Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы "Стратегический менеджмент" является расширение, систематизирование и закрепление теоретических знаний методов разработки стратегии, конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и подходов к бизнесу, а также развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
В данной работе применение концепции стратегического менеджмента как методологии обеспечения конкурентоспособности и эффективности управленческих решений при разработке стратегии организации (предприятия), конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и подходов к бизнесу рассматривается на примере предприятия ОАО «Уралэлектромедь», входящего в Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК).
Введение 3
1 Краткая характеристика предприятия 4
2 Стратегические позиции 10
2.1 Видение и миссия 10
2.2 Стратегия 14
3 Анализ стратегических факторов внешней среды 25
3.1 Влияние факторов внешней среды 25
3.2 Анализ структуры отрасли 38
3.3 Анализ конкурентов 44
4 Портфельный анализ 54
5 Стратегический анализ и выбор 56
5.1 SWOT-анализ 56
5.2 SWOT-план 59
5.3 SPACE-матрицы 61
Заключение 66
Список использованных источников 67
SWOT-анализ можно разбить на ряд этапов.
На первом этапе
SWOT-анализа изучаются
- патентоспособность выпускаемых товаров;
- цена товаров;
- прогрессивность технологии;
- квалификация кадров;
- стоимость ресурсов;
- возраст
основных производственных
- географическое расположение компании;
- инфраструктура;
- система
менеджмента (в том числе
На втором этапе
SWOT-анализа изучаются
На третьем
этапе SWOT-анализа изучаются
На четвертом
этапе изучаются стратегические
и тактические возможности
На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.
Возможности – это те факторы, которые позволяют компании повысить свою доходность. Возможностями являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать компания. В результате оценки угроз и возможностей определяются мероприятия, направленные на нейтрализацию угроз и использование возможностей рынка.
Таблица 5.1 – Сильные и слабые стороны предприятии ОАО «Уралэлектромедь»
strengths (сильные стороны), |
weaknesses (слабые стороны) | |
Продукт |
Широкая номенклатура продукции высокой степени готовности; |
|
Бизнес-процессы |
Гибкость, динамичность; Вертикальная структура обеспечивает высокую управляемость, |
|
Производство |
Предприятие осуществляет весь производственный цикл: от переработки черновой меди и лома до выпуска продуктов из меди, что для России является уникальным Высокий потенциал развития; Отлаженный процесс производства, производство стандартизовано; сокращение издержек отдельных предприятий благодаря вертикально-интегрированной структуре; Единая технологическая цепочка предприятий горно-добывающего, металлургического, металлообрабатывающего комплекса |
Возможность
техногенных аварий с масштабными
негативными последствиями из- |
Ресурсы |
Сосредоточение значительных ресурсов в головной компании, позволяет быстро и эффективно развивать наиболее перспективные проекты; |
значительная
исчерпанность минерально- |
Финансы |
Рост чистой прибыли; Проводится
реализация одного из крупнейших инвестиционных
проектов реконструкции |
|
Стандарты и Политика в области качества |
ОАО “Уралэлектромедь” производит высококачественную катодную медь, соответствующую марке М00К по российскому ГОСТу и марке Cu-Cath-1 по европейскому стандарту EN 1978:1988, реализуемую под брендом UMMC, зарегистрированным на Лондонской Бирже Металлов. Предприятие включено в список производителей драгметаллов LMBA “Good Delivery” по серебру и золоту. |
|
География поставок |
Предприятие поставляет свою продукцию в 42 субъекта Российской Федерации. Продукция ОАО “Уралэлектромедь” поставляется партнерам 15 стран Европы, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии. |
|
Экологическая политика |
Основной целью предприятия в области экологии является постоянное стремление к снижению и предотвращению негативного воздействия производства на окружающую среду. Наличие сертификатов системы экологического менеджмента по стандарту ISO 14000:2004 |
Негативное воздействие на окружающую природную среду |
Социальная сфера, здоровье, охрана труда |
Рост заработной платы; Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем (СУПБЗ) соответствует с требованиями международного стандарта OHSAS 18001:2007 |
Вредное производство – опасность для здоровья работников; низкий уровень жизни в старопромышленных регионах Урала |
Таблица 5.2 – Возможности и угрозы предприятии ОАО «Уралэлектромедь»
оpportunities (возможности) и |
threats (угрозы) | |
Производство |
Технологическая модернизация – установка современное высокоэффективного оборудования; |
Устаревшее оборудование, старые технологии; истощение минерально-сырьевых ресурсов; |
Конкуренты |
Известны информационные каналы, которыми пользуются конкуренты; решение задачи улучшения качественных показателей |
