Анализ стратегических факторов внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы "Стратегический менеджмент" является расширение, систематизирование и закрепление теоретических знаний методов разработки стратегии, конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и подходов к бизнесу, а также развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
В данной работе применение концепции стратегического менеджмента как методологии обеспечения конкурентоспособности и эффективности управленческих решений при разработке стратегии организации (предприятия), конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и подходов к бизнесу рассматривается на примере предприятия ОАО «Уралэлектромедь», входящего в Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК).

Содержание работы

Введение 3
1 Краткая характеристика предприятия 4
2 Стратегические позиции 10
2.1 Видение и миссия 10
2.2 Стратегия 14
3 Анализ стратегических факторов внешней среды 25
3.1 Влияние факторов внешней среды 25
3.2 Анализ структуры отрасли 38
3.3 Анализ конкурентов 44
4 Портфельный анализ 54
5 Стратегический анализ и выбор 56
5.1 SWOT-анализ 56
5.2 SWOT-план 59
5.3 SPACE-матрицы 61
Заключение 66
Список использованных источников 67

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Стратегический менеджмент.doc

— 783.50 Кб (Скачать файл)

Выполнение обязательств в области профессиональной безопасности, как со стороны руководства, так и со стороны персонала предприятия, гарантирует создание безопасных условий труда, позволит свести к минимуму риски для здоровья сотрудников, персонала подрядных организаций, посетителей или любых других лиц на рабочем месте.

Общие цели и  задачи, намерения и принципы построения системы отражены в Политике в области профессиональной безопасности и здоровья, подписанной директором ОАО «Уралэлектромедь».

Охрана окружающей среды – одно из приоритетных направлений  деятельности ОАО «Уралэлектромедь». В 2004 году в ОАО «Уралэлектромедь» была разработана и внедрена система экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14001, что позволило вывести природоохранную работу на качественно новый уровень.

Основной целью  предприятия в области экологии является  постоянное стремление к снижению и предотвращению негативного воздействия производства на окружающую среду.

Для достижения поставленной цели руководство и  персонал предприятия обязуются:

- соблюдать природоохранное законодательство Российской федерации;

- продолжать совершенствовать существующие технологии и внедрять новые передовые с учетом экологических требований;

- вести поиск путей рационального использования природных и энергетических ресурсов;

- постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента как один из основных факторов устойчивого развития предприятия;

- предотвращать и снижать риски загрязнения окружающей среды, связанные с аварийными ситуациями;

- проводить обучение персонала для повышения уровня его экологического сознания и культуры производства.

 

3 Анализ стратегических факторов внешней среды

 

3.1 Влияние факторов внешней среды

 

По итогам 2011 года по многим ключевым экономическим  показателям, среди которых индекс промышленного производства, потребительские  расходы, товарный экспорт и импорт, превышены максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Улучшилась ситуация на рынке труда, положительную динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в 2010 году превысила предкризисный уровень.

Со стороны производства динамика ВВП обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств, строительства.

Укрепление номинального эффективного курса рубля составило  в целом за 2011 год (из расчета декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) 5,4 %, реального эффективного курса оценивается в 3,9%.

В 2011 году рост промышленного производства составил 4,7 % к 2010 году. Вклад в общий рост промышленного производства сферы деятельности «Обрабатывающие производства» при росте производства на 6,5% составил 90,5 процента. Из производств данного вида деятельности 35,7 % общего роста обеспечило «Производство транспортных средств и оборудования» (прирост производства на 24,6%), 7,5 % - «Производство машин и оборудования» (9,5 %), 4,7 % - «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (5,1%), 8,5 % «Металлургическое производства и производство готовых металлических изделий» (2,9 %). Прирост добычи полезных ископаемых составил за 2011 год 1,9%, вклад в общий рост производства – 9,2 процента.

В то же время  в большинстве отраслей был отмечен  рост спроса. На электроэнергию для всех категорий потребителей, по оценке Минэкономразвития России, за январь – ноябрь 2011 года (статистика идет с опозданием на месяц) цены и тарифы повысились в среднем на 7,8 % (год назад – на 20,1 процента). После резкого скачка цен в начале 2011 года для стабилизации ситуации Правительством  были приняты меры, которые изменили условия функционирования рынка и внесли коррективы в механизмы установления тарифов в регулируемом сегменте электроэнергетики.

