Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:28, дипломная работа
Целью данного исследования является оценка инновационной деятельности предприятия РФ, изучение инновационных проектов, как вида деятельности компании, их конкурентоспособность в современной российской экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теоретико-методологические основы управления инновациями;
Исследовать состояние государственного регулирования инновационного процесса и осуществить подбор методов исследования структуры инноваций в современной России;
Проследить реализацию инновационных проектов на предприятии машиностроения;
Изучить методику расчета экономической эффективности конкретного предприятия;
Оглавление 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления проектами 8
§ 1.1. Основные понятия теории инноватики 8
§ 1.2. К вопросу о необходимости формирования рынка инновационных проектов 11
§ 1.3. Инновационный проект как способ обеспечения конкурентоспособности предприятия 18
§ 1.4. Методика оценки общественной эффективности и рисков инновационных проектов 25
§ 1.4.1. Методы анализа общественной эффективности 29
§ 1.4.2. Последовательность расчетов по методике анализа общественной эффективности 31
Глава 2. Современные методы управления инновационным проектом 35
§ 2.1. Определяющие критерии эффективности инновационных проектов 35
§ 2.1.1. Цели, стратегия, политика предприятия 36
§ 2.1.2. Научно-технические критерии проекта 37
§ 2.1.3. Маркетинг и производство 41
§ 2.2. Проблемы финансирования инновационных проектов в условиях современной рыночной экономики России 44
§ 2.3. Современный инструментарий оценки эффективности инновационных проектов 55
§ 2.4. Государственное регулирование рынка инновационных проектов 63
Глава 3. Реализация инновационных проектов на предприятии машиностроения 74
§ 3.1. Краткая характеристика предприятия 74
§ 3.2. Инновации как объект деятельности предприятия 75
§ 3.3. Показатели технического уровня новшества 79
§ 3.4. Экономическая оценка инноваций 80
§ 3.4.1. Инвестиции в инновационный проект 84
§ 3.4.2. Прогноз объемов производства 84
§ 3.4.3. Амортизационные отчисления 85
§ 3.4.4. Срок окупаемости инвестиций 86
Заключение 89
Список литературы 93
Среда,
в которой функционирует
Важно отметить, что выбранная стратегия предприятия не должна быть «законсервированной», она должна соответствовать условиям внешней среды, должна определять направления для достижения поставленных целей функционирования, усиливать конкурентные преимущества, и самое главное, удовлетворять потребности потребителей.
Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
Стадия НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы) является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия.
Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при том эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.31
Инновационный
проект может быть изолированной
разработкой или
Для
предприятия большей
Глобальный характер рыночных отношений обуславливает все возрастающие размеры экономической конкуренции, которая все в большей степени определяется конкуренцией научно-технической.
Новые разработки и технологии становятся определяющим фактором экономического развития и стабильности. Соответственно возрастает и значение прав на интеллектуальную собственность. Поэтому необходимым условием реализации и эффективности инновационного проекта является анализ его возможностей правовой защиты и способов защиты результатов НИОКР в виде созданной на их основе интеллектуальной собственности. При определении патентоспособности инноваций важно также рассмотреть вопрос регистрации соответствующих товарных знаков и знаков обслуживания.
Нормы приобретения прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы охраняются и регулируются частью IV Гражданского Кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 года. Обеспечение правовой охраны на объекты интеллектуальной собственности начинается с подачи заявки на выдачу патента, с последующей экспертизой изобретения, полезной модели и промышленного образца.
При патентовании интеллектуальной собственности взимаются патентные пошлины за подачу заявки, за выдачу патента, а также годовые пошлины за поддержание патента в силе.
Патентование
позволяет реализовать
При этом необходимо помнить, что даже здесь можно столкнуться с рисками, связанными с обеспечением прав на интеллектуальную собственность инновационного проекта.
Риск преждевременного раскрытия информации.
Этот риск ставит под угрозу возможность осуществления патентования результатов научно-технической деятельности.
Риск неточного составления заявляемых в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов на выдачу патента.
Указанный риск возникает из-за непродуманной патентной политики, действующей на предприятии. Значительное внимание необходимо уделить составлению формулы изобретения, полезной модели.
Поскольку она отражает совокупность существенных признаков, достаточных для достижения технического результата. Формула отражает сущность изобретение, включение в состав формулы дополнительных несущественных признаков сужает объем правовой охраны такого изобретения.
Риск опротестования патентов.
В соответствии со статьей 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть в течение срока его действия признан недействительным полностью или частично в случаях:33
1)
несоответствия изобретения,
2) наличия в формуле изобретения или полезной модели. Либо в перечне существенных признаков промышленного образца, которые содержатся в решении о выдаче патента. Признаков, отсутствовавших на дату подачи заявки в описании изобретения или полезной модели и в формуле изобретения или полезной модели (если заявка на изобретение или полезную модель на дату ее подачи содержала такую формулу) либо на изображениях изделий;
3) выдача патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, имеющих одну и ту же дату приоритета, с нарушением условий, предусмотренных статьей 1383 ГК России;
4) выдача патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющимся таковым или без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с законом.
Риск возникновения права преждепользования.
Риск выдачи принудительной лицензии.
Конечно, вероятность возникновения последних двух видов риска маловероятна. Факторы способствующие их возникновению, должны анализироваться на самых ранних стадия реализации проекта.
Ниже на рис. 2 схематично приведена классификация объектов интеллектуальной собственности, в соответствии с Гражданским кодексом России.
Рис.
5 Классификация объектов интеллектуальной
собственности
При оценке инновационного проекта важно установить факт отсутствия нарушения прав на интеллектуальную собственность третьих лиц, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно.
Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей.
Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень тяжело, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой ситуации с большей доле вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.
Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.
Стадия производства также относится к числу стадий реализации инновационного проекта, требующей тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции, и каким образом должен осуществляться контроль соблюдения технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т.д.34
Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.
К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг. К числу основных производственных факторов, обеспечивающих успех проекта, относят:35
Оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Недостаточная проработка данных факторов ставит под угрозу реализацию проекта. Многие из этих критериев не поддаются количественной оценки в этом случае, применяется балльный метод.
То есть каждому из критериев придается определенный вес или значимость, а затем назначаются баллы каждому из факторов. Балльный метод оценки достаточно прост, однако следует очень тщательно относиться к назначению весов каждому фактору, присвоению числовых значений каждой оценке и собственно осуществлению балльной оценки каждого фактора.
Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.
Как было сказано ранее, все перечисленные параметры определяют эффективность реализации инновационного проекта и соответственно воздействуют на финансовую и экономическую эффективность.
В настоящее время оценка экономической эффективности инновационных проектов определяется «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999г. №477. 36
Тем не менее, методические рекомендации не могут в полной мере отразить особенности инновационных проектов. Инновационные проекты, в отличие от инвестиционных, обладают более высокой степенью неопределенности таких параметров проекта, как, сроки достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов. Инновационные проекты ориентированы на долгосрочные, отдаленные во времени результаты, связанные с длительностью решения многих научно-технических проблем.
В рамках методических рекомендаций не учитываются особенности создания инноваций, а также инфраструктурные, кадровые, производственные, сбытовые особенности реализации проекта на конкретном предприятии.
В
условиях жесткой конкуренции на
рынке, компаниям необходимо постоянно
создавать новые и лучшие товары
и услуги. Современный рынок
Информация о работе Инновационные проекты как вид деятельности компании