Формирование стратегии предприятия ЗАО «СибЭнергоТех»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, что на примере ЗАО «СибЭнергоТех», сформировать и обосновать стратегию его развития.
Исходя из цели необходимо решить следующий ряд задач:
1). изучить сущность стратегического управления и его ключевые понятия; 2). рассмотреть порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия; 3). проанализировать факторы внешнего воздействия на организацию; 4). провести анализ внутренней среды организации; 5). разработать и оценить варианты решения по определению предпочтительного направления развития;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2-3
Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия..4
1.1 Сущность и функции стратегического планирования……………………4-6
1.2 Этапы составления стратегического плана…………………………….....6-8
1.3 Цели организации…………………………………………………………8-11
1.4 Оценка и анализ внешней среды………………………………………..11-13
1.5 Исследование внутренних факторов фирмы………………………...…13-15
1.6 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии………...….15-21
Глава 2.Комплексный анализ деятельности ЗАО «СибЭнергоТех»………...22
2.1 Характеристика организации ЗАО «СибЭнергоТех»………………….22-34
2.2 Анализ финансового состояния предприятия………………………….34-51
Глава 3. Разработка стратегии развития предприятия ………………………52
3.1 Оценка данных для разработки стратегии: конкурентный анализ отрасли………………………………………………52-67 3.2 Расчёт эффективности осуществления мероприятий………………….67-70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..71-73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…74-75

Файлы: 1 файл

стратег. менеджмент.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

    Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах.

    К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

    Выбрав  определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к  конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит  долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность кого-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.

    Формирование  стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.

    Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов: а) оценка существующей стратегии; б) собственно фаза формулирования; в) планирование риска; г) выбор стратегических альтернатив.

    Рассмотрим  подробнее эти пункты.

    А. Оценка существующей (действующей) стратегии.

    Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей.

    Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность  его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей  стратегии и сформулированных правил поведения.

    Б. Собственно фаза формулирования.

    Стратегия, будучи объединённой основой для  организационных усилий, требует  разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.

    В. Планирование риска.

    Планирование  риска является одной из важных составляющих стратегического плана. Основной целью  является поддержание высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от данных возмущений.

    В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.

    Г. Выбор стратегических альтернатив.

    В рамках выбранной базовой стратегии  возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими  альтернативами.

    Разработка  стратегии должна затрагивать все  уровни управления предприятия, так  как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.

    Стратегия роста

    Стратегия роста впервые подробно была разработана  Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы. Она состоит из пяти этапов:

  1. Стадия планирования. Компания находится в состоянии готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей.
  2. Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируется узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.
  3. Стадии проникновения.
  4. Ускоренный рост.
  5. Переходная стадия.

    Начальная стратегия

    Целью начальной стратегии является умеренный  рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную  эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

    Стратегия проникновения

    Данная  стратегия направляет усилия предприятия  на более глубокое проникновение  на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются  приобретения и поглощения, то они  производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР.

    После достижения этих целей и проведя  все необходимые внутренние перестроения, предприятие может перейти к  следующей стратегии.

    Стратегия ускоренного роста

    Целью этой стратегии является полное использование  внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попытки разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии.

    Стратегия переходного периода

    Целью этой стратегии является обеспечение  после периода ускоренного роста  период перегруппировки и перестройки  деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации.

    Стратегия предусматривает экономию, отказ  от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения  дел на предприятии с целью  уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

    Сама  по себе стратегия роста может  применяться в различных ситуациях:

    • начало предпринимательской деятельности;
    • молодая компания, борющаяся за своё выживание;
    • однопродуктовое специализированное предприятие;
    • диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта.

    Именно  поэтому стратегических альтернатив  роста в хозяйственной практике может быть предложено очень много. Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность,

    Стратегия стабилизации и выживания

    В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации.

    Стратегия стабилизации.

    Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть с переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:

    • экономия с чётким намерением быстрого оживления;
    • сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление;
    • стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.

    Стратегия выживания.

    Стратегия выживания - чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет” , который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы:

    • перестройка управления;
    • финансовая перестройка;
    • перестройка маркетинга.

    Далее стратегические альтернативы или долгосрочные программы могут дробиться на функциональные стратегии, которые  подразумевают постановку конкретных стратегических целей для всех функциональных подразделений предприятия: для  производственного отдела, отдела сбыта, материально-технического снабжения и т.д.

 

    Глава 2. Комплексный анализ деятельности ЗАО «СибЭнергоТех» 

    2.1 Характеристика организации ЗАО «СибЭнергоТех» 

      ЗАО «СибЭнергоТех» было создано в 2001году. Учредителем данной компании является ОАО «Лабиринт». Осуществляемой деятельностью является производство электромонтажных работ, электроизмерительных работ, проектных работ контрольно-измерительных приборов (КИП), автоматики, автоматических систем управления (АСУ), электрического освещения (ЭО), силового электрооборудования (ЭМ).

      Расположено и зарегистрировано общество в городе Иркутске. В его распоряжении находятся  арендованные офис, склад и производственное помещение.

      Целью деятельности организации является получение прибыли путём осуществления лицензированной деятельности по проектным, электромонтажным работам и работой электроизмерительной лаборатории на удовлетворение потребностей потребителей по большей части на рынке Иркутской области, а также на территории других регионов Российской Федерации.

      Рассмотрим  организационную структуру предприятия  и распределение информационных потоков. Руководителем организации является Генеральный директор, принимающий все главные решения в деятельности предприятия.

      Общая численность работников ЗАО СибЭнергоТех» в 2002г. составляло 15 человек. Основными структурными подразделениями предприятия являются Бухгалтерия, Экономический отдел, Конструкторское бюро (КБ), Производственный отдел, Электротехническая лаборатория (ЭТЛ).

      Генеральный директор осуществляет:

  • Управление финансовой частью;
  • Договорная работа с заказчиками и подрядчиками;
  • Управление внутри организации.ї
 
 

      

      

      

       

Информация о работе Формирование стратегии предприятия ЗАО «СибЭнергоТех»