Формирование лидерства в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цели: 1)Определить сущность и типологию лидерства;
2)Выяснить особенности формирования лидерства;
3)Проанализировать подходы к лидерству в различные исторические периоды.
Задачи:
1.1. Определить сущность понятий «лидерство» и «руководство»; выявить сходства в поведении лидера и формального руководителя.
1.2. Рассмотреть основные понятия при изучении лидерства.
1.3. Изучить многообразие различных стилей лидерства
1.4. Выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства.
2.1. Определить функции лидера.
2.2. Выяснить, какие качества являются лидерскими.
2.3. Найти способы развития этих качеств.
3.1. Провести анализ теоретических подходов к изучению феномена лидерства и руководства.
3.2. Определить сходства и различия данных подходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИДЕРСТВА 6
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА 7
ГЛАВА 3. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 10
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 14
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 17
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА 20
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 22
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕСМЕНА ВЫСШЕГО УРОВНЯ. 24
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ 25
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД. 25
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. 27
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 30
ГЛАВА 4. ТРАНСФОРМАЦИОННО-ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 32
ГЛАВА 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Формирование лидерства в управлении.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, не следует забывать об амбициях. Амбиция – это волевое стремление к действию. Для того чтобы стать успешным лидером, человеку помимо природного потенциала и рациональной техники необходима амбициозность. Лидер должен обладать мужеством, чтобы платить особую цену за свою исключительность. Без амбиции ум бесполезен. Также нужна воля, более того, выше поднимется тот, у кого сильнее воля, а не тот, у кого больше ума. Зачастую умный человек не наделён волей и амбициями. Амбициозное стремление предложить социуму самое квалифицированное решение проблемы характеризует любого лидера-оператора.  По мнению Менегетти, за амбицией стоит великий замысел, природное провидение.  В своей игре природа позволяет реализоваться самому и амбициозному, умному, чтобы накормить, обеспечить работой, привести к успеху многих людей, неспособных на это самостоятельно. Так предприниматель, реализовывая собственные амбиции, не является эгоистом, не проявляет насилия над обществом, не узурпирует чужое богатство, а выполняет функцию общественного благосостояния.

Четвёртым качеством является любовь к собственному делу. Лидеру оно  должно нравиться, он должен жить им, ощущать  его. У каждого лидера есть своя специфика, свой стиль. Однако следует помнить о том, что любовь лидера к своему делу передаст другим людям заряд успеха: если он любит своё создание, другие тоже осознают его необходимость. Такая любовь является продолжением личных ценностей лидера. Состоявшийся лидер как бы передаёт собственную реализованность и собственные способности покупателям. Поэтому данное качество является непременным условием успеха. Важно, чтобы дело передавало дух своего создателя: это вносит очарование, создаёт рынок, приносит деньги и удачу.  Лидер должен любить своё призвание.«В глубине души каждого лидера таится призвание: быть таким, каков он есть, означает быть воззванием, идущим из глубины жизни, гениальным подарком жизни большому количеству людей. Порой жизнь дарует людям вожака, истинного главу, способного разрешить проблемы многих». Таким  образом, Менгетти считает, что выходящие за культурные, а также идеологические рамки посредственных людей должны идти вперёд, не принимая в расчёт оставшихся позади. Автор представляет жизнь как  «процесс, подразумевающий способность к осуществлению действий, приводящий к радости и счастью», а не игра в политику, демократию, согласие. [6]

Пятое качество лидера –  это высочайший уровень профессиональных знаний. По достижении зрелости (к тридцати-сорока годам), лидер должен превзойти всех в сфере своей профессиональной деятельности. Профессионал высочайшего класса, который знает всё и лучше всех о предмете своей деятельности будет наиболее успешным лидером. Причем, имеется в виду наличие не отвлечённых энциклопедических знаний, а экспертные знания в собственном секторе деятельности. Повстречав того, кто превосходит его знаниями, лидер тотчас же вникает в доселе неизвестные ему детали и, обогатившись, продолжает свою деятельность на новом уровне.