Сильные конкуренты, с большой долей рынка и объемами производства; Конкуренты могут опередить по качеству и ассортименту продукции |
Финансы |
Политическая нестабильность и финансовая; опасность повторения кризиса | |
Кадры |
Программа
поддержки способной и |
Недостаток квалифицированных кадров |
5.2 SWOT-план
Таблица 5.3 – Мероприятия по результатам SWOT-анализа
SWOT |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Развитие
(как воспользоваться 1. Дальнейшее увеличение в структуре продукции доли продукции повышенной степени готовности на основе меди; 2. Постоянное улучшение деятельности предприятия за счет эффективного функционирования системы менеджмента качества 3. Удовлетворенность потребителей качеством и безопасностью продукции и услуг является гарантией занятости работников, роста доходов предприятия и каждого работника в отдельности, социального развития муниципальных образований; 4. Измерение
и оценка степени 5. развитие транспортной инфраструктуры; 6. осуществление
инвестиционных проектов |
Шанс (как преодолеть слабые стороны): 1. повышение
комплексности переработки 2.Уделить
особое внимание к вопросам
сырьевой обеспеченности 3. Реализация социальных программ: программа оздоровления работников, профилактики заболеваний и оказания медицинской помощи; 4. совершенствование
существующих технологий и 5. совершенствование
системы экологического менеджм 6. Использование
высокого научного и 7. Социальная поддержка молодежи и других слабозащищенных категорий работников. |
Угрозы |
Компенсация (как компенсировать угрозы): 1. создание
современных производств, 2. Решение задач улучшения качественных показателей продукции; 3. получение дополнительных конкурентных преимущества при участии в тендерах |
Риски (как снизить риск проявления угрозы): 1. Развитие сырьевой базы 2. Реконструкция и техническое перевооружение основных фондов предприятий 3. Решение задач безопасности продукции и услуг 4. исключение рисков на рабочих местах, несчастные случаи на производстве за счет Системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем (СУПБЗ) в соответствии с требованиями международного стандарта OHSAS 18001:2007; 5. Осуществление
контроля опасных производствен |
5.3 SPACE-матрицы
Стратег должен
уметь оценивать наиболее выгодное
стратегическое положение компании,
привлекательность сферы ее
Основным методом подобных оценок является матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE). Метод SPACE заключается в том, что для предприятия оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно в шкале от 0 до 6.
Матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE) используется для определения наиболее выгодного стратегического положения для компании, а также отдельных областей ее деятельности. Она является средством, которое помогает компании оценить в целом привлекательность сферы деятельности, а также способность конкурировать на рынках.
В матрице SPACE каждая часть рассматривается как сформированная из различных элементов, которые должны оцениваться отдельно. За счет включения в анализ большого количества факторов появляется возможность изучить конкретную стратегическую привлекательность с различных точек зрения и благодаря этому лучший выбор соответствующего направления действий.
Конкурентные преимущества и финансовые возможности являются двумя важнейшими определяющими стратегического положения компании; возможности отрасли и стабильность обстановки характеризуют стратегическое положение в целом. Распределение факторов в матрице показано в таблице 5.3.
Таблица 5.3 – SPACE-матрица
Факторы стабильности обстановки (ES) |
Факторы промышленного потенциала (IS) |
Технологические изменения Темпы инфляции Изменчивость спроса Диапазон цен конкурирующих продуктов Препятствия для доступа на рынок Давление конкурентов Ценовая эластичность спроса |
Потенциал роста Потенциал прибыли Финансовая стабильность Уровень технологии Степень использования ресурсов Капиталоинтенсивность Легкость доступа на рынок Производительность, задействование производственных мощностей |
Факторы конкурентных преимуществ (CA) |
Факторы финансового потенциала (FS) |
Доля рынка Качество продукции Жизненный цикл продукта Цикл замещения продукта Лояльность покупателей Степень использования мощностей конкурентами Уровень технологии Вертикальная интеграция |
Прибыль на вложения Финансовая зависимость Ликвидность Необходимый/имеющийся капитал Поток денежных средств Легкость ухода с рынка Риск предприятия |
При использовании данной матрицы соответствующие цифровые значения присваиваются каждому из факторов. Затем устанавливается среднее значение для каждой из четырех групп факторов, заносится в матрицу SPACE и отмечается на схеме. Затем соединяются средние значения, отображенные на каждой оси, и получается четырехсторонний многоугольник, отображающий значение и знак (плюс-минус) конкретного показателя.
