Анализ систем отбора и найма персонала в Иркутском отделении ЗАО “МОБИКОМ-ХАБАРОВСК”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

«МегаФон» - это федеральная сеть сотовой связи. Открытое акционерное общество «МегаФон» включает в себя ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком - Новосибирск», ЗАО «Мобиком - Северный Кавказ», ЗАО «Уральский GSM», ЗАО «Мобиком - Центр», ЗАО «МСС- Поволжье».

Файлы: 1 файл

совершенствование.docx

— 191.18 Кб (Скачать файл)

v Выезд в учебное заведение,  где организация проводит презентацию  компании, выступления руководителей  и непосредственные ответы на  вопросы студентов. В презентации  необходимо рассказать о масштабе  деятельности компании «Мегафон»,  о темпах ее развития на  территории страны и Иркутской  области в частности, о сложившейся  ситуации на рынке мобильной  связи. Нужно рассказать студентам  о том, как много зависит  от профессионализма работников, в особенности от инженеров.

v Необходимо организовывать  праздники «Мегафона» в ИрГТУ. Они могут включать в себя проведение различных конкурсов и викторин. С помощью красочного и интересного праздника компания привлечет к себе внимание молодежи. А если сделать эти праздники хорошей традицией, то компания заявит о себе, как о стабильной организации, которая развивается в ногу со временем и заботится о своем имидже.

v Собеседование с будущими  выпускниками, заинтересовавшимися  компанией. Студентов 4 и 5 курсов, которые проявили себя на встречах, необходимо заносить в кадровый  резерв, отслеживать их успехи  в учебе. И по окончанию их  обучения, компания может получить  хорошего специалиста, который  будет ориентирован именно на  Иркутское отделение ЗАО «Мобиком-Хабаровск».

v Необходимо заключить  договор на прохождение производственное  практики студентов Кафедры электроники  и телекоммуникационных систем  в техническом отделе компании. Это позволит лучше узнать  потенциальных работников. В случае  обнаружения недостаточности знаний  можно скорректировать процесс  обучения вместе с преподавателями  кафедры. 

5. Результат проведенной  работы, целью которой является  подбор квалифицированного персонала,  зависит от грамотно проведенного  собеседования. Поэтому можно  провести тест на умение проводить  собеседование (таблица 2), состоящий  их оценки степени согласия  с приведенными утверждениями  по четырехбалльной шкале (0-абсолютно не согласен, 4 - полностью согласен)[25].

Таблица 2

Тест на умение проводить собеседование

 

Утверждение

Оценка (от 0 до 4)

 

1. Прежде чем проводить  собеседование, определяю, каких  целей нужно достичь в результате

   

2. Часто привлекаю к  подготовке и проведению собеседования  менеджеров, которые будут работать  вместе с новым сотрудником

   

3. Составляю перечень  вопросов, которые нужно задать  кандидату

   

4. Предоставляю кандидату  возможность свободно отвечать  на вопросы, не ограничивая  его во времени и не перебивая

   

5. Внимательно выслушиваю  кандидата, даже если мне кажется,  что сообщаемая информация не  имеет отношение к делу

   

6. По ходу беседы записываю  сведения, которые считаю важными

   

7. Даю возможность кандидату  задавать мне вопросы

   

8. Если я применяю нестандартные  методики проведения собеседования,  то осторожно

   

9. В конце собеседования  даю кандидату возможность изложить  то, что он не успел, но считает  нужным рассказать

   

10. Принимая решение о  найме, руководствуюсь четкими,  заранее определенными объективными  критериями, а не своим субъективным  впечатлением о кандидате

   
     

Этот простой тест позволит выявить слабые места в знаниях  и умениях менеджера и специалиста  по персоналу. Если сумма баллов меньше 18, то навыки проведения собеседования  необходимо улучшить, иначе есть риск укомплектовать штат неквалифицированными сотрудниками. Результат от 19 до 32 говорит  о неплохом владении методикой проведения интервью с кандидатами на вакантную  должность. Если итоговая сумма баллов больше 33, то отдел по управлению персоналом хорошо умеет проводить собеседование, но это не исключает необходимость  постоянного совершенствования  своих профессиональных навыков.

6. При подготовке к  собеседованию необходимо создать  папку кандидата. Первым документом  в этой папке будет резюме  конкретного кандидата. Затем  туда можно вложить лист оценки  кандидата, в который следует  проставлять баллы в ходе собеседования,  записывать комментарии. Менеджер  по персоналу подводит итог  беседы с человеком, проставляя  ему общую оценку. Данная форма  позволяет упростить процесс  сравнивания кандидатов друг  с другом, тем самым, упрощая  работу отдела кадров и непосредственных  начальников в ходе выбора  наилучшего для фирмы сотрудника. В таблице стоит отмечать общие  характеристики кандидата: коммуникабельность, уверенность в себе, лидерство,  аналитические способности (Приложение 4).