Стабилизация  конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, сохранение высоких экспортных цен на газ позволили быстро восстановиться предприятиям, занятых добычей полезных ископаемых. Уверенный рост прибыли, продолжавшийся на протяжении всего 2010 г. (+51,7 %) сохранился, и за период январь-ноябрь 2011 г., по оперативным данным, финансовый результат составил 1833,3 млрд. руб. (+54,5 % к аналогичному периоду предыдущего года).

Финансовый результат  предприятий, занятых производством  цветных металлов за период январь-октябрь 2011 года демонстрирует рост на 7,0 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составляет 228,5 млрд. рублей. Как и в целом в металлургическом производстве в июле сальдированный финансовый результат сократился на 1,4 %, в сентябре – снизился на 23,4 %, в октябре – на 28,9 %. Рост объемов производства за период январь-ноябрь 2011 г. составил 8,6 % к соответствующему периоду прошлого года (прирост на 7,1% за аналогичный период предыдущего года). Снижение внутренних цен производителей за 2011 г составило 6,4 %.

Уральский федеральный  округ, к которому относится предприятие  ОАО «Уралэлектромедь» располагает уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции, квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров.

В промышленности округа занято свыше 27 %, общей численности занятых в экономике, или почти 64 %, работающих в основных отраслях материального производства. В структуре занятого населения почти 55 % работников имеют высшее или среднее профессиональное образование (это 3-й показатель в Российской Федерации после Центрального и Северо-Западного федеральных округов).

К настоящему времени  достигнутый уровень важнейших  характеристик социального развития Уральского федерального округа превышает  аналогичные среднероссийские параметры.

В структуре  экономики Уральского федерального округа ведущее место занимает промышленное производство, на которое (по оценке за 2008 год) приходится свыше 51 %производства валового регионального продукта. Современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность - более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых

Современное социально-экономическое  положение Уральского федерального округа характеризуется преобладанием позитивных процессов в отношении постепенного преодоления спада в отечественной экономике, произошедшего в результате глобального финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов.

В целом основными конкурентными преимуществами Уральского федерального округа являются:

- ключевая  геополитическая и геоэкономическая  роль округа, занимающего срединное  положение в Российской Федерации  и имеющего первостепенное значение  в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом;

- богатейшая  природно-ресурсная база, включающая, прежде всего крупнейшие запасы  нефти и газа, которые составляют 70-80 % прогнозных нефтегазовых ресурсов страны, а также минерально-сырьевая база, которая составляет 55-60 % ресурсов минерального сырья страны;

- мощный экономический  потенциал, обеспечивающий сравнительно  высокий уровень экономического  развития территории и лидирующие  позиции в Российской Федерации по основным характеристикам региональной конкурентоспособности;

- значительные  объемы собственных доходов бюджетов  большинства субъектов Российской  Федерации, входящих в состав  Уральского федерального округа, позволяющие проводить эффективную региональную политику;

- присутствие  на территории округа конкурентоспособных  на глобальном уровне бизнес-структур  в нефте- и газодобыче, обеспечивающих  более 90 процентов общероссийской добычи природного газа и 65-67 процентов добычи нефти, производство 40 - 45 процентов общероссийской стали, проката, стальных труб;

- сравнительно  высокий уровень обеспеченности  квалифицированными трудовыми ресурсами  (более 28 процентов занятого населения  имеют профессиональное образование,  что является наиболее высоким показателем в стране);

- высокий научный  и образовательный потенциал,  наличие передовых научно-исследовательских  учреждений и высших учебных  заведений широкого профиля (более  200 крупных организаций, выполняющих  научные исследования и разработки  и около 2 тысяч малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания);

- наличие в  регионе динамично развивающейся  системы электронных коммуникаций;

Для обеспечения  динамичного развития в долгосрочной перспективе первостепенное значение будет иметь последовательное и рациональное использование всего комплекса имеющихся конкурентных преимуществ Уральского федерального округа.

