Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:32, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания».
В соответствии с целью дипломной работы определяющей общую структуру изложения были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть место контроля в общей концепции управленческой деятельности;
раскрыть формы контроля качества как управленческого действия;
рассмотреть функции управленческого контроля;
оценить состояние системы контроля на предприятии;
рассмотреть пути улучшения организации управленческого контроля.
Введение 3
1 Теоретические основы организации и реализации контроля на предприятии: контроль как управленческая функция
1.1 Место контроля в общей концепции управленческой деятельности 7
1.2 Виды контроля качества как управленческого действия 16
1.3 Содержание функции контроля 21
2 Анализ, оценка и методика планирования и контроля в деятельности АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
2.1 Методические основы планирования и мониторинга производственно-финансовой деятельности предприятий по направлениям деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 24
2.2 Развитие принципов и методов планирования и управленческого контроля на пассажирском железнодорожном транспорте 36
2.3 Роль и место государственного участия и государственного регулирования в деятельности АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………………………………………………….……….. 40
3 Основные направления организации и совершенствования управленческого контроля в АО «Пасажирская лизинговая вагонная компания»
3.1 Направления развития системы планирования, прогнозирования и управленческого учета в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 52
3.2 Пути улучшения управленческого контроля в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» 58
3.3 Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления в АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» ……………………. 66
Заключение 75
Список использованных источников 77
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.
Мотив –
это побудительная причина, повод
к деятельности. Побудить к деятельности
можно обогатив идеями волю, знания,
определив величину вознаграждения,
связав его с результатом
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сна чала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеется
три основные процессуальные
теории мотивации: теория
Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели.
В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу.
Получившая широкую поддержку модель Портера - Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения.
Последняя функция управления - контроль, который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Управленческий
контроль одна из функций управления,
без которой не могут быть реализованы
в полной мере все другие функции
управления. Контроль призван обеспечивать
правильную оценку реальной ситуации
и тем самым создавать
Как функция, контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, - это элемент каждой основной функции управления (организации, планирования), а с другой, - это самостоятельная функция управления, так как деятельность по контролю представляет ее самостоятельный вид.
Контроль
- это важная и сложная функция
управления. Одна из важнейших особенностей
контроля состоит в том, что контроль
должен быть всеобъемлющим. Контроль не
может оставаться прерогативой исключительно
менеджера. Каждый руководитель, независимо
от своего ранга, должен осуществлять
контроль как неотъемлемую часть
своих должностных
Основные способы реализации функции контроля наблюдение, . проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т.к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно поставленный контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно несложным. Он всегда направлен на достижение конкретных целей. Но для того чтобы их достичь, необходим постоянный контроль за тем, как реализуются намеченные программы.
В функцию
контроля входят: сбор, обработка и
анализ информации о фактических
результатах хозяйственной
На рисунке 11 показано место контроля в системе управления. Контроль с одной стороны, интегрирован с предварительным управлением посредством обратной связи, а с другой - непосредственно с оперативным управлением.
В системе
управления функция контроля организационно
выделяется в подсистему контроля.
Для того чтобы эта подсистема
могла обеспечивать руководителей
необходимой информацией, она нуждается
в специальных нормах функционирования.
Необходимые нормы
Тесная взаимосвязь контроля и планирования обусловливается тем, что в планах содержатся нормы функционирования, которые необходимо контролировать. Предварительное управление нуждается в контроле как на стадии разработки плана, так и на стадии его выполнения. Контроль и планирование имеют единую информационную базу. Таким образом, подсистема контроля осуществляет обратную связь между субъектами управления и ходом предварительного управления, обеспечивая их необходимой информацией, получаемой с помощью учета и анализа.
Рисунок 11 - Общая схема взаимосвязи функций управления и контроля
Оперативное управление направлено на непосредственное управление процессом посредством специализированных функций (организация, координация, мотивация), которые, в свою очередь, планируются и контролируются. При осуществлении этого процесса необходимо достигать требуемого уровня эффективного и производительного использования трудовых и финансовых ресурсов. Подсистема контроля обеспечивает обратную связь субъекта управления с ходом оперативного управления.
Контроль
как вид управленческой деятельности
объективно необходим для системы
управления и является ее неотъемлемой
частью. В процессе управления контроль
не только завершает весь процесс, начатый
выработкой цели, но и дает начало новым
управленческим решениям. Эффективный
контроль предполагает постоянное взаимодействие
со всеми другими функциями
Задача контроля состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дела, сопоставить его с намеченными целями, оценить ситуацию и предложить в случае необходимости корректирующие меры. Наиболее полно функция контроля проявляется в том случае, если он заблаговременно выявляет причины отклонений, предупреждает срывы, вскрывает неиспользованные возможности и резервы, активно содействует выполнению принятых решений.
Развитие
контроля зависит, в первую очередь,
от наличия в практике управления
таких потребностей, которые не могут
быть удовлетворены другими
Функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация (процесс обмена информацией), чтобы получить информацию для принятия правильного решения. Вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Заключение
Подводя итоги дипломной работы необходимо сделать следующие выводы.
На современном этапе, искусство
управления людьми становится решающим
условием, обеспечивающим конкурентоспособность
предприятий и
Умение правильно организовать рабочие процессы в организации, создать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и другие – все эти понятия составляют и характеризуют сущность культуры управленческого контроля.
Внедрение функции контроля в систему управления позволит повысить уровень обоснованности принимаемых решений, обеспечив устойчивость предприятия в динамичных условиях внешней среды и, в первую очередь, в условиях конкуренции на рынке.
В современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией бизнеса, ростом доли крупных негосударственных организаций корпоративного типа в мировом промышленном производстве и торговле, вовлеченностью крупнейших корпоративных структур во все виды социального управления, возникает необходимость усиления внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам контроля, так как грядущее еще большее усложнение хозяйственной жизни будет требовать новых подходов к разработке адекватных систем, способных удержать порядок в сложнейших системах хозяйствования.
Рассматривая особенности
Активизация деятельности управленческого персонала современного предприятия является одной из важнейших функций менеджмента.
Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию управленческих кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Успех любой фирмы во многом зависит
от того, насколько полно и точно
было проанализировано реальное состояние
дел в области управления предприятием.
Экономические реформы
Нельзя экономить на заработной
плате хорошим работникам и оснащении
их рабочих мест. Так же необходимо
разрабатывать систему