7. Перед проведением интервью  необходимо определить наиболее  подходящий тип собеседования.  На данный момент существует 5 типов собеседования:

ь Собеседование - Допрос. Интервьюер проявляет постоянную активность, задает вопросы, на которые чаще всего собеседник может ответить только "да" или "нет", позволяет себе перебивать собеседника. Складывается четкое впечатление, что основное намерение интервьюера - уличить кандидата в некомпетентности или обмане. Такой стиль проведения интервью дает возможность проверить кандидата на стрессоустойчивость и выявить характерный тип реакции на сложную межличностную ситуацию общения. При таком сценарии проведения интервью у кандидата нет возможности подробно описать свой опыт, соответственно у интервьюера не может его объективно оценить. Надо отметить, что собеседования -допроса хорошо использовать для уточнения существенных деталей в ходе описания кандидатом своего прошлого опыта.

ь Игра в прятки или "Ёжик в тумане". Этот стиль характеризуется стремлением интервьюера запутать кандидата, сбить его с толку, постараться ничего конкретного не сказать о своей компании. В ответ на вопрос кандидата о зарплате звучит фраза "Это будет обсуждаться после того, как мы поймем, что Вы нам подходите". Такой стиль собеседования прекрасно действует на бывших военных, людей предпенсионного возраста и новичков на рынке труда, которые уважают серьезный подход к коммерческой тайне, но сильно раздражает и настораживает опытных специалистов.

ь Соло. Для этого стиля  собеседования характерно то, что  после нескольких вопросов, интервьюер начинает долго, подробно и пространно рассказывать о фирме, ее истории, ее планах, о должности, какие люди и  как работают в компании. Этот стиль  интервью производит неизгладимое первое впечатление на большинство кандидатов, особенно неискушенных в поисках работы. Элементы краткого солирования полезны в последней трети собеседования. Стоит рассказать о значимых вещах поподробнее и достаточно вдохновенно, чтобы "заинтересовать кандидата и, в тоже время, избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями организации.

ь Испытание. После того, как интервьюер задаст несколько  обязательных вопросов, кандидату предлагается решить некую профессиональную или "поведенческую" задачу (или ряд  подобных задач). Такой стиль собеседования  позволяет достоверно проверить  практические специальные навыки.

ь Интервью как партнерские переговоры. Весь разговор происходит «на равных». Так же как и при стиле "допрос", при партнерских переговорах задается много вопросов, однако существуют коренные отличия: вопросы задают оба собеседника, и преобладают вопросы "открытого" типа. Стиль партнерских переговоров позволяет получить максимально полно необходимую информацию о кандидате и заложить хорошую основу для дальнейшего взаимодействия с новым сотрудником[4:36].

8. Собеседование должно  быть структурировано. Необходимо  разработать список вопросов, касающихся  трудовой деятельности, личных планов, отношений с бывшими коллегами,  начальством и клиентами. Для  достижения наилучшего результата  вопросы должны быть разнообразны  по своей структуре:

ь Вопросы, требующие краткого ответа (общие вопросы). Сколько лет вы работали в компании?

ь Вопросы, требующие развернутого ответа (открытые вопросы). Почему вы выбрали именно нашу компанию?

ь Вопросы о предыдущем опыте работы. Эти вопросы основываются на предположении, что действия, совершенные  в прошлом, могут предопределять действия в будущем. То есть считается, что человек будет трудиться  на новом месте работы так же, как он трудился и на предыдущих работах. Вы можете привести пример, когда вам приходилось работать под давлением жестких временных рамок?

ь Вопросы о слабых сторонах кандидата. Расскажите о своих недостатках.

ь Зеркальные утверждения (повтор фраз). Этот способ заключается в  повторе ключевого утверждения. Подобные вопросы нужно использовать для того, чтобы выделить суть ответа кандидата и выяснить как можно  больше подробностей. Задача менеджера  по персоналу - просто повторить суть какого-либо высказывания. Итак, если вам случается опоздать на работу на два часа, то вы потом на эти два часа задерживаетесь на работе, чтобы сделать то, что должны были сделать?

ь Альтернативные вопросы. Подобный метод полезен для того, чтобы  проверить, как и насколько хорошо кандидат умеет принимать решения  и осуществлять выбор альтернативы. Что, вы предпочтете: быть в большинстве или отстаивать собственное мнение?

ь Наводящие вопросы. Можно  использовать их для подтверждения  какой-либо информации, для того, чтобы  заставить кандидата более подробно изложить свою точку зрения на какую-либо определенную тему. В нашей компании существует правило, что клиент всегда прав. Что вы думаете по этому поводу?

ь Вопросы-"погонялки". Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.[25]

9. При проведении собеседования  необходимо применять тесты на  профессиональную пригодность и  диагностику различных качеств  и характеристик личности. Тесты  на профессиональную пригодность  представляют собой вопросы и  задания из профессиональной деятельности - заполнение бумаг, работа с договорами и законами, анализ ситуации. Так, например, бухгалтера проверяют на знание бухгалтерской отчетности, бухгалтерского законодательства. У пробных заданий есть много преимуществ. С точки зрения компании, когда пробные задания отражают специфику работу, это обеспечивает проверку опытности и компетенции кандидатов еще до трудоустройства. С точки зрения кандидата, пробные задания служат реалистичным представлением работы и дают человеку возможность “самоотбора” - он сам может решить, участвовать в дальнейшем процессе отбора или отказаться от него. В заданиях практически отсутствует необъективность: тест фокусируется на том, что кандидат может делать, а что нет. Разновидность тестов на профессиональную пригодность - индивидуальные деловые упражнения. В этом типе упражнений участнику передаются дела его предшественника, с которыми он должен справиться в течение определенного периода времени. Участник должен решить ряд проблем, которые могут возникнуть в подобных случаях, на разных уровнях организации, различной сложности и объема. Эти упражнения предоставляют идеальную возможность оценить рациональность и аналитические способности участника, его решительность и инициативность[1:100].