Основными вызовами и угрозами развития Уральского федерального округа на период до 2020 года являются следующие:

- значительная  исчерпанность минерально-сырьевой  базы на территории традиционного  промышленного развития;

- наиболее  высокий в стране уровень изношенности основных фондов в отраслях экономики, прежде всего в старопромышленных центрах Урала;

- недостаточный  уровень развития межрегиональной  транспортной инфраструктуры, не  соответствующий геополитическому  и геоэкономическому потенциалу  округа;

- наличие резких межрегиональных различий внутри округа по степени экономической активности и уровню жизни населения;

- резко обострившаяся  в последние годы и ставшая  уже хронической проблема 40 городов  с монопрофильной структурой  экономики;

- недостаточный  уровень развития внутрирегиональных железнодорожных коммуникаций, автодорожной сети и трубопроводной системы;

- неблагоприятные  демографические тенденции и  низкий уровень жизни в старопромышленных  регионах Урала;

- значительные  различия между уровнями социально-экономического развития городских и сельских поселений, доходов городских и сельских жителей;

- в целом неблагоприятные природно-климатические условия на большей части территории округа, осложняющие жизнь населения и сдерживающие развитие сельского хозяйства и туризма;

- опасные, все чаще повторяющиеся природные катаклизмы (паводки, наводнения, ураганы, смерчи, засухи и др.), нарушающие жизнедеятельность населения и функционирование жизнеобеспечивающих производственных, энергетических, транспортных и социальных систем округа;

- крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды в промышленных центрах Урала и районах нефтедобычи;

- низкий уровень инноваций в большинстве регионов округа;

- возможность техногенных аварий с масштабными негативными последствиями из-за высокой изношенности оборудования и инфраструктуры и низкой эффективности систем и служб производственно-экологической безопасности;

- значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики округа;

- вывоз капиталов за пределы округа финансово-промышленными группами и международными корпорациями.

Необходимо особо  отметить весьма неблагоприятную экологическую  обстановку в большинстве центров  добычи минерально-сырьевых ресурсов промышленного Урала, проявляющуюся в загрязнении почв, поверхностных и подземных водных ресурсов прежде всего путем воздействия неорганизованных свалок отходов добычи минерального сырья.

Ключевыми задачами устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа являются:

- обеспечение  воспроизводства минерально-сырьевой  базы и эффективного использования природно-ресурсного потенциала округа;

- освоение  месторождений углеводородного  сырья и создание новых горнопромышленных  районов на Полярном и Приполярном Урале;

- диверсификация  ресурсной базы промышленных  предприятий Среднего Урала посредством  освоения месторождений Полярного  и Приполярного Урала и, частично, Тимано-Печерского района;

- активизация  развития транспортной, энергетической  и информационной инфраструктуры в целях эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов восточной и западной частей Российской Федерации.

Социально-экономическое  развитие Урала в долгосрочной перспективе  определяется:

- эффективностью  исполнения комплексного инвестиционного  проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»;

- масштабами и динамикой освоения богатейших природных ресурсов округа, прежде всего запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и газа в Ямало-Ненецком автономном округе, а также развитием природно-ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала;

- интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда промышленных центров Урала;

- развитием  транспортной и энергетической  инфраструктуры, обеспечивающей новые  возможности освоения природных  ресурсов федерального округа;

- решением  социальных проблем Уральского  федерального округа, развитием  человеческого капитала как основного  фактора, формирующего модель  перспективного развития региона;

- развитием  инновационного сектора экономики,  реализацией высокого научного и образовательного потенциала Урала;

- диверсификацией  традиционной промышленной и  институциональной структуры производства;

- интеграцией  экономики Уральского федерального  округа в евроазиатское экономическое пространство, развитием интеграционных процессов, а также повышением связности экономического пространства;

- изменениями  распределения доходов между  различными уровнями бюджетной  системы, что особенно актуально  для нефтегазодобывающих регионов, источники перспективного роста  которых находятся в сильной зависимости от схемы распределения создаваемой добавленной стоимости и рентных доходов;

- масштабами  и динамикой решения экологических  проблем Урала. 

Информация о работе Анализ стратегических факторов внешней среды