Шестым качеством, необходимым  для успешного лидерства является умение находиться в определённой ситуации, не погружаясь в неё, или,  по словам Антонио Менегетти «одиночное пребывание в трансцендентности  функционального  утилитаризма».[6] Помимо работы, у человека всегда существует личная жизнь. Никто не может принадлежать предприятию, становясь полностью придатком фирмы. Любой лидер должен исключить себя из семейных, сексуальных, эротических игр, поставить себя вне проблем связанных с любовниками, супругами, детьми, хотя бы в течение того времени, что он проводит на работе. Примером трансцендентной логики являются деньги. Такой логике чужда сентиментальность, человеческие предрассудки,  инстинкты и социальные стереотипы. Таким образом, лидер стремится быть свободен от всего, что его окружает, притворно адаптируясь. Причём это отречение должно быть искренним. Отсутствие страха одиночества – одно из важнейших условий такой трансцендентности. Главное – уверенность в правильности совершаемого действия. Всегда и во всём лидеру необходимо руководствоваться полезностью, следующей из собственного проекта. В любой ситуации ум лидера должен оставаться свободным, то есть не погружаться целиком в данную проблему, но также наблюдать со стороны и беспристрастно анализировать. Всё обладает чёткой логикой, причем логика рынка и логика предприятия – это две совершенно разные вещи. Если лидер «входит внутрь этой логики с ясным умом», он контролирует как предприятие, так и рынок, подчиняет их себе, изменяет и развивает. Если, напротив, лидер вносит в структуру капитала, как такового несвойственные ему ценности, то выходит на арену рынка и своего предприятия  в качестве зависимого, обусловленного  и несвободного. В таком случае он из субъекта превращается в объект, из главного действующего лица становится человеком, зависящим от мнений, а значит, неспособным объективно распознать путь, ведущий от проблемы к успеху. [5]

Седьмое необходимое для лидера качество – рациональность,  основанная на интуиции. Интуицией является вспышка разума, указывающая лидеру нужное направление  действия. Рациональность означает умение выполнять необходимые действия: беседовать с определённым человеком, чтобы получить необходимую информацию, завязывать знакомства с нужными людьми или тактически правильно строить отношения с нужным банком. Интуиция, облечённая в историческую рациональность, неизбежно ведёт к успеху. Лидер, использующий интуицию, мгновенно чувствует, где находится решение проблемы. Лучшей помощью предприятия, оказавшегося в трудном положении, будет поддержка его лидера. Интуиция принадлежит душе лидера, однако необходимо отличать её от навязчивых идей, убеждений, комплексов. В своих работах по онтопсихологии Антонио Менегетти одной из важных задач ставил приведение рациональности лидера к его интуиции. Например, чтобы вернуть успех предприятию, столкнувшемуся с большими трудностями, обладание опытом и знанием технической стороны дела часто бывает недостаточным. По своей сути, лидер внутренне обладает решением, но не видит, не осознаёт его. В таком случае интуиция помогает раскрыть ситуацию, показывая линию неудач и успехов лидера. Та часть каждого из нас, полученная в дар от природы, которую древние именовали душой, в онтопсихологии называется онто Ин-се (лат. in – в, esse – быть, сосредоточение бытия). Это внутреннее позитивное  ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования. Необходимо научиться понимать и различать голос своего онто Ин-се. По мнению Менегетти, этим седьмым качеством владеют очень немногие, как правило, люди двух, весьма редких категорий: мудрецы и создатели несметных состояний. Существует мир, в котором видны только выгодные сделки: оптимальным является одно-единственное дело, их никогда не бывает сразу два. Обладание интуитивным видением означает способность совершать оптимальный выбор. Иными словами, рациональность, основанная на интуиции состоит в сообразности логико-исторического «Я» первичным импульсам онто Ин-се. Онтопсихологический метод формирует способность к прочтению собственной интуиции в каждый момент жизни, но принять решение и совершить действие надлежит самому человеку. Понять  данный метод возможно, только применив его на себе: можно достичь любых высот, каких только пожелаешь, главное – не предавать собственную интуицию. Это качество подсказывает лидеру, чем ему стоит заниматься, от каких шагов следует воздержаться, открывая глаза на то, что соответствует экономическому успеху предпринимателя. «Крупный лидер непрестанно поддерживает точность своего ума, ибо все остальное – просто». [6] Наличие развитой интуиции – гарантия успешности лидера во внешнем мире.

