Формирование лидерства в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цели: 1)Определить сущность и типологию лидерства;
2)Выяснить особенности формирования лидерства;
3)Проанализировать подходы к лидерству в различные исторические периоды.
Задачи:
1.1. Определить сущность понятий «лидерство» и «руководство»; выявить сходства в поведении лидера и формального руководителя.
1.2. Рассмотреть основные понятия при изучении лидерства.
1.3. Изучить многообразие различных стилей лидерства
1.4. Выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства.
2.1. Определить функции лидера.
2.2. Выяснить, какие качества являются лидерскими.
2.3. Найти способы развития этих качеств.
3.1. Провести анализ теоретических подходов к изучению феномена лидерства и руководства.
3.2. Определить сходства и различия данных подходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИДЕРСТВА 6
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА 7
ГЛАВА 3. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 10
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 14
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 17
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА 20
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 22
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕСМЕНА ВЫСШЕГО УРОВНЯ. 24
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ 25
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД. 25
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. 27
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 30
ГЛАВА 4. ТРАНСФОРМАЦИОННО-ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 32
ГЛАВА 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Формирование лидерства в управлении.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОД: Таким образом, в первом разделе курсовой работы мы проанализировали, что есть лидерство. Это тип управленческого взаимодействия, основанный на самом эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Обозначили понятия  лидера и менеджера. Первый – тот, кто осуществляет власть в связи со своим личным влиянием. В этом случае, лидерство одновременно средство организации и управления неформальными отношениями. Второй – это человек, наделённый властными полномочиями с позиции занимаемой им должности. Выявили сходства в их поведении (полное подчинение организационным целям; постоянное общение с людьми, объединёнными в рабочие группы; положительное мотивирование работников; реализация  социального влияния на малые группы). Рассмотрели различные факторы, без которых невозможно изучение лидерства. К таковым относятся должностная власть, личность лидера, характеристика тех, кто следует за ним, процесс влияния, ситуация на данный момент времени, а также эффективность решений лидера и факторы, влияющие на его становление. Изучили многообразие лидерских стилей, их эволюцию в течение ХХ века. Сначала мы рассмотрели классическую типологию, составленную Куртом Левиным в 30х. Он выделил три типа лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарному стилю присуще единоличное принятие решений руководителем и слабый интерес к работнику как к личности. Демократический стиль поведения характеризуется стремлением лидера к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Попустительскому стилю соответствуют стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его безучастное отношение к делам коллектива. Рэнсис Лайкерт выделил четыре основных системы стилей лидерства: эксплуататорско-авторитарную, благосклонно-авторитарную, консультативно-демократическую и основанную на участии. Для измерения степени авторитарности он ввёл шкалу, на одном конце которой стоит сосредоточенность на работе, на другом – сосредоточенность на человеке. В качестве более конкретного примера мы рассмотрели роль лидера в организации. Постарались выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства. Для осуществления целей организации важны и возможности формального руководителя, и способности лидера. Лидер важен потому, что он всё время функционирует  на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на ведомых. Лидерство особенно эффективно, когда дополнено властными полномочиями формального руководителя.

РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА

Сложность роли лидера, находящегося в стадии  становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера.

Специфика функций лидера зависит от особенностей группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Но нужно отметить, что руководство группами с демократичной структурой не легче, чем с авторитарной; данные функции качественно различны. Многие из этих функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций.

1)Лидер как администратор. Наиболее очевидна для лидера роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Иногда руководитель, выступая в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на подчинённых, по его мнению, во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает работников чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.

2)Лидер как планировщик. Лидер должен выполнять обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция включает  в себя определение непосредственных шагов и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; только он знает дальнейшие пути, а подчинённые знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана. [14]

3)Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:

А) Указания сверху, получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией. Однако лидеры низшего уровня привлекаются в качестве консультантов, с правом совещательного голоса при выработке этих установок.

Б) Указания снизу, т. е. решения самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер, тем не менее, несет ответственность за их реализацию, поскольку он, будучи членом группы, также вовлечен в выработку этих целей и методов.

В) Указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).

Таким образом, независимо от источника, определение групповых целей  и методов их достижения является обязательной функцией лидера. [16]

4)Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.

В организациях с менее формальной структурой или спонтанно возникших группах лица, обнаружившие наибольшую техническую осведомленность в сфере групповых целей, сами становятся лидерами. Так, например, в сложных условиях какой-либо экспедиции проводник, благодаря знанию местных особенностей, может исподволь принять фактическое руководство группой. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.

5) Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Поэтому участникам группы небезразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. В последнем смысле он является «привратником». [15]

6)Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех». [9]

7)Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля над деятельностью участников группы. Эта функция предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных и пенитенциарных мер по отношению к каждому из участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения, лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд. [8]

8)Лидер как третейский судья и миротворец. Это функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т. е. кого-то поощрять и кого-то наказывать. В связи с этой функцией в руках лидера оказывается средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы.

9)Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Командир отделения, который храбро ведет своих солдат в бой, служит именно таким примером. Особое место в сознании людей занимают лидеры эталонных групп. [14]

10)Лидер как символ группы. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Члены таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в частнопромышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время. В равной степени это касается различных научных школ, представители которых даже после смерти лидера идентифицируют себя с ним.

11)Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров — «все претензии — ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал» относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление «бегством от свободы»). [9]

12)Лидер как проводник мировоззрения. Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов. Взгляды в большей степени просачиваются вниз, чем наоборот; это особенно верно в тех случаях, когда лидер контролирует информацию, поступающую в группу из внешней среды.

13)Лидер как «отец». Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.

14)Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных эмоций в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся». Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы. Безусловно, не все члены группы одинаково воспринимают личность и поступки лидера. Отметим, что лидер (впрочем, как и все остальные люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, т. е. возможности восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего (социальная перцепция). Кроме того, чем менее доступен лидер, тем больше он предоставляет простора для фантазии последователей в конструировании его (лидера) образа. [13]

Вышеперечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных функций главные и второстепенные; их значение может меняться в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что входит в понятие «жизнь коллектива».

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

В соответствии с теорией Антонио  Менегетти выделяют семь основных качеств, первым из которых  является специфика и мощь природного потенциала. Лидер с рождения наделен природным потенциалом, позволяющим ему достигать большего. Он – иной с момента рождения и стремление к первенству проявляется в нём изначально. Однако настоящим лидером становится тот, кто мужественно, не следуя общепринятым канонам, создаёт себя и достигает успеха, оттачивая и развивая природный потенциал.

Вторым качеством можно назвать «технико-рациональное развитие, согласованное с изо природного потенциала», или, говоря другими словами, человек должен найти ту сферу деятельности в которой он имеет талант и постоянно учиться в направлении своих природных склонностей, отбирать опыт, знания, впитывая всё, что может дать ему общество. Достижение лидером высот экономического успеха последовательно определяется, помимо всего прочего технической подготовкой, интенсивной учёбой, принесением чего-то в жертву. Речь идёт о сугубо индивидуальной подготовке: сначала необходимо отшлифовать до блеска технические инструменты, знания, поскольку они помогают в усовершенствовании природного потенциала. Здесь не допускается никакой импровизации: только каждодневная подготовка согласно желаемой цели.

Информация о работе Формирование лидерства в управлении