Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21
2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40
3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77
Вся филиальная сеть АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» будет обеспечена компьютерной техникой с установкой и подключением к единой системе документооборота, автоматизированных систем бухгалтерского учета, экономических расчетов. Будут решены следующие задачи:
Как указывалось выше, пассажирские перевозки по железной дороге являются необходимым элементом жизни Казахстана. При выполнении, описанных ранее мероприятий (включая снижение оплаты за пользование магистральной инфраструктурой и уточнение доли пассажирских перевозок в пользовании станционной инфраструктурой) вполне возможно обеспечение конкурентоспособности железнодорожных пассажирских перевозок относительно автомобильных. Повышение скорости движения поездов и увеличение видов услуг в пути, улучшение комфортности поездок и т.д. сохранят привлекательность поездок по железной дороге и обеспечат пассажирским перевозкам приемлемость как к виду бизнеса.
Тем не менее, анализ современного состояния железнодорожного пассажирского транспорта Казахстана по итогам реформирования отрасли показал, что, несмотря на его стабильную работу, существует ряд нерешенных проблем, таких как:
И, как результат, убыточность перевозочной деятельности. В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2004 года №1188 Правилами субсидирования убытков перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по социально значимым сообщениям, субсидированию на сегодняшний день подлежат исключительно вагоны общего, плацкартного и купейного типов пассажирских вагонов, тарифы на проезд в которых подлежат регулированию со стороны государства - непосредственного заказчика услуг по перевозке населения по социально значимым сообщениям.
В целях проведения анализа работы и определения эффективности деятельности по обслуживанию пассажиров железные дороги анализируют показатели финансово-хозяйственной деятельности. Доходы от основной деятельности на 2013 год запланированы в размере 1704134 тыс. тенге, в том числе по видам оказываемых услуг:
- доходов от услуг по продаже билетов - на сумму 329545 тыс. тенге;
- доходов от предоставления площадей вокзалов на сумму 1294108 тыс. тенге, в том числе:
- доходов от предоставления площадей вокзалов сторонним организациям - 141730 тыс.тенге (для оказания сервисных услуг пассажирам - продажа товаров в дорогу, общественное питание, сервис центры, переговорные пункты, прочие услуги);
- доходов от оказания бытовых и других сервисных услуг населению и пассажирам на сумму 80481 тыс.тенге (таблица 3).
№ п/п |
Наименования |
План 2005 г |
Ожидаемый 2005 г |
отклонение |
результат % |
1 |
Доходы от продажи билетов |
329545 |
329545 |
0 |
100 |
2 |
Доходы от оказания услуг пассажирам |
80481 |
80481 |
100 | |
3 |
Доходы от аренды, всего |
1294108 |
1303167 |
9059 |
100,7 |
в т.ч. АО "Пассажирские перевозки" |
1113498 |
1113498 |
0 |
100 | |
Сторонних предприятий |
141730 |
150789 |
9059 |
106,4 | |
Предприятий АО "НК КТЖ" |
38880 |
38880 |
100 | ||
Итого доходов |
1704134 |
1713193 |
9059 |
100,5 | |
[27] |
Фактическое выполнение плана доходов за 2013 год ожидается в размере 1713193 тыс. тенге, в том числе по видам оказываемых услуг:
- доходов от аренды помещений вокзалов на сумму 1303167 тыс. тенге, из них:
- доходов от предоставления площадей вокзалов сторонним организациям для оказания сервисных услуг пассажирам (продажа товаров в дорогу, общественное питание, сервис центры, переговорные пункты, прочие услуги) - 150789 тыс. тенге;
- доходов от аренды вокзалов перевозчиками на сумму 1086362 тыс.тенге;
- доходов от аренды служебных помещений на вокзалах аффилированными предприятиями на сумму 66016 тыс.тенге;
- доходов от продажи билетов на сумму 329545 тыс.тенге
- доходов от оказания бытовых и других сервисных услуг на сумму 80481 тыс. тенге.