 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА

 

Профессиональная успешность и  эффективность руководителя определяется тремя составляющими: уровнем управленческой компетенции, уровнем лидерской  компетенции и его индивидуальными  личностно-психологическими особенностями. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных выше факторов и обозначим точки, к которым руководитель должен приложить управляющее воздействие для достижения организационных целей.

Управленческая компетенция есть знания и навыки, которые позволяют руководителю успешно и эффективно осуществлять влияние на на уровне управления системой и персоналом для достижения целей системы. Здесь необходимо рассмотреть следующие процессы. Во-первых, управление системой. Развитие и существование организации определяется её миссией, целью и стратегией. Именно этим задаются рамки, в которых любое управленческое решение проверяется на соответствие миссии и целесообразность. Во-вторых, управление процессами, т.е. управленческой деятельности руководителя,  направленная на  достижение поставленных задач и достижение результатов в рамках существующей структуры, управленческих и производственных технологий. В-третьих, управление людьми. Это одна из сложнейших задач, стоящих перед руководителем. Её цель – сделать максимально производительными специальные знания и навыки каждого сотрудника организации.

Лидерская компетенция – это  умения, знания и навыки, которые  позволяют руководителю управлять  будущим, осуществлять перемены и вдохновлять  сотрудников. Обратим внимание на следующие её компоненты, первым из которых является управление будущим. Лидер обладает воображением, умеет увидеть и передать другим  чёткий, яркий, эмоционально окрашенный образ желаемого будущего организации. Он умеет  определять глобальные цели и указать направление движения в будущее. Второй компонент – инициирование  и  осуществление изменений. Настоящий лидер должен быть готов к инновациям и стремиться к ним. Внедрение перемен, а также их инициирование требуют высокой креативности, способности отказаться от привычного типа мышления, смелости и воли. Третий компонент лидерской компетенции – это умение вдохновлять людей. Лидер обладает способностью пробуждать у персонала желание участвовать в изменениях, заражает их верой в возможность достижения целей, совершение изменений. Он  умеет вселить в людей уверенность в позитивности происходящих процессов. Имеет ясную систему ценностей и действует в соответствии с ней. [15]

Хорошо  видно, что вся деятельность на уровне управления направлена на достижение стабильности системы за счёт структурирования и регламентирования процессов и взаимоотношений как внутри системы, так и за её пределами. Таким образом, эффективный лидер любого уровня должен гармонично совмещать в себе две тенденции: инновационную (лидерскую) и консервативную (управленческую), а также уметь видеть проблемы с различных точек зрения, иметь целостный взгляд на всё. Успешна только та организация, руководителю которой удаётся обеспечить одновременно её устойчивость и развитие. Слабость одной из этих составляющих является препятствием  для функционирования и развития организации. Признаком слабой лидерской компетенции является неспособность собственников компании представить и структурировать своё будущее, управленческой – в недостаточности порядка внутри организации. И тот, и другой вид компетенции являются необходимыми, но не достаточными составляющими профессиональной успешности руководителя.

Значительное, если не доминирующее влияние  на эффективность руководителя оказывают  его лично-психологические особенности. К ним относятся его характер, темперамент, способности, тип мышления, установки (как развивающие, так и ограничивающие) и ключевые ценности. Именно тип мышления руководителя является на сегодня как ресурсом, так и существенным ограничением развития организации. Сегодняшний бизнес характеризуется высоким уровнем неопределённости. Часто возникают ситуации, когда для принятия оптимального либо наилучшего решения недостаёт информации или времени. Или, наоборот, существует избыток противоречивой, разноплановой информации. В таких ситуациях даёт сбой присущий многим руководителям традиционный тип мышления, который характеризуется как рациональное, линейно-последовательное, консервативно-шаблонное, нацеленное на поиск очевидного варианта решения проблемы. Такой руководитель, утративший контакт со своими чувствами, интуицией, может быть эффективен ситуативно.  Но то, что он привык считать своим ресурсом, всё чаще становится его ограничением как при решении конкретных задач, так и при взаимодействии с людьми. [14]

Придерживающиеся поведенческого подхода психологи давно установили, что подчинённые перенимают тот  стиль поведения, который руководитель (осознанно или неосознанно) демонстрирует, стимулирует или вознаграждает. То есть, если хорошая работа замечается и вознаграждается, то со временем она становится нормой, в обратном случае результаты ухудшаются.

