Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:28, дипломная работа
Целью данного исследования является оценка инновационной деятельности предприятия РФ, изучение инновационных проектов, как вида деятельности компании, их конкурентоспособность в современной российской экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теоретико-методологические основы управления инновациями;
Исследовать состояние государственного регулирования инновационного процесса и осуществить подбор методов исследования структуры инноваций в современной России;
Проследить реализацию инновационных проектов на предприятии машиностроения;
Изучить методику расчета экономической эффективности конкретного предприятия;
Оглавление 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления проектами 8
§ 1.1. Основные понятия теории инноватики 8
§ 1.2. К вопросу о необходимости формирования рынка инновационных проектов 11
§ 1.3. Инновационный проект как способ обеспечения конкурентоспособности предприятия 18
§ 1.4. Методика оценки общественной эффективности и рисков инновационных проектов 25
§ 1.4.1. Методы анализа общественной эффективности 29
§ 1.4.2. Последовательность расчетов по методике анализа общественной эффективности 31
Глава 2. Современные методы управления инновационным проектом 35
§ 2.1. Определяющие критерии эффективности инновационных проектов 35
§ 2.1.1. Цели, стратегия, политика предприятия 36
§ 2.1.2. Научно-технические критерии проекта 37
§ 2.1.3. Маркетинг и производство 41
§ 2.2. Проблемы финансирования инновационных проектов в условиях современной рыночной экономики России 44
§ 2.3. Современный инструментарий оценки эффективности инновационных проектов 55
§ 2.4. Государственное регулирование рынка инновационных проектов 63
Глава 3. Реализация инновационных проектов на предприятии машиностроения 74
§ 3.1. Краткая характеристика предприятия 74
§ 3.2. Инновации как объект деятельности предприятия 75
§ 3.3. Показатели технического уровня новшества 79
§ 3.4. Экономическая оценка инноваций 80
§ 3.4.1. Инвестиции в инновационный проект 84
§ 3.4.2. Прогноз объемов производства 84
§ 3.4.3. Амортизационные отчисления 85
§ 3.4.4. Срок окупаемости инвестиций 86
Заключение 89
Список литературы 93
Инновационные проекты как вид деятельности компании
Дипломная работа
Оглавление
Государственная инновационная политика должна создавать условия, при которых предприятия были бы заинтересованы в развитии инновационной деятельности, то есть была бы поддержана их естественная мотивация к этому.1
Предприятия занимаются инновационной деятельностью потому, что появляется, во-первых, дополнительный источник финансирования фундаментальных исследований, возможность сохранения научного потенциала, обеспечения его привлекательности, а во-вторых - большая независимость от чиновников.
Основная часть средств, получаемых от внебюджетного финансирования, направляется на проведение поддерживаемых государством фундаментальных исследований. Налоги, выплачиваемые, при этом часто превышают базовое бюджетное финансирование.
При таком подходе можно определенно утверждать, что превышение внебюджетного финансирования над бюджетным никак не является отрицательным моментом при оценке деятельности предприятия. Кроме того, нужно подчеркнуть, что предприятия - очень разные, и оценивать их надо по существу, а не по формальным критериям.
По оценкам специалистов только от экспорта наукоемкой продукции Россия ежегодно могла бы ежегодно получать 120 - 150 млрд. дол.2
Однако в целом глубинная суть государственной инновационной политики в России до сих пор фактически заключается лишь в непродуктивном декларировании своих, остающихся нереализованными общих намерений.
Значительный вклад в разработку проблем управления инновационной деятельностью предприятий в условиях трансформационной экономики внесли труды российских ученых и специалистов, в числе которых Л.И. Абалкин, В.М. Аньшин, Р.А. Белоусов, СЮ. Глазьев, Б.И. Ефимов, В.В. Ивантер, В.И. Кушлин, Д.С. Львов, А.А. Нечаев, Н.Я.Петраков, А.Г. Поршнев, А.К. Фоломьев, Н.П. Шмелев, Ю.В.Яковец и другие.
Актуальность данного исследования заключена в том, что политика государства в инновационной сфере по-прежнему лишена эффективных конструктивных механизмов ее действенной реализации и нацеленной на конечный стратегический, конкурентоспособный на мировом рынке инновационный продукт результативной системы действий.
