Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21
2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40
3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77
При этом происходит сращивание таких теорий, как Управление по целям и Менеджмент на основе качества.
Теории контроля качества базировались на развитии таких направлений, как:
Среди множества теорий управления и контроля качества выделяются такие, как:
- Management by Quality (MBQ) – Менеджмент на основе качества;
- Management by Objectives (MBO) – Управление по целям;
- Total Quality Management (TQM) – Всеобщий менеджмент качества;
- Universal Quality Management (UQM) – Универсальный менеджмент качества;
- Quality Management (QM) – Менеджмент качества;
- Total Quality Control (TQC) – Всеобщий контроль качества;
- Company Wide Quality Control (CWQC) – Контроль качества в масштабе всей компании;
- Quality Circlis (QC) – Кружки контроля качества;
- Zero Defect (ZD) – Система «Ноль дефектов»;
- Quality Function Deployment (QFD) – Развертывание функции качества;
- Statistical Quality Control (SQC) – Статистический контроль качества.
К этому следует добавить, что важную роль в деятельности многих фирм (особенно японских) играют кружки качества, добровольные объединения работников, которые в свободное от основной работы время занимаются поисками конкретных путей улучшения качества производимой продукции.
По заключению японцев того периода времени, когда в Японию был приглашен Э.У. Деминг (а это был 1950 г.) и провел ряд семинаров, посвященных статистическим методам контроля качества, проверка качества сама по себе не делает продукцию качественной. Продукция становится таковой только в процессе ее производства.
Следовательно, необходимо организовать производство (именно производство) таким образом, чтобы все сотрудники фирмы были ответствен за качество своего труда и результат этого труда, а для достижения такой ситуации необходимо, чтобы все работники обладали соответствующей квалификацией и навыками. Именно с этим было связано появление кружков качества. Со временем, как известно, эти кружки качества, внесшие весьма весомый вклад в становление Японии как промышленного гиганта, переросли в так называемые малые самоуправляемые группы, своего рода элементарные, неделимые клеточки японской фирмы, включающие в себя как молодых, так и опытных работников.
Такие группы сами ставят перед собой задачи по достижению обшей производственной цели, решать их и контролировать их выполнение. Конечно же, все эти группы пользуются эффективной системой поддержки и стимулирования со стороны руководства фирм.
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания»
Выполнение
функций маркетинга и планирования
связано непосредственно с
Важной
функцией контроля является разработка
стандартной системы
На первом
этапе управления формулируется
цель управления, разрабатываются прогнозы
и планы ее достижения. На втором
этапе выполняются все
Рисунок 9 - Стадии и основные функции управления
Каждая
управленческая функция тоже представляет
собой процесс, потому что также
состоит из серии взаимосвязанных
действий, включающих контроль как
фундаментальный элемент
Место контроля
в системе управления определяет
его основное назначение – создание
информации об отклонениях, которые
имели место в состоянии
Предметом контроля является хозяйственная деятельность организации, объектом контроля - составляющие хозяйственную деятельность элементы: факты хозяйственной жизни и бизнес-процессы организации; активы, обязательства и другие источники финансирования деятельности организации; доходы и расходы организации, ее отчетность. Управляющей системой является собственник организации и представляющие его.
Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов (рисунок 10).
Рисунок 10 - Основные функции управления
Планирование
– основная функция менеджмента
представляет собой вид деятельности
по формированию средств воздействия,
обеспечивающих достижение поставленных
целей. Планирование применяется к
важным решениям, определяющим дальнейшее
развитие фирмы. Согласно концепции
немецкого профессора Д.Хана планирование
- это ориентированный в будущее
систематический процесс
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
1.Формы планирования:
2.Виды планов:
- в зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.;
- в зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.
Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.
Важной
функцией управления является функция
организации, которая заключается
в установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми
подразделениями фирмы, определении
порядка и условий
Функция
организации реализуется двумя
путями: через административно-
Административно-
Оперативное
управление обеспечивает функционирование
фирмы в соответствии с утвержденным
планом. Оно заключается в
Существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление
организации на подразделения
соответственно целям и
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Организационная
структура направлена, прежде всего,
на установление четких взаимосвязей
между отдельными подразделениями
фирмы, распределение между ними
прав и ответственности. В ней
реализуются различные
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.