Формы реорганизации. Основные процессы организационного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Формы реорганизации предприятий
В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации предприятий:
слияние
присоединение
разделение
выделение
преобразование

Файлы: 1 файл

Формы реорганизации.docx

— 125.77 Кб (Скачать файл)

Данная структура была самой распространенной управленческой структурой в СССР.

Некоторые авторы (Веснин) разделяют  линейно-функциональные и линейно-штабные  управленческие структуры на отдельные  типы структур.

2.4 Дивизиональная управленческая структура

Наиболее распространенный тип управленческой структуры современных  промышленных фирм является дивизиональный, или отделенческий тип.

Самостоятельные подразделения  практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления). Мильнер Б.З. «Теория организации: Учебник» М., 2003, стр 51.

Преимущества:

1. позволяет организации  рост и эффективное управление  разными видами деятельности.

2. Повышение самостоятельности  и ответственности отделений  в вопросах максимизации прибыли  и завоевания позиций на рынке.

Недостатки:

1. Увеличение числа уровней  управления за счет роста структурных  подразделений. 

2. Появление конфликтов  из-за централизованного распределения  ресурсов.

3. Адаптивные (органические) управленческие структуры

С начала 70-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новых технологий. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Адаптивные управленческие структуры имеют иное название - органические структуры, имеющие возможность  адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это  делают живые организмы.

Адаптивная управленческая структура характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью  структуры власти и небольшим  количеством уровней иерархии.

Структуры органического  типа целесообразны, когда имеется  сложное и динамичное внешнее  окружение (например, организация по разработке и производству телевизионной  техники). К структурам органического типа относятся проектные структуры управления, бригадные, матричные и ряд других.

3.1 Проектная управленческая  структура

Основным принципом построения проектной структуры является наличие  проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение  в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых  технологий, строительство объектов, модернизация производства и т.д «Философия менеджмента качества», Ланит, www.iso9000.ru

Все полномочия и права  управления интеллектуальными, материальными  и трудовыми ресурсами по проекту  сосредоточиваются у одного лица - руководителя проекта. Такая структура  позволяет реализовывать преймущества единства организации работ и единоначалия.

Проектная структура - это  временный орган управления, созданный  для решения конкретной задачи. Цель ее состоит в том, чтобы собрать  в одну команду самых квалифицированных  сотрудников организации для  осуществления сложного проекта. Деятельность предприятия рассматривается как  совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное  начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается  руководитель проекта. Каждый проект имеет  свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию  действий исполнителей. Когда проект завершен, команда распускается. Проектные  структуры различаются между  собой по масштабу деятельности, характеру  связей, по кругу полномочий.

Если в организации  возникает необходимость разработать  комплексный проект, то можно воспользоваться  тремя вариантами организации работ:

· образовать целевое подразделение - проектную структуру;

· наделить полномочиями по выполнению отдельных частей проекта  руководителей существующих функциональных служб;

· назначить руководителя проекта, наделив его чрезвычайными  полномочиями по решению всех необходимых  вопросов.

3.2 Бригадная управленческая  структура

Бригадная (кросс - функциональная) организационная структура управления является одной из разновидностей структур органического типа. Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур, широко используемая организациями, благодаря следующим факторам:

· ускорению процессов  обновления продукции и технологии;

· ориентации организации  на небольшие по емкости рынки;

· повышению требований к  качеству обслуживания потребителя  и ускорению времени выполнения заказов.

Основными принципами такой  организации управления являются:

· автономная работа рабочих  групп (бригад);

· самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация  деятельности по горизонтали;

· замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими  связями;

· привлечение для разработки и решения задач сотрудников  разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое  распределение сотрудников по производственным инженерно-техническим, экономическим  и управленческим службам, которые  образуют изолированные системы  со своими целевыми установками и  интересами.

3.3 Матричная управленческая  структура

Матричная управленческая структура  представляет собой решетчатую организационную  схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной  структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе  и подчинении, обязан также выполнять  указания руководителей проектов или  штабов, советов и т.п., которые  образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных  работ.

Матричная управленческая структура  сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она  нацелена на взаимную согласованность  работы всех подразделений организации  для достижения целей различных  проектов. Это упрощает координацию  выполнения работ и создает предпосылки  для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку  упрощается перераспределение персонала  для выполнения первоочередных работ.

Преимущества и недостатки матричной управленческой структуры:

Преимущества:

1. Гибкость и оперативность  при выполнении нескольких проектов.

2. Возможность быстро  реагировать и адаптироваться  к изменяющимся внутренним и  внешним условиям организации. 

3. Рациональное использование  кадров за счет специализации  различных видов трудовой деятельности.

4. Усиление контроля за отдельными задачами проекта.

