Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствованию.
В процессе выполнения дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру инновационного потенциала на современном предприятии;
- изучить вопросы управления формированием и развитием инновационного потенциала предприятия;
- дать оценку инновационному потенциалу OOO «Гвоздика»;
- разработать методику оценки инновационного потенциала предприятия;

Файлы: 1 файл

Исследование и оценка инновационного потенциала.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Рост роли отдельных  субъектов хозяйственной деятельности, необходимость их целенаправленного  взаимодействия друг с другом и внешней  средой в границах, предусмотренных  механизмами рыночной и административной регуляции, ставит проблему формирования и использования их инновационного потенциала. Эффективное решение этой проблемы предусматривает выявление и использование существующих и перспективных рыночных возможностей, поддерживая определенный баланс внешних и внутренних возможностей, с целью достижения успеха у конкуренции, максимизации показателей прибыльности, достижения высокой благосклонности потребителей на рынке и тому подобное. Решение этой проблемы создает возможности трансформации стихийного, неуправляемого рыночными регуляторами или административно интуитивного поиска путей формирования инновационного потенциала предприятий в научно обоснованный, обеспечив переход на концепцию инновационного развития.

Оценка рыночного, производственного, экономического, финансового, кадрового  потенциала на текущий момент времени уже детально исследована и описана многими авторами. Однако проблема эффективной оценки инновационного потенциала организации остается открытой. По оценкам специалистов, инновационный потенциал конкретных предприятий востребован сегодня лишь на 7-10%. Огромные ресурсы креативности персонала остаются «в тени» и не реализуются.

Все современные экономические  теории указывают на то, что инновации  являются источником развития лишь при  условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды (атмосферы) для  их инициирования (рождения). В этой связи необходимо говорить только о потенциальной способности новых идей, продуктов и технологий создавать новые ценности, что проявляется в конкретных бизнес-процессах лишь под воздействием заинтересованности собственников и грамотного управления людьми.

Все вышеперечисленное несомненно обусловливает актуальность выбранной темы дипломного проекта, целесообразность разработки тематики исследования и оценки уровня инновационного потенциала предприятия.

Зарубежными и отечественными учеными проведена значительная работа в области создании фундаментальных основ и практического решения задач формирования и развития инновационного потенциала. Среди работ зарубежных авторов ведущее место занимают исследования М. Альберта, А. Водачека, П. Дракера, М. Мескона, Б. Санто, Б. Твисса, А. А. Томпсона, Ф. Хедоури, М. Хучека, Й. Шумпетера. Среди отечественных ученых следует выделить работы: Ю. П. Анисимова, С. В. Валдайцева, П. Н. Завлина, С. Д. Ильенковой, А. И. Пригожина, З. П. Румянцевой, Р. А. Фатхутдинова, А. И. Хорева, Ю. В. Шленова и других.

Целью дипломного проекта является  исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по  его оценке и совершенствованию.

В процессе выполнения дипломного проекта  были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и структуру инновационного потенциала  на современном предприятии;

- изучить вопросы управления  формированием и развитием инновационного  потенциала предприятия;

- дать оценку инновационному  потенциалу OOO «Гвоздика»;

- разработать методику  оценки инновационного потенциала  предприятия;

- предложить мероприятия  по совершенствованию инновационной деятельности предприятия и  произвести расчет эффективности предложенных мер.

Объектом данной работы является OOO «Гвоздика (DM Café).

Предметом данной работы является развитие инновационного потенциала предприятия.

К информационной базе данной дипломной работы относится учебная, справочная литература, нормативно-правовые акты, данные отчётности предприятия.

В дипломном проекте  применялись следующие методы исследования - экономический анализ, системный  подход, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования, факторный анализ, расчетный и др.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ

ИННОВАЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА

1.1 Инновационный  потенциал предприятия: сущность  и структура

В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.

В настоящий момент в  российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей.

Сложность определения  инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области.

Раскрытие сущности понятия  «инновационный потенциал» целесообразно  осуществлять через определение  его составных категорий. Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие «потенциал» характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия – это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым [18, с.34].

Инновация в соответствии с Международными стандартами в  статистике науки, техники и инноваций  – конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [8, с. 54].

В результате исследования и анализа  экономической литературы выявлены определения понятия «инновация», которые изложены в Приложении 1.

Принимая во внимание вышеизложенное, категорию «инновационный потенциал» вполне можно трактовать как способность системы к  трансформации фактического порядка  вещей в новое состояние с  целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т. п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Приведем здесь и  другие определения понятия инновационного потенциала.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т. е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям» [23, с. 78; 39, с. 64].

Таким образом, существуют различные понятия инновационного потенциала. Приведенные определения  не раскрывают всей его сущности, а  рассматривают лишь некоторые составные  части. В связи с этим разнятся подходы к определению структуры инновационного потенциала.

Некоторые исследователи  представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его  составляющих: ресурсной, внутренней и  результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает в себя следующие  основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

Результативная составляющая выступает отражением конечного  результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она выступает своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждаются тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования как инновационного потенциала, так и системы в целом.

Внутренняя составляющая представляет собой «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность  функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.

Структуру инновационного потенциала некоторые исследователи  изображают следующим образом (рисунок 1). Его основу составляют инновационная  инфраструктура предприятия совместно  с инновационными возможностями, которые  создаются за счет других компонент  потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес [20, с.45].

Однако вышеуказанное  определение структуры инновационного потенциала не раскрывает полностью его сущность.

На следующей схеме  представлена иная концепция структуры  инновационного потенциала (рисунок 2).

Рисунок 1- Структура инновационного потенциала

Рисунок 2 - Структура  инновационного потенциала

Исходя из предположения, что инновационный потенциал  представляет  собой систему взаимосвязанных  ресурсов и возможностей предприятия, его структуру можно представить  в виде иерархических колец, каждое из которых располагается по степени  важности для реализации конкретного инновационного проекта (на рисунке это заштрихованные области).

Инновационный потенциал  предприятия бессмысленно измерять без оценки способности его практической реализации. Поэтому особо отметим, что главным и ключевым ресурсом будет являться организационно-управленческий, т. е. способность менеджмента предприятия мобилизовать и организовать свои потенциальные возможности в единую систему с целью получения синергетического эффекта. Далее в соответствии с характеристикой инновационного проекта располагаются по иерархии и другие ресурсы. Чем ближе к центру, тем важнее наличие этой компоненты для его реализации. К примеру, для создания продукта, обладающего новыми свойствами, решающее значение будут иметь кадровый потенциал, наличие ученых, инженеров и конструкторов. В то же время для модернизации производства потребуются значительные финансовые и технические ресурсы предприятия.

Ранжирование составляющих инновационного потенциала позволяет  выявить критические факторы, влияющих на конечный результат. Но помимо ресурсов, необходимо наличие еще одного элемента для эффективной реализации инновационного потенциала, а именно развитой инновационной культуры. [33, с.134]

Инновационная культура не входит непосредственно в структуру  инновационного потенциала, но является его важной неотъемлемой частью. Под инновационной культурой следует понимать меру восприимчивости организации к нововведениям, опыт внедрения новых проектов, политику менеджмента в области инноваций, отношение персонала к новациям. С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере конкретной экономики - ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры - оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур. Итак, инновационный потенциал можно представить в виде, условно выражаясь, «пучка» векторов, направленных на конечный результат. Чем больше потенциал предприятия, тем вероятнее положительный исход инновационного проекта. Но необходимо учесть, что раскрытие инновационного потенциала наталкивается на преодоление внешних барьеров, таких как административные, технологические, инфраструктурные и пр.

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани