Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа
Цели: 1)Определить сущность и типологию лидерства;
2)Выяснить особенности формирования лидерства;
3)Проанализировать подходы к лидерству в различные исторические периоды.
Задачи:
1.1. Определить сущность понятий «лидерство» и «руководство»; выявить сходства в поведении лидера и формального руководителя.
1.2. Рассмотреть основные понятия при изучении лидерства.
1.3. Изучить многообразие различных стилей лидерства
1.4. Выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства.
2.1. Определить функции лидера.
2.2. Выяснить, какие качества являются лидерскими.
2.3. Найти способы развития этих качеств.
3.1. Провести анализ теоретических подходов к изучению феномена лидерства и руководства.
3.2. Определить сходства и различия данных подходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИДЕРСТВА 6
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА 7
ГЛАВА 3. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 10
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 14
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 17
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА 20
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 22
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕСМЕНА ВЫСШЕГО УРОВНЯ. 24
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ 25
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД. 25
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. 27
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 30
ГЛАВА 4. ТРАНСФОРМАЦИОННО-ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 32
ГЛАВА 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
В качестве примера рассмотрим преподавателя естественных наук в колледже. Учебный материал может оставаться практически неизменным, но поведение преподавателя будет изменяться со сменой студентов. В один год у преподавателя может быть группа одарённых, мотивированных студентов, которые быстро усваивают материал. В свою очередь, преподаватель может предлагать им более трудные темы, исследования на местности и лабораторные эксперименты. В следующем году может подобраться группа студентов, с трудом усваивающих материал. Преподавателю придется обучать их в более медленном темпе, использовать больше примеров и проводить больше консультаций. К другим переменным можно отнести количество учащихся в группе, дисциплинарные проблемы и общую подготовку студентов. Таким образом, характеристики ведомых, например интеллект, мотивация, число в группе, гармоничность межличностных отношений и общая подготовка, будут рассматриваться как факторы, влияющие на поведение лидера.[2]
1.4 Процесс влияния
Некоторые исследователи считают целесообразным сосредотачиваться не на лидере или ведомых, а на отношении между этими двумя сторонами, особенно на их взаимном влиянии. В центре внимания находится динамика этих отношений, хотя также рассматриваются характеристики лидера и ведомых. В целом, лидеры оказывают влияние на членов группы, заставляя их двигаться к определённой цели. В исследованиях, посвящённых процессу влияния, анализируется процесс его осуществления.
Понятие «влияние» подразумевает отражение действий одного человека в действиях другого. Существует несколько способов влияния, в том числе авторитет, манипулирование, убеждение и принуждение. Принуждение предполагает изменение поведения силовыми методами. Манипулирование – это намеренно искажённое представление реальности. Человеку позволяют видеть лишь то, что вызовет необходимую реакцию. Люди, обладающие авторитетом, апеллируют к общему решению, предоставляющему им право оказывать влияние. Убеждение представляет собой такое представление суждений, когда воспринимающие их соглашаются с их ценностью. Основной предмет изучения исследователей – использование данных способов влияния между лидером и ведомыми. Например, Грин и Шрисхайм изучили два вида лидерского поведения: инструментальное и поддерживающее. При инструментальном лидерстве лидер разъясняет группе её цели. Поддерживающий лидер благожелателен и уважительно относится к чужим потребностям. Грин и Шрисхайм классифицируют рабочие группы по их размерам. Результаты свидетельствуют о том, что на относительно небольшие группы максимальное влияние оказывает поддерживающий лидер, а инструментальное лидерство лучше всего работает в больших группах, скорее всего, потому что оно привносит в коллектив упорядоченность и структурированность.[1]
1.5 Ситуация
В исследованиях, посвящённых лидерству, уделяется внимание и ситуации, или контексту, в котором имеют место отношения лидера и ведомых. Ситуация может существенно отразиться на поведении, которое будет демонстрировать лидер, чтобы добиться эффективности. При изучении ситуационных факторов, учёные пытаются выявить различия между контекстами, а также их влияние на поведение лидера.[9]
Контекст, в котором осуществляется лидерство, влияет на поведение лидера. Например, Грин и Небекер изучали два вида ситуаций лидерства: одну благоприятную и одну неблагоприятную. В благоприятной ситуации лидеры делали акцент на межличностных отношениях и были благожелательны к членам группы. Однако в неблагоприятной ситуации лидеры больше ориентировались на задачу и были более обеспокоенны достижением цели, а не психологическим климатом группы. Грин и Небекер смогли продемонстрировать, что различные ситуации провоцируют разные стили лидерского поведения.
1.6 Появление \ эффективность лидера
Последняя из рассматриваемых здесь категорий – появление и эффективность лидера. Некоторых исследователей интересуют факторы, обуславливающие появление лидера в группе. Процесс появления лидера может быть формальным либо неформальным. Исследователи анализируют такие характеристики как возраст, пол, внешний вид лидера, либо рассматривают вербальное и невербальное поведение, связанное с последующим появлением лидера. Интерес также представляют характеристики группы, из которой появился лидер. Например, в одном из исследований сообщают, об отсутствии различий в соотношении мужчин и женщин, проявляющих себя как лидеры. Однако члены группы с маскулинными гендерно-ролевыми характеристиками становились лидерами значительно чаще, чем члены группы с фемининными гендерно-ролевыми характеристиками. Иными словами, в центре внимания исследований этого направления стоит процесс, в результате которого одного из членов группы начинают рассматривать как лидера.[11]
В исследованиях, посвящённых эффективности лидера, основное внимание уделяется успешности выполнения лидером своих функций. В этом направлении представляют интерес характеристики лидера (или группы), связанные с оценками его качеств, а также критерии эффективных лидеров. В первом случае эффективного лидера можно определить как обладателя определённых характеристик. Во втором случае эффективное лидерство рассматривается как успешное выполнение задач (т.е. эффективный лидер доводит до конца начатые дела) или принятие со стороны членов группы (т.е. эффективный лидер пользуется поддержкой группы). Лица, проявляющие себя как лидеры, обладают в первую очередь высоким уровнем общих умственных способностей, а также выраженными чертами сознательности, экстраверсии и эмоциональной стабильности.[9;11]
3.1 Классические стили
лидерства (Типология по
Стиль лидерства – устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчинёнными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчинёнными, и в котором выражается образец его поведения, типичный для определённых ситуаций. Степень делегированности полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают стиль руководства, характеризующий данного лидера.[1]
Научный анализ этого понятия и соответствующей проблематики связан с именем немецкого психолога К. Левина. В 1930-х г.г. он провел серию экспериментов в университете в штате Иова с десяти-, одиннадцатилетними детьми. В результате анализа данных, полученных в ходе этих экспериментов, выделено три классических стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный). Общим основанием для выделения этих стилей являются характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчинённым. Авторитарному стилю характерно единоличное принятие решений руководителем и слабый интерес к работнику как к личности. Управление подчиненными происходит с помощью легитимной власти руководителя, вытекающей из иерархической организации предприятия. Он сам, без обоснования перед подчинёнными определяет цели, ставит задачи, контролирует их выполнение. Подобные решения имеют характер приказов, в случае невыполнения которых следует ожидать санкций. Статусные символы поддерживают властную позицию лидера. Вознаграждение или наказание сотрудников происходит по его собственному усмотрению без каких-либо твёрдо установленных критериев оценки. Сотрудникам предоставляется лишь минимум информации об общем состоянии дел.
В противоположность авторитарному, демократический стиль поведения характеризуется стремлением лидера к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Совместно с сотрудниками руководитель согласовывает индивидуальные желания членов группы с целями организации, распределят работу. При оценке сотрудников он руководствуется объективными, известными для всех критериями, оказывает подчинённым необходимую помощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи. Такого лидера отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчинёнными.
Попустительскому стилю
Каждый из трёх стилей руководства
имеет характерные формы
Конечно, не всегда внешние признаки точно указывают на стиль руководства. Например, внешне руководитель может высказывать расположение к людям, скрывая за вежливыми манерами и улыбкой авторитарный стиль. В странах Запада внешние формы авторитарного стиля выражены не так ярко, так как менеджеры лучше владеют техникой общения. В России напротив, даже демократичные руководители часто допускают бесцеремонность и несвойственные данному стилю модели поведения. Следовательно, внешняя форма проявлений стиля руководства может быть обманчива.[9]
3.2 Современные интерпретации стиля руководства.
Авторитарный стиль
При этом предполагается применение к подчинённым концепции «Х» из теории «ХУ» МакГрегора, согласно которой средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении. Для эффективности авторитарного стиля необходимо, во-первых, признание начальника единственной руководящей силой и ориентация только на него; во-вторых, правильное восприятие и чёткое выполнение его распоряжений; в-третьих, отказ подчинённых от реализации контрольных прав по отношению к руководителю. Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны – способствует быстрому принятию решений, помогает стабилизировать ситуацию в конфликтных группах. Имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах и в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников. Недостатки данного стиля – ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчинённых, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. Мотивация ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчинённых, даёт им малоинтересную работу и под угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации работников формируется индифферентное или вовсе негативное отношение к руководителю, а иногда и к предприятию в целом.
Противоположностью
Кооперативный стиль руководства имеет ряд отличительных черт. По Р. Врундереру и В. Грунвальду таких черт девять:
Взаимовлияние руководителя и сотрудников, предполагающее отказ от части своих компетенций по принятию решений и передаче их членам группы, а также их широкое каждодневное сотрудничество;