Для более эффективного руководства  необходимо, во-первых,  установить для всех работников ясно сформулированные, конкретные, индивидуализированные  цели и задачи, направленные на повышение уровня результативности организации в целом. Во-вторых, в рабочий план каждого работника нужно включить компетенции (знания, навыки и поведение), необходимые для достижения бизнес-результатов организации, причем менеджерами должны использоваться поведенческие описания компетенций. В индивидуальном плане развития для каждого работника должны быть описаны нуждающиеся в улучшении компетенции, соответствующие его текущей и будущей профессиональной  роли. План должен включать специфические цели, которые помогут развить указанные компетенции. Например, в план каждого менеджера надо включать компетенцию «коучинг» (наставничество) В свою очередь, поведенческие ожидания для компетенции «коучинг» должны включать следующие аспекты: непрерывное  развитие коллег и подчинённых, постановка побуждающих целей и задач для подчинённых, мониторинг их текущей деятельности (оценка прогресса в сравнении с ожиданиями), своевременная реакция  на несоответствие  текущих показателей результативности запланированным. Чтобы получить оценку «эффективный» в компетенции «коучинг», менеджер должен продемонстрировать все элементы требуемого поведения.

Также рекомендуется уделить особое внимание развитию компетенций менеджеров и повышению их уверенности. Обучение нужно всем работникам, но особенно оно важно для менеджеров. В целом, организации это понимают, но лишь немногие из них концентрируются на обеспечении «механики» процесса – обучении исполнителей техническим деталям (например, заполнению оценочных документов). Но наряду с необходимостью обучения «процедурам», менеджеры нуждаются в обучении постановке измеримых задач, оценке и анализу компетенций, эффективному взаимодействию с коллегами и подчинёнными, проведению интервью по результатам оценки и др. Подобные навыки менеджеров позволяют достигать соглашения с подчинёнными при постановке целей, предоставлять честную обратную связь, оказывать помощь работникам, которые показывают результаты ниже ожидаемого уровня, сообщать им, что произойдёт, если их результативность не улучшится, проводить интервью по результатам оценки – для того, чтобы  поощрить высокорезультативных работников и усовершенствовать деятельность тех, кто не справляется с поставленными задачами.

Трудной задачей для руководителя является наличие менеджеров, не желающих принимать на себя ответственность за действия подчинённых (в первую очередь – не отвечающие поставленным целям и задачам). Руководители должны напрямую контролировать менеджеров, ответственных за эффективность деятельности работников, усовершенствование или увольнение низкорезультативных исполнителей. Во время обсуждения проблем производительности менеджеры обязаны  напрямую докладывать руководителю организации о достигнутых результатах. Руководитель, со своей стороны, должен, во первых, анализировать оценки, лично определять самых слабых исполнителей; во-вторых, выявлять причины неэффективной работы (недостаточная мотивация, отсутствие требуемых навыков, ошибочный подбор и др.) и в-третьих, устанавливать цели для усовершенствования  деятельности или принимать решение  о переводе сотрудника на новую должность. Именно первое лицо отвечает за то, чтобы все менеджеры своевременно и эффективно проводили все необходимые изменения, связанные с занятостью работников.

 

ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕСМЕНА ВЫСШЕГО УРОВНЯ.

 

1)Крупному бизнесмену не следует  мошенничать и компрометировать  себя  бесчестными поступками, которые  разрушили бы его имидж. Искусство  коммерции требует некоего трансцендентного  морального достоинства. Выдающийся человек не может мошенничать в силу своей природы и стиля своего ума.

Всем сделкам  между сторонами  должна быть присуща внутренняя порядочность, пропорциональность, исключая инфантильный и бесчестный характер отношений. Следовательно, крупный бизнесмен должен демонстрировать честность в достижении прибыли.

Информация о работе Формирование лидерства в управлении