Инвестиционная политика Общество направлена на реконструкцию и модернизацию вокзалов, развитие и модернизацию производства, техническое перевооружение рабочих мест и расширение информационной базы предприятия (таблица 4). Доходы на 2013-2015 годы планируется получать из следующих источников:
Таблица 4 - План-прогноз отправленных пассажиров на 2013-2015 гг. (тыс.пассажиров)
Показатели |
2013 г. |
2014г. |
2015г. |
Рост, % | ||
2014 к 2013 |
2015 к 2014 |
2015 к 2014 | ||||
Отправлено пассажиров |
14420 |
14700 |
15040 |
1,94 |
2,3 |
8,5 |
в т.ч. по перевозчикам: |
||||||
АО «Пассажирские перевозки» |
3473,6 |
3490,8 |
3510,5 |
0,50% |
0,60% |
1,30% |
ТОО «Компания «Жолаушылар Транс» |
7468,2 |
7519,4 |
7578,1 |
0,70% |
0,80% |
|
АО «Пригородные перевозки» |
3158,2 |
3159,8 |
3161,4 |
0,0 |
0,05% |
0,30% |
П р и м е ч а н и е – Составлено автором на основе [27] |
За счет внедрения мероприятий по развитию и совершенствованию услуг и повышения их доходности ожидается фактическое увеличение доходов предприятия в 2013-2015 годах.
Таблица 5 - Прогноз основных финансово-экономических показателей на 2013-2015годы
Показатели |
Ед. изм. |
2013г. |
2014 г. |
2015 г. |
Рост, в % | |
2014/13 |
2015/14 | |||||
Доходы всего, |
тыс.т. |
1332702 |
1490700 |
1675815 |
1,12% |
1,13% |
в т.ч. от основной деятельности |
тыс.т. |
1332702 |
1490700 |
1675815 |
1,12% |
1,12% |
Расходы всего, |
тыс.т. |
1320630 |
1470665 |
1644235 |
1,11% |
1,12% |
в т.ч. по основной деятельности |
тыс.т. |
1100350 |
1236065 |
1392035 |
1,12% |
1,13% |
Расходы периода |
тыс.т. |
220280 |
234600 |
252200 |
1,07% |
1,08% |
Результат (доход +,убыток -) |
тыс.т. |
12072 |
20035 |
31580 |
1,66 |
1,58 |
Рентабельность работы, % |
100,9 |
101,4 |
101,9 |
0,5 |
0,5 |
П р и м е ч а н и е – Составлено автором на основе [27] |
Контроль и реагирование. Эти две функции менеджера рассматриваются как единое целое в деятельности управленца: раз осуществляешь контроль, то вынужден реагировать на результаты контроля, а эффективно можно реагировать на происходящий или осуществляемый производственный процесс только через контроль. Сразу же возникает вопрос: что же представляет собой контроль? В чем содержательное значение этого управленческого процесса?
Под контролем в управлении понимается сравнительный анализ получаемых в практике производственной деятельности конкретных и реально осязаемых результатов с запланированными ожидаемыми – на этапе планирования (прогнозирования) – результатами и принятие дополнительных мер по приближению (сближению) полученного результата к результату ожидаемому (если ситуация действительно такова) или по превышению – как можно большему – полученного результата над уровнем запланированного результата (если такая задача действительно стоит перед организацией).
Вот это последнее действие менеджера и представляет собой реагирование на результаты контроля.
Качественное (эффективное) исполнение менеджером своих контрольных функций предполагает наличие определенных условий. Прежде всего имеется в виду форма оценки результатов – в чем, в каких показателях, по каким признакам можно определить результат (имеется в виду результат, как ожидаемый, так и реально получаемый). Проблема эта не так проста, как она может показаться на первый взгляд: только количественная оценка страдает известной оторванностью от качественной стороны, а определение качества результата затруднено наличием множественности форм оценки, в чем таится опасность выбора из такой множественности не самой эффективной формы.
Более того, в оценке результата должно содержаться стимулирующее начало: сама по себе оценка в совокупности с другими факторами (например, с оплатой труда) должна побуждать работника к достижению более высоких результатов, к превышению получаемого результата над результатом ожидаемым – пока эта проблема разрешается каждым менеджером по-своему.
Итак теперь мы можем попытаться изобразить графически схему действий менеджера по контролю (рисунок 6).
Контроль и корректирование. При осуществлении контроля как одной из основных его функциональных обязанностей менеджер нередко сталкивается с необходимостью неприятного (нежелательного) вывода о том, что запрограммированный им (или для его организации) ожидаемый результат в ходе осуществления реального производственного процесса не получен и не может быть получен, поскольку процесс программирования осуществлялся без учета (или без должного учета) реальностей.