерии, производственно-технического отдела.
Вице-президент по экономике и маркетингу вправе привлекать к процессу бюджетирования любые подразделения Общества. Работу по непосредственной организации процесса бюджетирования, обеспечению бюджетного финансирования и анализу хода исполнения бюджетов проводит отдел экономики, бухгалтерия, производственно-технический отдел.
Бюджеты разрабатываются Обществом в целом. Ответственными лицами, принимающие решения по финансово-хозяйственной деятельности являются начальники отделов, возглавляющие работу центров.
Центры
ответственности разделяются
- центр затрат (планово – экономический отдел, Управление по ремонту и эксплуатации подвижного состава);
- центры инвестиций (производственно – технический отдел, руководитель которого отвечает за капиталовложения).
Бюджеты разрабатываются по перевозочной и подсобно-вспомогательной деятельности.
В перевозочной деятельности:
Центрами затрат являются все региональные участки(филиалы) Общества.
Центром доходов является Общество.
Бюджеты доходов и расходов разрабатываются по видам услуг (продукции):
- услуги по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа, почты;
- услуги по прицепке;
- прочие работы и услуги, выполняемые для сторонних организаций (в рамках подсобно-вспомогательной деятельности).
Бюджеты разрабатываются на один календарный год с поквартальной разбивкой. Квартальные бюджеты, в свою очередь, разбиваются помесячно.
Корректировка бюджетов допускается один раз в квартал.
Бюджеты разрабатываются в национальной валюте - тенге. При планировании учитывается инфляционный тренд и прогнозируемые изменения курсов иностранных валют к тенге.
Центры ответственности разрабатывают бюджеты: производства, доходов, расходов, оплаты работ и услуг сторонних организаций, прочих расходов и социальный бюджет, а также планы по труду и капитального ремонта основных средств на предстоящий год с поквартальной разбивкой и 1 квартал с помесячной разбивкой, представляют их Вице – президенту по экономике и маркетингу Общества в срок до 1 ноября текущего года.
После согласования бюджетов Вице – президентом по экономике и маркетингу Общества представляются на утверждение Президенту Общества в срок до 15 ноября 2013 года. После утверждения бюджетов Президентом Общество составляет первый вариант бюджетов, представляет и защищает их в управлении экономики и прогнозирования АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» в срок до 20 ноября 2013 года.
Бюджеты на 2, 3 и 4 кварталы разрабатываются центрами с учетом анализа и изменившихся условий и представляются Вице – президенту по экономике маркетингу Общества в срок до 1 числа месяца, предшествующего кварталу, Президенту Общества - в срок до 15 числа указанного месяца, управлению экономики и прогнозирования АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» в срок до 20 числа того же месяца.
Общий контроль за процессом бюджетирования осуществляет Президент Общества. Он доводит до причастных отделов и региональных участков основные показатели и направления работы Общества, в соответствии с которыми отдел производственных и эксплуатационных показателей разрабатывает плановые задания по производственным показателям для подчиненных региональных участков. Контроль за процессом бюджетирования Общества осуществляет Вице – президент по экономике и маркетингу.
Бюджеты разрабатываются строго в соответствии с установленными формами, приведенными в приложениях к настоящему Положению и представляются в вышестоящую структуру на бумажных и магнитных носителях. К бюджетам прилагаются обосновывающие и аналитические материалы, пояснительные записки, расшифровки статей затрат и прочие документы. Управление экономики и прогнозирования АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» вправе затребовать у Общества, защищающего бюджеты, дополнительную информацию. Финансирование производится только в пределах утвержденных бюджетов расходов. Бухгалтерия Общества на основе выставленных счетов составляет в строгом соответствии с утвержденными бюджетами ежедневное распределение денег (в рабочие дни). Распределение утверждается руководством Общества и передается Главному бухгалтеру Общества для перечисления. Контроль за целевым использованием денег осуществляет Главный бухгалтер. В случае невыполнения бюджета доходов отдел экономики имеет право в оперативном порядке внести на рассмотрение руководства АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» по экономике и маркетингу предложение о сокращении бюджета расходов.
Таблица 1
- Динамика выполнения основных производственных
Наименование показателей |
Годы | |||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
1.Отправлено пасс-в, тыс. пасс. |
15891,021 |
16065,968 |
14947,039 |
13887,699 |
13859,800 |
8094,459 |
2. Перевезено пасс-в, тыс. пасс. |
21263,869 |
21571,323 |
20694,364 |
17686,330 |
15944,034 |
9280,787 |
3.Пассажирооборот, всего млн. |
9799,943 |
10383,522 |
10448,711 |
10686,150 |
11817,710 |
6924,295 |
4. Средняя дальность, км (к перевезенным пассажирам) |
460,873 |
481,358 |
504,906 |
604,204 |
741,199 |
746,089 |
4. Средняя дальность, км (к отправленным пассажирам) |
616,697 |
646,305 |
699,049 |
769,469 |
852,661 |
855,436 |
[24] |
Как видно из данных в приведенных в таблице 1 за период 2007 по 2012 год происходит сокращение объемов показателей по отправлению пассажиров на 51%, по перевезенных пассажиров, но увеличивается средняя дальность перевозок.
В случае
необходимости сверхплановых
Отдел экономики
осуществляет контроль над качеством
и выполнением регламентов
Отдел экономики
несет полную ответственность за
своевременное доведение
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» Советом директоров утверждается сводный бюджет Общества на год с разбивкой по кварталам, включающий в себя:
План основных финансовых показателей, инвестиционный план, с предоставлением права АО корректировать утвержденные Советом директоров бюджеты в пределах 10% в связи с производственной необходимостью (увеличение объема работ, цен, чрезвычайных ситуаций и т.д.) не чаще одного раза в квартал, с последующим предоставлением обоснования корректировок бюджетов членам Совета директоров. Президентом Общества утверждается бюджет Общества на год, с разбивкой по кварталам, утвержденного Советом директоров, включающий в себя:
Ни одно
транспортное предприятие не может
осуществлять перевозки по цене ниже
себестоимости этих перевозок. Если
государство или местные
В соответствии со статьей 64 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, как орган государственного управления, принимает решение об организации маршрутов пассажирских поездов.