Инновационные проекты как вид деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:28, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка инновационной деятельности предприятия РФ, изучение инновационных проектов, как вида деятельности компании, их конкурентоспособность в современной российской экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать теоретико-методологические основы управления инновациями;

Исследовать состояние государственного регулирования инновационного процесса и осуществить подбор методов исследования структуры инноваций в современной России;

Проследить реализацию инновационных проектов на предприятии машиностроения;

Изучить методику расчета экономической эффективности конкретного предприятия;

Содержание работы

Оглавление 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления проектами 8
§ 1.1. Основные понятия теории инноватики 8
§ 1.2. К вопросу о необходимости формирования рынка инновационных проектов 11
§ 1.3. Инновационный проект как способ обеспечения конкурентоспособности предприятия 18
§ 1.4. Методика оценки общественной эффективности и рисков инновационных проектов 25
§ 1.4.1. Методы анализа общественной эффективности 29
§ 1.4.2. Последовательность расчетов по методике анализа общественной эффективности 31
Глава 2. Современные методы управления инновационным проектом 35
§ 2.1. Определяющие критерии эффективности инновационных проектов 35
§ 2.1.1. Цели, стратегия, политика предприятия 36
§ 2.1.2. Научно-технические критерии проекта 37
§ 2.1.3. Маркетинг и производство 41
§ 2.2. Проблемы финансирования инновационных проектов в условиях современной рыночной экономики России 44
§ 2.3. Современный инструментарий оценки эффективности инновационных проектов 55
§ 2.4. Государственное регулирование рынка инновационных проектов 63
Глава 3. Реализация инновационных проектов на предприятии машиностроения 74
§ 3.1. Краткая характеристика предприятия 74
§ 3.2. Инновации как объект деятельности предприятия 75
§ 3.3. Показатели технического уровня новшества 79
§ 3.4. Экономическая оценка инноваций 80
§ 3.4.1. Инвестиции в инновационный проект 84
§ 3.4.2. Прогноз объемов производства 84
§ 3.4.3. Амортизационные отчисления 85
§ 3.4.4. Срок окупаемости инвестиций 86
Заключение 89
Список литературы 93

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     Обеспечение сопоставимости разновременных чистых доходов от проекта по фактору времени (расчет их текущей стоимости) осуществляется с использованием операции дисконтирования. Проект считается финансово эффективным, если показатель чистой текущей стоимости больше нуля.

     Внутренняя  норма доходности, сравниваемая с общей нормой дохода, показывает, насколько проект финансово эффективнее, чем использование тех же средств на другие нужды инвестирования.

     Индекс  доходности служит обобщающим показателем  сравнительной финансовой эффективности проекта. Численное значение этого индекса указывает на то, во сколько раз по своей финансовой эффективности проект более (если Т> 1) или менее (если Т<1) эффективен, чем вложение тех же государственных средств в иные инвестиционные проекты.

     Срок  окупаемости проекта определяется как период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты на проект покрываются его суммарными результатами, а суммарный доход становится неотрицательным.

     Если  чистый бюджетный дисконтированный доход больше нуля, то проект по критерию бюджетной эффективности эффективен, меньше нуля - неэффективен, при равенстве нулю равнопредпочтителен с любым иным приоритетным расходованием бюджетных средств.

     По  аналогии с финансовой эффективностью инновационного проекта применительно к его бюджетной эффективности используются показатели внутренней бюджетной доходности, индекса бюджетной доходности и срока бюджетной окупаемости проекта.

     Необходимо  разграничивать в расчетах результаты и эффективность инновационного проекта. Результаты измеряются в абсолютных единицах и представляют собой продукты, систему менеджмента качества, доходы, прибыль, срок окупаемости проекта.

     Эффективность, в отличие от результатов, измеряется в относительных показателях и представляет собой сопоставление результатов и затрат, включая доходность проектов, их рентабельность и другие показатели.

     В конечном итоге следует сравнить величины абсолютных показателей финансовой эффективности проектов для его участников и бюджетной эффективности проекта. Необходимым условием приемлемости для государства является требование: сумма величин чистого дисконтированного дохода и чистого бюджетного дисконтированного дохода должна быть положительным числом.

     Это требование вызвано тем, что даже при прямых бюджетных потерях  проект может оставаться эффективным для финансирующего его государства, если эти потери перевешиваются финансовым выигрышем участников проекта.

