Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.

Содержание работы

Введение 3

1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21

2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40

3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77

Файлы: 1 файл

управленческий контроль на предприятии функции и виды.docx

— 189.18 Кб (Скачать файл)

При этом происходит сращивание таких теорий, как Управление по целям и Менеджмент на основе качества.

Теории  контроля качества базировались на развитии таких направлений, как:

  • стандартизация;
  • метрология (отрасль физики, занимающаяся установлением единиц измерения, создания эталонов единиц и разработкой методик точных измерений);
  • квалиметрия (область науки, объединяющая методы количественной оценки качества продукции);
  • сертификация (тестирование качества производимой продукции и методы осуществления такого тестирования).

Среди множества  теорий управления и контроля качества выделяются такие, как:

- Management by Quality (MBQ) – Менеджмент на основе качества;

- Management by Objectives (MBO) – Управление по целям;

- Total Quality Management (TQM) – Всеобщий менеджмент качества;

- Universal Quality Management (UQM) – Универсальный менеджмент качества;

- Quality Management (QM) – Менеджмент качества;

- Total Quality Control (TQC) – Всеобщий контроль качества;

- Company Wide Quality Control (CWQC) – Контроль качества в масштабе всей компании;

- Quality Circlis (QC) – Кружки контроля качества;

- Zero Defect (ZD) – Система «Ноль дефектов»;

- Quality Function Deployment (QFD) – Развертывание функции качества;

- Statistical Quality Control (SQC) – Статистический контроль качества.

К этому  следует добавить, что важную роль в деятельности многих фирм (особенно японских) играют кружки качества, добровольные объединения работников, которые  в свободное от основной работы время  занимаются поисками конкретных путей  улучшения качества производимой продукции.

По заключению японцев того периода времени, когда  в Японию был приглашен Э.У. Деминг (а это был 1950 г.) и провел ряд семинаров, посвященных статистическим методам контроля качества, проверка качества сама по себе не делает продукцию качественной. Продукция становится таковой только в процессе ее производства.

Следовательно, необходимо организовать производство (именно производство) таким образом, чтобы все сотрудники фирмы были ответствен за качество своего труда и результат этого труда, а для достижения такой ситуации необходимо, чтобы все работники обладали соответствующей квалификацией и навыками. Именно с этим было связано появление кружков качества. Со временем, как известно, эти кружки качества, внесшие весьма весомый вклад в становление Японии как промышленного гиганта, переросли в так называемые малые самоуправляемые группы, своего рода элементарные, неделимые клеточки японской фирмы, включающие в себя как молодых, так и опытных работников.

Такие группы сами ставят перед собой задачи по достижению обшей производственной цели, решать их и контролировать их выполнение. Конечно же, все эти группы пользуются эффективной системой поддержки и стимулирования со стороны руководства фирм.

 

 

3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания»

 

Выполнение  функций маркетинга и планирования связано непосредственно с функцией контроля, без которого не могут  реализовать себя в полной мере другие функции централизованного управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым  создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные  показатели развития, как отдельных  подразделений, так и всей фирмы. В функцию контроля входят сбор, обработка, анализ информации и фактических  результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение  их с плановыми показателями, выявление  отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых  для достижения намеченных целей.

Важной  функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной  деятельности фирмы в целом, так  и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции  контроля отражается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые производственные показатели деятельности и проведения их анализа. Фирма широко использует различные формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля), административный и др. Число позиций и сроки предоставления отчетности могут быть различны. Организационно-финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления предприятия.

Повышение роли функции контроля в управлении фирмами тесно связано с использованием автоматизированных информационных систем и электронно-вычислительной техники, которые позволяют оперативно и  точно передать по назначению информацию, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать решения в связи с изменением условий на рынке. Применение электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем способствовало усилению централизации и оперативности контроля в управлении, т. е. перенесению на высший уровень руководства контроля за деятельностью предприятия.

Система централизованного контроля позволяет  поддерживать определенное сочетание  централизации и децентрализации  в управлении, поскольку предусматривает  передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев руководителям соответствующих подразделений.

На  этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете, производиться сравнение фактических и планируемых продаж, анализируется изменение доли фирмы на рынке. Такой контроль обычно называется оперативным контролем.

Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В тоже время управленческий контроль требует централизации, в то время, как оперативный контроль - децентрализации.

Функция контроля, так же как и функция  планирования, служит важнейшим средством  централизации управления со стороны  высшего руководства фирмы и  одновременно позволяет достигать  оптимального сочетания централизации  и децентрализации в управлении фирмой в целом.

Схематично  место контроля в процессе управления представлено на рисунке 9.

На первом этапе управления формулируется  цель управления, разрабатываются прогнозы и планы ее достижения. На втором этапе выполняются все действия, которые обеспечивают возможность  достижения цели: организация, стимулирование, мотивация персонала. На третьем  этапе, этапе контроля, состояние  объекта управления сравнивается с  поставленной целью, оцениваются и  анализируются отклонения и на основе этого принимается решение о  новой цели и управленческий цикл повторяется снова.

 

Рисунок 9 - Стадии и основные функции управления

 

 

Каждая  управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также  состоит из серии взаимосвязанных  действий, включающих контроль как  фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию  нельзя рассматривать полностью  в отрыве от контроля, поскольку  в каждой функции управления присутствует элемент контроля и фактически все  они являются неотъемлемыми частями  общей системы контроля организации.

Место контроля в системе управления определяет его основное назначение – создание информации об отклонениях, которые  имели место в состоянии объектов контроля по сравнению с заданной управляющей системой целью, оценка отклонений с точки зрения возможности  достижения поставленных целей и  передача этой информации управляющей  системе для принятия решений  и корректировки, целей на новый  период деятельности. Тем самым контроль содействует четкой работе всех структурных подразделений, эффективному использованию материальных и денежных ресурсов, соблюдению законодательства и, как конечный результат, достижению целей, стоящих перед организацией в целом.

Предметом контроля является хозяйственная деятельность организации, объектом контроля - составляющие хозяйственную деятельность элементы: факты хозяйственной жизни и  бизнес-процессы организации; активы, обязательства и другие источники  финансирования деятельности организации; доходы и расходы организации, ее отчетность. Управляющей системой является собственник организации и представляющие его.

Основная  задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели  персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы  и эффективно их использовать.

Менеджер  должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов (рисунок 10).

 

Рисунок 10 - Основные функции управления

 

 

Планирование  – основная функция менеджмента  представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к  важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции  немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее  систематический процесс принятия решений.  Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период: определение хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление  материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность  заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

В зависимости  от содержания целей и задач можно  выделить следующие формы планирования и виды планов:

1.Формы планирования:

  • перспективное или стратегическое
  • среднесрочное
  • текущее (бюджетное, оперативное)

2.Виды планов:

- в зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.;

- в зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование  предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер  и мероприятий, выбор методов  достижения целей.

Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями фирмы, определении  порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

Функция организации реализуется двумя  путями:  через  административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между  всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности  между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом  или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует  два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление  организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям.

2.  Делегирование  полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной  структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений  сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Информация о работе Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»