Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:12, шпаргалка
1. Управления как общественное явление.
Управления — это целенаправленное влияние, необходимое для согласованной
общей деятельности людей. Управления являются сложным и универсальным
общественным феноменом. Развитие общества, отдельных его сфер не возможное
без установления и реализации определенного набора законов, правил, норм,
алгоритма его поведения в целому и его составных в частности. Процесс влияния
на социум есть предметом изучения науки управления.
Философская наука трактует управления как функцию организованных систем,
которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержания режима
деятельности, реализацию их программ, достижения их цели. Управления присущее
лишь сложным социальным и несоциальным динамическим системам, имманентным
атрибутом которых есть самоуправления, то есть способность к приведению в
порядок системы, приведения ее в соответствие к объективной закономерности,
которая действует в данной среде, к оптимизации функционирования системы.
Управления осуществляется в системах, в которых существует сеть причинно-
следственных зависимостей, способных в границах данного основного качества
переходить с одного состояния в другое. Этот процесс обеспечивает
стабилизацию и развитие системы, сохранение его качественной определенности,
поддержания динамического взаимодействия со средой. Задача управления состоит
в том, чтобы по возможности целесообразнее и более оперативно реагировать на
эти изменения, которые обеспечивается своевременной перестройкой
функциональной и организационной структур системы соответственно присущих ей
закономерностей и тенденций.
целенаправленности и упорядоченности. Любые нарушения принципов законности,
чем бы они не оправдывались с точки зрения общества и самого государственного
управления, не могут признаваться эффективными;
c)
реальность управленческих
что деятельность управленческих органов и должностных лиц, находя внешнее
проявление в правовых и организационных формах, должна обеспечивать
цілеорієнтацію, организацию
и нормативную регуляцию
d)
Государственное управление
компонентов обязано представлять и обеспечивать в реализации коренные и
комплексные потребности, интересы и цели жизни людей. Тем самым содержание
любых управленческих актов (решений, поступков, действий и т. д.) с точки
зрения отображения в них запросов и потребностей людей, направленности на их
благосостояние и развитие может выступать четвертым критерием конкретной
социальной эффективности государственного управления;
e) характер и объем взаимосвязей соответствующих органов
государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных
лиц с гражданами, их объединениями и коллективами. Этот критерий показывает
уровень демократизма управленческой деятельности;
f) мера обеспечения в решениях и действиях органа и его должностных
лиц престижа государства;
g)
правдивость и
кажется органами и их должностными лицами, — седьмой критерий конкретной
социальной эффективности государственного управления. Интересы общества
требуют, чтобы при любых условиях, даже наихудших для управленческого органа
или должностного лица, в систему государственного управления поступала только
достоверная, объективная информация.
h) моральный критерий, который заключается в морально-идеологическом
влиянии управленческой деятельности на “внешнюю” среду, на людей, с которыми
управленческие органы и должностные лица сталкиваются, взаимодействуют,
совместно решают разные проблемы.
Системное использование названных критериев дает возможность всесторонне
оценить управленческую деятельность государственных органов и должностных
лиц. В государственном управлении при оценивании его результативности и
эффективности должны, как минимум, сравниваться:
— цели, которые практически реализуются в нем, с целями, которые объективно
детерминированы общественными запросами;
— цели, которые реализованы в управленческих процессах, с результатами,
полученными при
об'єктивізації
действий его управленческих компонентов);
— объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами;
— общественные расходы, которые пошли на государственное управление, с
объективными результатами, полученными в результате управления:
— возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их
реального использования.
Многогранную аналитическую и оценочную работу относительно государственного
управления способны осуществлять средства массовой информации (телевидение,
радио, пресса). Важная объективность (независимость) их взгляда, позиции,
анализа и оценки. Важное место среди каналов анализа и оценки
государственного управления принадлежит обращениям граждан. Структура и
содержание, предмет и адресность обращений очень точно отображают жизнь
людей. Если каждое обращение несет информацию о конкретном интересе,
нарушение прав, факт, событие, то система обращений дает картину глубоких
взаимосвязей и процессов, выявляет механизмы и их воссоздания. На пути
решения этих проблем можно:
а) активнее использовать сами обращения граждан и работу с ними для выявления
недостатков, упущений, слабых мест в управлении и, соответственно, их
устранения;
б) полнее анализировать потоки однотипичных, которые совпадают за предметом и
содержанием, обращений граждан с тем, чтобы своевременно принимать
управленческие меры из недопущения роста негативных проявлений и процессов;
в) управленческим органам шире вступать через обращение в прямой диалог с
гражданами.
42. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ) УКРАИНЫ И ДРУГИЕ
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ИХ СТАТУС, ФУНКЦИИ
Государственные комитеты (государственные службы) — это центральные Органы
исполнительной власти, деятельность которых направляет и координирует
Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров. Не формируя
непосредственно правительственную политику, государственные комитеты призваны
способствовать министерствам и правительству в целом в реализации этой
политики путем выполнения функций государственного управления, как правило,
межотраслевого или межсекторного характера. Они вносят предложения
относительно формирования государственной политики соответствующим членам
Кабинета Министров Украины, реалізуючі эту политику в определенной сфере
деятельности, осуществляют управление в ней, межотраслевую координацию и
функциональную регуляцию по вопросам, отнесенным к их веданию.
Государственные комитеты (государственные службы) возглавляют их головы. В
соответствии со
статьей 114 Конституции Украины
комитетов не входят в состав Кабинета Министров и имеют статус
государственных служащих. Государственные комитеты действуют на основании
положений, которые утверждает Президент Украины.
Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. № 1573/99 та следующими
изменениями к нему утверждено такие Государственные комитеты и другие органы
исполнительной власти, статус которых приравнивается к государственному
комитету Украины: 1) государственные комитеты — архивов; строительства,
архитектуры и жилищной политики; по водному хозяйству; по земельным ресурсам;
связи и информатизации; энергосбережение; по делам религий; информационной
политики, телевидения и радиовещания; лесного хозяйства; по делам семьи и
молодежи; по вопросам физической культуры и спорта; по делам ветеранов; по
делам охраны государственной границы; стандартизации, метрология и
сертификации; статистики; из государственного материального резерва; 2)
приравнены к статусу комитета: Высшая аттестационная комиссия, Национальное
космическое агентство; Пенсионный фонд; Главное контрольно-ревизионное
управление; Государственное казначейство.
Государственные комитеты могут иметь подчиненные им подразделы (органы), в
том числе территориальные (региональные), которые составляют так называемую
систему государственного комитета. Формирование государственных комитетов
(государственных
служб) в системе
управления обусловлено тем, что определенные функции исполнительной власти
невозможно или нежелательно отнести к веданию одного министерства или когда
есть необходимость организационно (структурно) размежевать ответственность за
принятие решений и их реализацию.
Кроме государственных комитетов в состав центральных органов исполнительной
власти принадлежат ЦОВВ со специальным статусом. Это новый вид органов
исполнительной
власти, особенность которых
их правового статуса и взаимоотношений с другими органами должно решаться
путем принятия законов, которые определяют порядок деятельности и полномочия
именно этих ЦОВВ. ЦОВВ со специальным статусом имеют особенные задания и
полномочия. Относительно
них могут устанавливаться
образования, реорганизации и ликвидации, подконтрольности и подотчетности. В
ЦОВВ Украину со специальным статусом отнесено: Антимонопольный комитет,
Государственную налоговую администрацию, Государственную таможенную службу,
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и
предпринимательства, Национальную комиссию регуляции электроэнергетики,
Государственную комиссию из ценных бумаг и фондового рынка, Фонд
государственного имущества, Государственный департамент по вопросам
выполнения наказаний, Службу безопасности, Управление государственной охраны,
Главное управление государственной службы. Деятельность части ЦОВВ
направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через
соответствующих министров.
43. СИТУАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Современный взгляд на управление организациями концентрирует свое внимание на
ситуативных разницах между организациями и внутри самих организаций. Такой
ситуативный взгляд отвечает отображению реальных обстоятельств рыночной
экономики, которая чувствует проявление новых, раньше незнаних явлений и
трудностей, с которыми сталкиваются как отдельные организации, так и целые
отрасли и сферы экономики. Поэтому для реализации новых закономерностей
управления и выработки наиболее пригодных к новым конкретным ситуациям
решений используют ситуативный подход — вероятный, зависимый от случаев,
обстоятельств, от ситуаций способ мышления об организационных проблемах и их
решении, в рамках которого сформировалась концепция ситуативного управления.
Ситуативное управление
характеризуется принятием
решений в ситуации, которая реально сложилась или складывается. Ситуативный
подход признает, что хотя управленческий процесс одинаковый, специфические
приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения
целей организации, могут в значительной мере отличаться. Он пытается связать
конкретные приемы и концепции управления с определенными ситуациями для того,
чтобы достичь
целей организации самый
Центральным моментом ситуативного подхода является ситуация, то есть