Несмотря на принятие в годы реформ десятков правовых актов Правительства и Президента Российской Федерации, нескольких сотен нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, так или иначе относящихся к сфере инновационной деятельности или затрагивающих ее, отсутствие целевой системы комплексного федерального нормативного правового регулирования этой деятельности является одним из важных сдерживающих факторов ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы инноваций и нововведений предприятий Российской Федерации постоянно находятся в центре внимания экономической науки, результаты их исследования достаточно широко представлены в теоретических трудах и практических работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов.
Это обусловлено тем, что инновации затрагивают глубинные основы хозяйственной деятельности практически всех стран и являются важнейшим средством экономической стабильности их развития, инструментом осуществления структурных преобразований в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Активизация инновационной деятельности выступает в качестве наиболее действенного механизма социально-экономических преобразований как в стране в целом, так и в ее отдельных регионах.
Целью данного исследования является оценка инновационной деятельности предприятия РФ, изучение инновационных проектов, как вида деятельности компании, их конкурентоспособность в современной российской экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теоретико-методологические основы управления инновациями;
Исследовать состояние государственного регулирования инновационного процесса и осуществить подбор методов исследования структуры инноваций в современной России;
Проследить реализацию инновационных проектов на предприятии машиностроения;
Изучить
методику расчета экономической
эффективности конкретного
Предметом данного исследования является управление инновационным проектом предприятия.
Объектом данного исследования является Ижевский редукторный завод.
Теоретической и методологической основой исследования явились современные теории рыночной экономики, управления инновационной деятельностью, научные труды отечественных и зарубежных специалистов по этим проблемам.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы статистических изданий Федеральной службы государственной статистики РФ, отечественные и зарубежные публикации, включая специальные периодические издания по исследуемым проблемам, материалы научно-практических конференций, семинаров, официальные сайты и другие материалы.
В соответствии с "Руководством Фраскати" (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. 3
В словаре "Научно-технический прогресс" инновация (нововведение) трактуется как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д.
Инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Следует разграничивать понятия "новшество" и "инновация". Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. 4
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д.
Инвестиции в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи.
На "входе" фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На "выходе" фирмы будут только новшества как товары.
Неправомерно в понятие "инновация" включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.
Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (оказываемую услугу), т. е. превращения в форму инноваций.5 На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат.
Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.). Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновации) и распространению в другие сферы (диффузия) называется, инновационной деятельностью.6
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
Объективная необходимость в исследовании, создании и развитии рынка любого типа заключается в способности рыночной среды к расширенному воспроизводству ресурса.7
Воспроизводство материального и финансового ресурса обеспечивается соответственно возможностями товарно-сырьевых и финансовых бирж. Таким образом, рынок, как основной механизм расширенного воспроизводства представляет собой интерес для исследования. Основой функционирования рынка является создание и поддержка конкурентной среды, стимулирующей производителя на улучшение качественных и количественных показателей выпускаемой продукции. Рост этих показателей способствует увеличению объема рынка и улучшению его доходности.
Непрерывный рост доходности неизбежно привлечет в рамки рынка новых субъектов, что означает наличие среды благоприятного инвестиционного климата.
Современные экономические теории свидетельствуют о том, что рыночные отношения неразрывно связаны с чередой ситуаций экономического роста и кризисов. Рынок чутко реагирует на спады производства готового продукта, падением объема, потерей своих субъектов, снижением доходности.
Регулирование рыночных отношений путем коррекции, в том числе, и макроэкономических показателей дает возможность существенно сократить как длительность, так и общий ущерб от действия факторов негативной внешней среды. Например, снижение учетной ставки привлечет внешнего инвестора в случае отсутствия собственных (инвесторов), и наоборот, поддержит национальный инвестиционный рынок, в том числе, и путем эффективной кредитной политики. Из вышесказанного следует, что управление рыночными отношениями занимает особое место при исследовании рынка любого типа, с целью определения механизмов снижения последствий или полного предотвращения условий возникновения кризисных ситуаций в национальной экономике.
Информация о работе Инновационные проекты как вид деятельности компании