Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:17, курсовая работа
Цели: 1)Определить сущность и типологию лидерства;
2)Выяснить особенности формирования лидерства;
3)Проанализировать подходы к лидерству в различные исторические периоды.
Задачи:
1.1. Определить сущность понятий «лидерство» и «руководство»; выявить сходства в поведении лидера и формального руководителя.
1.2. Рассмотреть основные понятия при изучении лидерства.
1.3. Изучить многообразие различных стилей лидерства
1.4. Выяснить оптимальное сочетание формального руководства и неформального лидерства.
2.1. Определить функции лидера.
2.2. Выяснить, какие качества являются лидерскими.
2.3. Найти способы развития этих качеств.
3.1. Провести анализ теоретических подходов к изучению феномена лидерства и руководства.
3.2. Определить сходства и различия данных подходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИДЕРСТВА 6
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА 7
ГЛАВА 3. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 10
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 14
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 17
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА 20
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 22
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕСМЕНА ВЫСШЕГО УРОВНЯ. 24
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ 25
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД. 25
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД. 27
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 30
ГЛАВА 4. ТРАНСФОРМАЦИОННО-ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 32
ГЛАВА 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
Трансформационное лидерство – это процесс достижения значительных изменений в установках и представлениях членов организации формирования приверженности значительным изменениям в целях и стратегиях организации. Трансформационное лидерство предполагает оказание лидером влияния на подчинённых. Эффектом этого влияния является расширение полномочий подчинённых, которые становятся лидерами в процессе преобразования организации. Таким образом, трансформационное лидерство обычно рассматривается как коллективный процесс, предполагающий действия лидеров на разных уровнях и на разных подразделениях организации.
Харизматическое лидерство определяется более узко, имеет отношение к представлению последователей о том, что лидер обладает божественным даром, что он в своём роде уникален и грандиозен. Ведомые не только доверяют лидеру, они делают из него супергероя, идола или святого. В число признаков харизматического лидера входят безусловное принятие лидера, вера последователей в правильность убеждений лидера, любовь к нему и готовность подчиняться. Таким образом, при харизматическом лидерстве в центре внимания находится отдельный лидер, а не процесс лидерства в целом, в котором могут участвовать несколько лидеров.[7]
Басс определяет трансформационное лидерство с точки зрения влияния лидера на его последователей. Лидер трансформирует представления ведомых, заставляя их осознать важность и ценность результатов труда, активизируя их высшие потребности (в понимании Маслоу), а также заставляя их отвлечься от личных интересов ради интересов организации. Как результат, ведомые начинают испытывать к лидеру доверие и уважение и мотивацию к выполнению большего объёма работы, чем они изначально собирались делать.
Трансформационные лидеры делают больше, чем просто условливаются или договариваются о чём-то со своими подчинёнными и коллегами. Для достижения превосходных результатов они используют как минимум один из четырёх компонентов трансформационного лидерства.
1)Идеализированное влияние. Трансформационные лидеры ведут себя таким образом, что становятся ролевыми образцами для своих последователей. Лидерами восхищаются, их уважают, им доверяют. Ведомые идентифицируются с лидером и стараются подражать ему. Они считают, что лидер обладает экстраординарными способностями, настойчивостью решительностью.
2)Воодушевление. Трансформационные лидеры мотивируют и воодушевляют окружающих, представляя работу последователей более трудной и значимой. Лидеры вдохновляют своих подчинённых, рисуя привлекательные перспективы; они формируют чёткие ожидания, которым ведомые стремятся соответствовать.
3)Интеллектуальное
4)Индивидуальный подход. Особое внимание уделяется потребности каждого последователя в продвижении и развитии, действуя как учитель или наставник. Последователи и коллеги постепенно достигают всё более высоких уровней. Лидер признаёт индивидуальные различия в потребностях и желаниях и своим поведением демонстрирует принятие этих различий.
Была разработана шкала
Харизматическое лидерство.