10. Для диагностики различных  характеристик личности существуют  множество тестов и психологических  заданий. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и в России. Наибольшая популярность у формы С, состоящей из 105 вопросов. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (первичных черт) личности, выделенных первоначально Кеттелом [24]. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств. Перед началом опроса кандидату дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения вопросов. Контрольное время испытания 25-30 минут. Результаты применения данной методики позволяют определить психологические особенности темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Отдельные факторы объединены в блоки по трем направлениям: интеллектуальный блок (уровень интеллекта), эмоционально-волевой блок (степень тревожности), коммуникативный блок (открытость, замкнутость). Специалист по персоналу на отдельном бланке фиксирует результаты теста и прикрепляет его к анкете кандидата. Необходимо использовать несколько тестов для опровержения или подтверждения результатов. В паре с тестом Кеттела можно провести тестирование по пятифакторному личностному опроснику МакКрае - Коста («Большая пятерка»). Он разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983 году. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI. В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В.Е. Орлом в соавторстве с А.А. Рукавишниковым и И.Г. Сениным. Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия - интроверсия; привязанность - обособленность; самоконтроль - импульсивность; эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; экспрессивность - практичность)[24]. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого.

11. Для выявления склонности  к позиционированию кандидата  в рабочих отношениях, предпочтений  работать в команде, самостоятельно  или в качестве руководителя  применяется методика «Одиночка» -- «Менеджер» -- «Командный игрок». Эту методику необходимо применять на собеседованиях на любую должность, так как очень важно как можно раньше оценить особенности поведения кандидата в команде. Суть данного метода в том, что человеку задаются вопросы о его предыдущей работе, при этом особое внимание обращается на то, каким образом человек позиционирует себя по отношению к другим участникам событий. Примеры вопросов: Опишите свое самое большое достижение/2-3 основных достижения. Опишите рабочую ситуацию, о которой Вам наиболее при-ятно вспоминать.

Примеры ответов  и их интерпретации:

А) На предыдущем месте работы я придумал новую систему работы с дистрибьюторами, которая дала мне рост объема продаж на 45%. Кстати, потом эту систему применяли  и дру-гие сотрудники нашего отдела. А я получил большой бонус и стал «Сотрудником года». Это типичный ответ ОДИНОЧКИ. Основной акцент де-лается на личное достижение и на собственные успехи, успехи команды воспринимаются как что-то существу-ющее в стороне. Он мо-жет иметь прекрасные отношения в коллективе, но пред-почитает отвечать за обособленный участок работы, трудиться там, где можно оценить индиви-дуальный результат. Для людей подобного склада не очень хороши коллективные бонусы, размытые зоны ответ-ственности и очень сильная степень зависимости от ус-пеха других людей.

В) На предыдущем месте работы я придумал новую систему работы с дистрибьюторами для всего  отдела. Мне удалось убедить всех, что это оптимально для нашего бизнеса, и внед-рить систему во всем отделе. У нашего отде-ла объем продаж возрос на 35%, а у меня -- на 45%, посколь-ку я начал применять ее первым, и поэтому стал «Сотрудни-ком года», но у всех по итогам года были отличные бонусы. Это ответ, характерный для МЕНЕДЖЕРА. Он позици-онирует себя как лидер, который генерирует идеи для всей команды, участвует во внедрении. Его интересуют как свои личные достижения, так и достижения команды в целом. Подобный ответ показывает, что человек готов к управлению дру-гими людьми, он уже видит сам себя в этом качестве. Однако стоит заметить, что такой ответ характерен для начинающего менеджера и того, кто готов перейти с позиции успешного рядового сотрудника на позицию руко-водителя (нижнего или среднего).

С) На предыдущем месте работы была не самая удачная систе-ма работа с дистрибьюторами. Многие, и я в том числе, счи-тали, что надо что-то менять. Мы все думали над этим, но окончательная идея пришла в голову мне. Мы внедрили новую систему работы с дистрибьюторами, и объем продаж у нашего отдела вырос в среднем на 35%. Данный ответ характерен для КОМАНДНОГО ИГРОКА. Все основные действия и решения воспринима-ются человеком как результат действий команды. Такой сотрудник мотивирован совместной работой, постоянным взаимодействием с коллективом, ему очень сложно быть одному, это может быть существенной демотивацией.

Информация о работе Анализ систем отбора и найма персонала в Иркутском отделении ЗАО “МОБИКОМ-ХАБАРОВСК”