     Считаем необходимым согласиться с мнением ученых, утверждающих, что используемый подход к оценке инновационных проектов, основанный на методах дисконтирования, на расчетах показателей NPV, IRR, включенных в стандартные компьютерные приложения Excel, не позволяет определить реальную эффективность инвестиционного проекта.

     Прежде  всего, типичной ошибкой является понимание  инвестиционных решений только как  решений, связанных с финансовыми  ресурсами и результатами. Учет всех направлений и областей инновационного процесса возможен при анализе:59

    1. прямых инвестиций (например, капиталовложения в развитие предприятия, лизинг необходимого оборудования и другого имущества);
    2. финансовых инвестиций (например, кредиты и займы венчурным организациям);
    3. нематериальных инвестиций (например, повышение квалификации сотрудников, реклама, маркетинг, инновационные технологии и услуги, менеджмент, патенты, имидж предприятия).

     Кроме того, основные недостатки получившего распространение последние тридцать лет подхода к оценке инновационных проектов, заключаются в том, что при оценке эффективности проекта не учитывается внутренняя эффективность и рыночный потенциал проекта, возможности использования режима льготного налогообложения, устанавливаемого регионами в целях создания благоприятного инвестиционного климата, а также в расходной части проекта не учитываются амортизационные отчисления.

     Современный подход к оценке инновационных проектов должен основываться на следующих принципах, предложенных Медведевым:60

    1. ясность, прозрачность и естественность методов и показателей расчетов эффективности инвестиций для разработчиков проектов и для инвесторов, единство платформы их коммуникаций;
    2. переход к реальным финансово-экономическим показателям вместо условных показателей дисконтирования;
    3. расчет полных экономических результатов и эффективности проектов по всем периодам их развития (или жизненному циклу в целом);
    4. расчет полных экономических результатов проекта с учетом всех компонентов экономической эффективности проектов, включая даже от инвестирования прибыли в предшествующие периоды и их влияние на общие доходы, изменение рыночной стоимости проекта на всех периодах его реализации в случае изменения инвестора;
    5. совместный анализ интересов, мотивов и стимулов всех сторон, влияющих на успех проекта: инвесторов, экспериментальной площадки, которая разрабатывает и реализует проект, будущих потребителей, конкурентов, органов государственного, регионального и местного регулирования инвестиционной деятельности;
    6. комплексный учет основных факторов эффективности проекта (экономических, экологических и социальных), влияющих на принятие разработчиками и инвесторами решений о финансировании проекта;
    7. четкое разграничение финансово-экономических оценок инвестиций и правил принятия инвестиционных решений, учитывающих субъективные интересы и предпочтения конкретных инвесторов.

     Управление  риском является составным элементом  системы управления организацией, неотъемлемой частью в общей системе принятия управленческих решений.

     Предложенный  подход к оценке эффективности инновационного проекта позволяет принимать более обоснованные и реалистичные решения при разработке стратегий развития организаций по инновационному сценарию.

§ 2.4. Государственное регулирование рынка инновационных проектов

 

      Принятие  концепции разработки национальной инновационной программы возрождения  и модернизации отечественного производства, в основу которой закладывается определяющий принцип: обеспечение развития российской экономики, ее важнейших секторов, отраслей, территорий и отдельных хозяйствующих субъектов через инновационные проекты, создает объективные предпосылки для формирования рынка инновационных проектов.

      Создание  рынка инновационных проектов направлено на устранение сложившихся стереотипов в практике функционирования российских финансовых и товарных рынков, которые носят явный спекулятивный характер и далеки от реализации государственных интересов, связанных с развитием национального производства.61

      Экономическая сущность и главная цель формирования рынка инновационных проектов заключаются в создании условий для свободной рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами и реализации их интересов в развитии высокотехнологичных наукоемких производств и выпуске конкурентоспособной продукции.

      Объективная потребность в обосновании теоретических  положений формирования рынка инновационных проектов и разработке научно-методических рекомендаций по его эффективному функционированию предопределила необходимость решения целого ряда научно-практических задач. В их числе государственное регулирование рынка инновационных проектов.

      При формировании внутренней структуры  рынка инновационных проектов (РИП) и реализации процесса саморегулирования в состав сегментов РИП включаются проекты государственного, социального значения, а также федеральные целевые программы.

      В состав сегментов РИП, государство, как территориальное образование и единый политический и экономический механизм, входит в  организационно-территориальное крыло, как целевой инвестор

    1. в инвестиционное крыло и в качестве государственных программ
    2. в инновационное крыло.

      Привлечение механизмов управления для регулирования  международной политической обстановки привлекается, например, министерство иностранных дел, а внутреннюю политическую стабильность контролирует министерство внутренних дел.

      Внутренняя и внешняя экономическая ситуация регулируется министерствами экономического развития и финансов, которые имеют возможность изменять макроэкономические показатели.

      Управление  рынком инновационных проектов, в частности контроль критерия эффективности РИП, изменение режимов регулирования рынком может взять на себя перспективный государственный комитет по инновационной политике (КИП). 62

      При реализации процесса принудительного регулирования главенствующую роль играют федеральные структуры в зависимости от потребностей текущей политической и экономической ситуации, например, министерство обороны в случае ведения боевых действий или министерство финансов при резком росте инфляционных показателей. В процессе формирования выходных ресурсных корзин образуется государственный бюджет и национальный валовой продукт. Таким образом, в процессе формирования и функционирования РИП государственные структуры принимают непосредственное участие в виде как существующих, так и перспективных образований.

      Рассмотрим  традиционные и перспективные модели рынков как объектов управления. При  использовании модели традиционного  товарного рынка производитель  создает товар, продавец занимается его реализацией за цену, устраивающую производителя и продавца. Замыкает схему потребитель, оплачивающий товар за устраивающую его цену, в соответствии со своими возможностями и потребностями.

      В качестве посредника между производителем и потребителем может выступать биржа, регулирующая цены на продукт в зависимости от колебаний характеристик спроса. Здесь биржевая структура выступает как субъект управления товарным рынком при формировании спектра товаров пользующихся спросом, формирования цен на эти продукты в зависимости от возможностей потребителя.

      При использовании модели рынка инновационных  проектов в качестве производителя  выступает цепь процессов, приводящая к созданию инновационного продукта. Модель производителя инновационного продукта сочетает в себе три вида ресурсов, в результате взаимодействия которых и создается инновационный продукт. Входной нематериальный ресурс, состоит из авторов инновационных идей и инновационных проектов различных типов, востребованных рынком или имеющих потенциальный спрос на готовый продукт.

      В качестве входного материального ресурса  выступает существующая или перспективная  материально-техническая или производственная база рынка инновационных проектов, способная производить инновационный  продукт. Входной финансовый ресурс представляет инвестор, способный финансировать инновационную идею, инновационное производство, выпускающее готовый продукт, и рассчитывающий окупить свои вложения после реализации инновационного товара.

      Взаимодействие  трех входных вышеперечисленных  ресурсов приводит к созданию перспективного товара. Модель производителя инновационного продукта совместно с посредником или продавцом определяет цели и задачи Государственного комитета по инновационной политике, где в качестве посредника выступают выходные ресурсные корзины или выходные структуры РИП при известных запросах потребителя, в качестве которого может выступать и государство.

      На  рис. 6. изображена укрупненная организационная структура Государственного комитета по инновационной политике (КИП), основной функцией которого является управление рынком инновационных проектов (РИП). Иерархическая структура КИП состоит из управлений, отделов, секторов, групп и т.п. Верхний уровень управлений состоит из трех структур: регистрационное управление, управление регулирования РИП, управление контроля ресурсов РИП.

        

      Рис. 6. Организационная структура Государственного комитета по инновационной политике 

      Регистрационное управление отвечает за набор инновационных проектов и формирование внутренних структур РИП, а также за сопровождение этих структур в процессе выполнения инновационных проектов или сегментов РИП. Управление регулирования РИП предназначено для организации процессов регулирования РИП с использованием механизмов управления различного назначения с применением институциональных образований различных видов.

      Управление  контроля ресурсов РИП фиксирует  уровень формирования выходных ресурсов и их соотношений и достигнутый, в результате работы РИП уровень научно-технического прогресса.

      Уровень отделов РИП сформирован в соответствии со структурой крыльев РИП, внешних институциональных образований и выходных ресурсных корзин. Регистрационному управлению подчиняются организационно-территориальный отдел, инвестиционный отдел и инновационный отдел, согласно организации крыльев РИП. Управлению регулирования РИП подчиняются отделы Стабилизации, Страхования и Экспертизы, согласно организации внешних институциональных образований РИП. Управлению контроля ресурсов РИП подчиняются производственный, финансовый и проектный отделы, в соответствии со структурой выходных ресурсных корзин РИП.63

Информация о работе Инновационные проекты как вид деятельности компании