Недостатки:

1. Конфликт между руководителями, высокие материальные затраты  на содержание управленческого  аппарата, громоздкого по своему  составу.

2. Трудность в приобретении  навыков, необходимых для работы  по новой программе.

3. Необходимость постоянного  контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям.

4. Возникают проблемы, связанные  с установлением приоритетов  заданий и распределением времени  на их выполнение;

Главным принципом матричной  управленческой структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых  с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации  управления состоит в том, что  руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или  иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного  исполнителя и методику решения.

Создание матричной организационной  структуры управления считается  целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых  сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических нововведений и быстрого реагирования на конъюнктурные  колебания рынка.

Основной недостаток матричной  структуры -- ее сложность. Тем не менее, она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

        1. Варианты управленческого взаимодействия.

Коммуникации в организации  представляют собой сложную многоуровневую систему связей, которые охватывают как саму организацию, представляя  собой внутреннюю коммуникацию между  ее подразделениями, так и ее внешнее  окружение - внешнюю коммуникацию (с  конкурентами, клиентами, кредиторами, общественностью и т.д.).

Чаще всего у организации  затруднены коммуникации с внешней  средой, поэтому в последние годы приобретает особое значение деятельность специальных отделов по связи  с общественностью («паблик рилейшнз»).[3]

Внутренняя коммуникация существует в виде обмена информацией  между сотрудниками и подразделениями. Она, в свою очередь, делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная коммуникация идет как по нисходящей (сверху сообщается подчиненным о стратегических и тактических целях, задачах), так и по восходящей (информация передается в обратном направлении, с помощью нее сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению). Социологические исследования свидетельствуют, что две трети коммуникативной деятельности руководителя составляет нисходящая коммуникация, ориентированная на сообщение подчиненным цели и задачи их деятельности, выделение ее приоритетов; на передачу им распоряжений, установок, требований; доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективного труда и т.п.

Горизонтальная коммуникация в отличие от вертикальной устанавливается  между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. Как показывает практика, чем больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления, тем выше эффективность горизонтальной коммуникации.

Есть и другие классификации  коммуникации. Выделяют формальные и  неформальные коммуникации. Формальные коммуникации представляют собой однонаправленный акт передачи информации по иерархической  вертикали формальной структуры.

Неформальные коммуникации в отличие от формальных возникают спонтанно; они основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях.

На основании соответствия конкретной сфере человеческой деятельности различают также коммуникативные  сферы, под которыми понимаются социально  обусловленные области коммуникативного поведения. Они различаются информационным полем дискурса и функциональной направленностью. Обычно выделяют следующие сферы: обиходно-бытовая, деловая, научная, художественно-творческая, профессиональная.[4]

11.Как классифицируются предприятия

 

Как правило, классификация  предприятий дается с применением  целого ряда различных признаков.

В соответствии с характером и целью деятельности предприятий  можно различить два их типа: коммерческие (предпринимательские) и некоммерческие (непредпринимательские), существование  последних, следует отметить, обеспечено за счет финансирования из государственного бюджета.

 

По формам собственности, в соответствии с действующим  законом Российской Федерации о  собственности, можно различать  такие предприятия:

- индивидуальное предприятие,  которое основано на личной  собственности отдельного физического  лица, а также исключительно на  основании только его труда

- частное предприятие,  которое основано на собственности  определенного гражданина с подразумеваемым  правом на наем рабочей силы

- семейное предприятие,  которое основано на труде  и собственности членов отдельной  семьи

- государственное предприятие,  которое основано на собственности,  принадлежащей государству

- коллективное предприятие,  которое основано на собственности  непосредственного трудового коллектива  этого предприятия

- совместное предприятие,  которое основано в результате  объединения имущества различных  собственников. Стоит отметить, что  в числе учредителей совместного  предприятия могут также быть  иностранные граждане и юридические  лица

- арендное предприятие,  которое основано в соответствии  с договором о временном использовании  и владении имуществом, требуемом  арендатору с целью осуществления  его предпринимательской деятельности. В качестве объектов аренды  в этом случае могут выступать,  не только целые имущественные  комплексы на предприятиях, но  также и некоторые из их  структурных подразделений и  даже отдельные имущественные  единицы.

Также стоит отметить, что  предприятия могут различаться  еще и по признаку принадлежности их капитала:

- национальное предприятие,  в котором капитал является  собственностью исключительно отечественных  граждан или юридических лиц

- заграничное предприятие,  в котором капитал находится  в собственности иностранных  предпринимателей, осуществляющих  контроль за деятельностью предприятия

- смешанное предприятие,  в котором капитал находится  в собственности, не только  отечественных, но и зарубежных  предпринимателей.

12.Технико-производственная  база предприятия. Ее элементы.

Информация о работе Формы реорганизации. Основные процессы организационного проектирования