Результатами этого анализа являются четыре стратегических состояния - агрессивное, конкурентное, консервативное, оборонительное:
Рисунок 5.1 - Графическое представление различных стратегических состояний
Агрессивное состояние является типичным в привлекательной отрасли промышленности с незначительной неопределенностью обстановки. Компания получает определенное конкурентное преимущество, которое она может сохранить с помощью финансового потенциала.
Конкурентное состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентное преимущество в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. В этой ситуации организация ведет поиск финансовых ресурсов, чтобы развить свои усилия в сбыте.
Консервативное состояние наблюдается на стабильном рынке с низкими темпами роста. В этом случае усилия сосредоточиваются на финансовой стабильности организации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность товара. В этой ситуации организация сокращает производство продукта и ищет выход на более привлекательные рынки.
Оборонительное состояние возникает в ситуации, когда организация работает в привлекательной отрасли и когда ей недостает конкурентоспособности продукции и финансовых средств. В этом случае организация должны уйти с рынка.
Таблица 5.4 - Факторы стабильности обстановки (ES) для ОАО «Уралэлектромедь»
Технологические изменения |
много |
3 |
мало | ||||||
Темпы инфляции |
высокие |
4 |
низкие | ||||||
Изменчивость спроса |
большая |
5 |
малая | ||||||
Диапазон цен конкурирующих продуктов |
большой |
4 |
малый | ||||||
Препятствия для выхода на рынок |
много |
4 |
мало | ||||||
Давление конкурентов |
сильное |
2 |
слабое | ||||||
Ценовая эластичность спроса |
гибкая |
4 |
негибкая |
Ср. значение фактора ES – 3,7.
Таблица 5.5 - Факторы промышленного потенциала (IS)
Потенциал роста |
малый |
4 |
большой | ||||||
Потенциал прибыли |
малый |
5 |
большой | ||||||
Финансовая стабильность |
незначи тельная |
4 |
значительная | ||||||
Уровень технологии |
простая |
4 |
сложная | ||||||
Степень использования ресурсов |
неэффективное |
3 |
эффективное | ||||||
Капиталоинтенсивность |
большая |
3 |
малая | ||||||
Легкость выхода на рынок |
легко |
5 |
сложно | ||||||
Производительность, использование мощностей |
низкая |
5 |
высокая |
Ср. значение фактора IS – 4,1.
Таблица 5.5 - Факторы конкурентных преимуществ (CA)
Доля рынка |
небольшая |
5 |
большая | ||||||
Качество продукции |
низкое |
5 |
высокое | ||||||
Жизненный цикл продукта |
конечный |
3 |
начальный | ||||||
Цикл замены продукта |
сменяемый |
3 |
фиксированный | ||||||
Лояльность покупателей |
слабая |
5 |
сильная | ||||||
Использование мощностей конкурентами |
слабое |
5 |
сильное | ||||||
Вертикальная интеграция |
низкая |
6 |
высокая |
Ср. значение фактора CA – 4,6.
Таблица 5.5 -Факторы финансового потенциала (FS)
Прибыль на вложения |
низкая |
4 |
высокая | ||||||
Финансовая зависимость |
несбаланси- рованная |
4 |
сбалансированная | ||||||
Ликвидность |
несбаланси- рованная |
4 |
сбалансированная | ||||||
Необходимый/ имеющийся капитал |
большой |
2 |
малый | ||||||
Поток средств |
слабый |
4 |
сильный | ||||||
Легкость ухода с рынка |
малая |
3 |
большая | ||||||
Риск предприятия |
большой |
3 |
малый |
Информация о работе Анализ стратегических факторов внешней среды