Хауз предлагает теорию, описывающую
поведение харизматических
Харизматическими считаются
Йоргс, Вейс и Стрикланд полагают,
что лидеры, готовые испытать лишения
за выражение своих взглядов пользуются
большой популярностью у
Хоган, Раскин и Фаццини предупреждают о наличии «тёмной стороны» харизматического лидерства. Поскольку харизматические лидеры обладают ярко выраженными социальными навыками, нередко доходящими до уровня обворожительности, их легко полюбить. Однако иногда за маской очарования скрывается человек с ярко выраженными проблемами адаптации. Лишь после их провала в лидерской роли мы узнаём об их дезадаптации, которая умело скрывалась благодаря умению расположить к себе людей. Мессер описывает различия между позитивными и негативными харизматическими фигурами, с точки зрения того, стремятся они увлечь своими харизматическими целями или собой лично.[8]
Когнер рассматривает
В заключение отметим, что и в теории трансформационного, и в теории харизматического лидерства подчёркивается важность огромного влияния лидеров на своих последователей. В теории харизматического лидерства основное внимание уделяется качествам лидера, тогда как в теории трансформационного лидерства акцент делается на процессы, посредством которых происходит преобразование или развитие рабочей группы.[12]
Идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась Эдуардом Торндайком, Джоем Гилфордом, Гансом Айзенком. Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием "Эмоциональный интеллект", в которой говорилось, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях радикально изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.
Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как "способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов". Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо: "Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов". [10]
Идею Салоуэя и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен в книге "Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ". Существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоциональный, который может помочь человеку в различных сферах жизни – такова основная идея работы Гоулмена. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Он выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию и навыки отношений.
Анализируя эти качества, можно сделать вывод о высокой роли EQ в жизни каждого. Для личности с высоким уровнем ЕQ свойственны инициативность, умение находить выход из сложной ситуации а также способность к лёгкому и конструктивному решению проблем. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта - доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. [3]
На самом низком уровне эмоционального интеллекта эмоциональные реакции человека проявляются на уровне условных рефлексов; мотивация к деятельности внешними стимулами, на низком уровне ее понимания, без обсуждения; низкий самоконтроль и высокая зависимость от ситуации.
На среднем уровне сформированности эмоционального интеллекта человек действует достаточно произвольно. Ему присущи высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования, а также ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это означает наличие определённых установок, которые отражают личную систему ценностей, самостоятельно выработанную и четко осознаваемую человеком. Высокий уровень также характеризуется чётким осознанием причин своего поведения и свободой от условностей. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется человеком при помощи интуиции, без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Человеком настолько развитым исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми. [17]
IQ и EQ можно приблизительно сравнить с тем умом, который отличники демонстрируют на уроке (IQ) и смекалкой, которую им приходится проявлять в играх с друзьями во дворе (EQ). И то, и другое – безусловно, важные способности, связанные между собой, но в то же время как бы разнонаправленные и имеющие различные цели и содержание.
Т.о., EQ – особый параметр, который не связан с "эмоциональностью" кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта. [10]
Рабочая обстановка, создаваемая лидером, зависит в первую очередь от стиля его руководства. Таких стилей Гоулмен выделяет шесть. Владение каждым из этих стилей зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного руководителя. Рассмотрим кратко все вышеперечисленные стили.
Лидеры-"диктаторы" требуют немедленного
исполнения всех своих указаний. Их
девизом является фраза: "Делай, как
я сказал!" Эмоциональный интеллект
таких руководителей характериз
Авторитетные лидеры мобилизуют массы на осуществление своих идей. Они умеют вдохновить подчиненных, излагая им свои идеи, их девиз: "Все за мной!" Особенности их эмоционального интеллекта: самоуверенность, эмпатия, стремление к переменам. Данный стиль востребован, когда требуется изменить общий курс, и для этого необходимы новые идеи.