Формирование лидерства в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цели: 1)Определить сущность и типологию лидерства;
2)Выяснить особенности формирования лидерства;
3)Проанализировать подходы к лидерству в различные исторические периоды.
Задачи:
1.1. Определить сущность понятий «лидерство» и «руководство»; выявить сходства в поведении лидера и формального руководителя.
1.2. Рассмотреть основные понятия при изучении лидерства.
1.3. Изучить многообразие различных стилей лидерства
1.4. Выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства.
2.1. Определить функции лидера.
2.2. Выяснить, какие качества являются лидерскими.
2.3. Найти способы развития этих качеств.
3.1. Провести анализ теоретических подходов к изучению феномена лидерства и руководства.
3.2. Определить сходства и различия данных подходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИДЕРСТВА 6
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА 7
ГЛАВА 3. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 10
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 14
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 17
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА 20
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 22
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕСМЕНА ВЫСШЕГО УРОВНЯ. 24
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ 25
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД. 25
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. 27
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 30
ГЛАВА 4. ТРАНСФОРМАЦИОННО-ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 32
ГЛАВА 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Формирование лидерства в управлении.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

 

ФИЛИАЛ  МГУ в городе СЕВАСТОПОЛЕ

 

 

 

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управление»

Кафедра управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

«Формирование лидерства  в управлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Крылова Марина Андреевна

Студентка  3 курса 

 

 

Проверил:

Научный руководитель

Доцент кафедры управления

Кандидат философских  наук

Голуб Н. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2011

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования.

Актуальность изучения лидерства  как социально-психологического явления  определяется прежде всего тем, что  последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой  интеграции, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом. Практический интерес к исследованию лидерства в системе организационных отношений и развитию лидерских качеств связан с проблемой повышения эффективности деятельности руководителей за счет дополнения формальных властных полномочий неформальными. Таким образом, стоит проблема развития лидерских качеств у руководителя. Руководящая деятельность во многом определяет успешность совместной жизнедеятельности групп, психологический климат и характер межличностных взаимоотношений.

Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным его поступком.

 

 Степень разработки проблемы.

Исследованием проблемы лидерства  и руководства занимались такие исследователи как Ф. Тейлор, Танненбаум, И. Вэшлер, Ф. Массарик, Г. Кунц, С. О’Донелл и др. Классификацией стилей лидерства занимались К. Левин, Врундер и Грунвальд, Р. Лайкерт.

Джадж и Боно рассматривали значение личностных качеств лидера. Антонио  Менегетти занимал аспект развития  этих качеств. Отдельно хочется отметить мотивационные исследования Мак  Клеланда, Бермана, Майнера. Отдельно поведенческим аспектом лидерства занимались Грин и Шрисхайм, Дуглас МакГрегор. Грин и Небекер основное внимание уделяли ситуации. Ситуационными исследованиями также занимались Митчелл и Хаус, Ф. Фидлер.  Басс, Конгер и Канунго, Манц и Симс, Гарднер, Аволио в своих исследованиях ставили целью вывить взаимосвязь харизматических качеств лидера с эффективностью лидерства. Тему лидерства с позиции эмоционального интеллекта разрабатывали П. Салоуэй, Д. Майер, Д. Карузо, Д. Гоулман.

Однако проблема целенаправленного  развития лидерских качеств  у руководителей организаций недостаточно разработана. Необходимость дополнения имеющихся знаний в области организационного лидерства, определения структуры лидерских качеств руководителей, а также разработки эффективных методов развития лидерских качеств определяет актуальность темы исследования.

 

 Цели и задачи исследования .

 Цели: 1)Определить сущность и типологию лидерства;

2)Выяснить особенности формирования лидерства;

3)Проанализировать подходы к лидерству в различные исторические периоды.

 

Задачи:

1.1. Определить сущность понятий  «лидерство» и «руководство»; выявить сходства в поведении лидера и формального руководителя.

1.2. Рассмотреть основные понятия при изучении лидерства.

1.3. Изучить многообразие различных стилей лидерства

1.4. Выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства.

2.1. Определить функции лидера.

2.2. Выяснить, какие качества являются  лидерскими.

2.3. Найти способы развития этих  качеств.

3.1. Провести анализ теоретических подходов к изучению феномена лидерства и руководства.

3.2. Определить сходства и различия  данных подходов.

 

Объект и предмет курсовой работы.

Объектом исследования является феномен  лидерства  и процесс его формирования.

Предметом исследования являются качества лидеров организаций, а также закономерности и механизмы их развития.

 

Методы исследования

изучение монографических публикаций и статей,

аналитический,

сравнительный,

метод обобщения.

 

Структура работы

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, включающих 13 глав, заключения, и библиографического списка. Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Раздел первый посвящен теоретическому анализу проблемы лидерства и руководства. Во втором разделе работы акцент делается на анализ функций лидера и способов формирования лидерских навыков. В третьем разделе мы рассматриваем различные теоретические подходы к лидерству, а также их сравнительный анализ.

для РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИДЕРСТВА

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом  тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В  современном русском языке под  руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, то есть обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер

Вопросы лидерства вызывали интерес  у людей с древних времён. Однако систематическое, целенаправленное и  широкое  изучение лидерства началось  только со времён Ф. Тейлора. Было проведено  много исследований. Тем не менее, всё ещё не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. [2]

Чтобы лучше понять природу лидерства, нужно провести аналогию с процессом управления. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своём влиянии на работу подчинённых и построении отношений с ними прежде всего использует должностную основу власти, а также источники, её питающие. Лидерство же, как специфический тип управленческих отношений, основывается на процессе социального взаимодействия в организации. Такой процесс является более сложным и требует высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчинённых. Соответственно, отношения «начальник – подчинённый», характерные для традиционного взгляда на управление, заменяются на отношениями «лидер – последователь».

Так, если взять для примера директора  завода, то в соответствии с должностью, он является менеджером. Должность  открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Такой заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером  ещё не значит автоматически считаться лидером  организации, так как лидерству  в значительной степени характерна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведённом примере организации лидером скорее будет являться заместитель, чем его непосредственный начальник – директор завода. [13]

Процесс влияния через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям, называется неформальным лидерством. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти, а также источников, её питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

В ходе изучения проблемы лидерства  учёными было предложено много различных  определений этого понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие  на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определённой ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение одной или нескольких специфических целей. Г. Кунц и С. О’Донелл считают, что лидерство связанно с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

Сила и принуждение в лидерстве  заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода  воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без прямого, явного проявления власти с его стороны. Способность лидера влиять на людей даёт ему возможность использования получаемых от его последователей власти и авторитета. Управленческое взаимодействие типа «лидер – последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер как это имеет место в отношениях «начальник – подчинённый» Лидерство, как и власть – это имеющийся у человека потенциал. [9]

Вышеприведённые определения лидерства не подразумевают его необходимости только для какого-либо конкретного типа организаций. Речь идет о взаимовлиянии или взаимодействии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и др.), а не только в политических процессах.

Таким образом, наиболее соответствующим является следующее определение:

Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия, основанный на самом  эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА

Поскольку лидерство многогранно, исследователи сосредотачиваются на отдельных сферах. Далее будет представлено шесть основных категорий исследования.

1.1 Должностная власть

Согласно некоторым теориям, лидерство  есть реализация должностной власти: чем выше должность, занимаемая работником в организационной иерархии, тем  больше у него полномочий. В контексте лидерства наиболее интересна для рассмотрения легитимная власть, т.е. формальная власть, приписываемая той или иной должности. Должностная власть президента компании превосходит должностную власть менеджера; в свою очередь, менеджер обладает большей властью, чем секретарь. Подход к лидерству с позиции должностной власти предполагает отделение личности от роли. Индивидуальным особенностям уделяется мало внимания; центральное место занимает положение в иерархии организации.[8] Специалисты используют такие термины как «власть президентства» и «административное влияние», которые в действительности не связаны с людьми, занимающими соответствующие должности. Иногда история показывает, что лидеры не смогли использовать всю власть, которую предоставляла им их  позиция. Некоторые напротив, пытаются выйти за рамки полномочий, предписываемых их позиции. В ряде государств лидеры приходят к власти путём военных либо политических переворотов. Согласно этой точке зрения, лидерство связано с положением в организации и основано на понятии власти.

Из общего количества исследований лидерства незначительная часть  посвящена исследованиям должностной  власти. Многие психологи, работающие в индустриально-организационном  направлении, затрудняются отделять лидерство само по себе от характеристик людей, занимающих лидерские позиции. Однако исследования, посвящённые должностной власти, свидетельствуют о том, что некоторые аспекты лидерства выходят за рамки индивидуальных различий.[7]

1.2 Лидер

В целом в различных источниках лидер определяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провозглашенными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация.[13]

Характеристики отдельных лидеров  – один из наиболее исследованных аспектов лидерства. Большинство теорий лидерства основано на попытке понять различия в личностных особенностях и поведении лидеров. Эта позиция противоположна подходу, акцентирующему внимание на должностной власти, когда индивидуальные различия минимизируются. В большинстве ранних исследований лидерства рассматривались демографические и личностные переменные. В других исследованиях основное внимание уделялось тому, какое поведение демонстрирует лидер, вне зависимости от его силы или слабости и как это поведение влияет на действия окружающих. Фразы типа «Сильный лидер излучает уверенность» или «Слабый лидер нерешителен» отражают суждения представителей школы, в которой подчёркивается важность лидера в лидерском процессе. Проводятся исследования по отбору людей на лидерские позиции; в некоторых исследованиях осуществляется попытка обучения людей с целью развития у них лидерских навыков. Особое значение придаётся характеристикам лидера или его поведению, а также их влияние на других. Это классический подход в индустриально-организационной психологии, наиболее популярный в классической литературе, посвящённой лидерству.[9]

1.3 Ведомые

Другая сфера интереса – характеристики тех, кто следует за лидером. Это  смещение акцента, представленного  в предыдущем подходе, в том смысле, что лидерство скорее понимается с точки зрения тех, кого ведут, чем с точки зрения того, кто ведёт. Жизненные наблюдения показывают, что с одними людьми лидерам работать легче, чем с другими. Военным лидерам давно известно, что некоторые группы новобранцев более восприимчивы, сплочены или продуктивны. Преподаватели замечают различия между своими учениками. Руководители, занимающиеся обучением работников на производстве, обнаруживают различия между разными группами учащихся. Таким образом, в разных группах успешность лидера неодинакова. Можно назвать этот пример исследованиями последователей.

Информация о работе Формирование лидерства в управлении