Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:16, дипломная работа
Целью дипломного проекта является исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствованию.
В процессе выполнения дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру инновационного потенциала на современном предприятии;
- изучить вопросы управления формированием и развитием инновационного потенциала предприятия;
- дать оценку инновационному потенциалу OOO «Гвоздика»;
- разработать методику оценки инновационного потенциала предприятия;
Уравнение регрессии имеет вид:
(22)
Скорректированный коэффициент детерминации , т. е. исключение из модели фактора практически не повлияло на ее качество.
Как видим, все параметры уравнения значимы ( -статистика больше 2,2 для всех параметров модели, кроме свободного члена).
Коэффициент 19,06 при означает, что при увеличении интегральной оценки финансового компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 1,9%; при увеличении интегральной оценки организационно-управленческого компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,5%; при увеличении интегральной оценки интеллектуального компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,6%.
Итак, получили модель , которой можно пользоваться для прогнозирования роста рентабельности продаж в зависимости от роста (развития) инновационного потенциала предприятия.
Итак, ООО «Гвоздика» должно в первую очередь развивать финансовый, организационно-управленческий и интеллектуальный компоненты. На данный момент их интегральные оценки соответственно равны 0,74, 0,59 и 0,34, что обеспечивает рентабельность продаж – 13,3%. Как видим, есть еще большие возможности для наращивания потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в результате исследования установлено, что инновационный потенциал предприятия - это мера готовности предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.
Основу структуры
Наиболее актуальной представляется разработка научно-обоснованных подходов к формированию инновационного потенциала, с использованием новых инструментов управления, таких как бенчмаркинг, при этом особое внимание следует уделять оценке инновационного потенциала предприятия (бенчмаркинг - это метод поиска наиболее эффективных инноваций на всех уровнях предприятия с целью увеличения его конкурентоспособности, успешно применяется в практике, как частного, так и государственного секторов экономики в зарубежных странах.
Систематизированные показатели комплексной оценки инновационного потенциала предприятия, являются взаимосвязанными. Но, поскольку их влияние в каждом из направлений, составляющих комплексную оценку потенциала предприятия, неравнозначно, возникает необходимость оценки системы показателей, которая интерпретировала бы влияние отдельных компонентов структуры на формирование инновационного потенциала.
В работе был представлен набор показателей, используемых при оценке инновационного потенциала, указано на целесообразность использовать обобщенную шкалу желательности, предложенную Е. Харрингтоном, для оценки показателей.
Описан эффективный инструмент оценки инновационных возможностей, а также выбора вероятно реализуемых стратегий технологического развития на основе исследования инновационно-финансовой устойчивости с целью исключения из числа рассматриваемых альтернатив невыполнимых (с точки зрения финансового обеспечения) проектов. Таким образом, можно избежать в дальнейшем проблемы упущенной выгоды, обусловленной замораживанием инновационных проектов.
Дана краткая характеристика
ООО «Гвоздика». В результате проведения
горизонтального и вертикальног
Проведенный анализ ликвидности баланса показал, что на конец 2009 года баланс удовлетворяет условиям абсолютно ликвидного баланса. Тот же результат дал анализ финансовых коэффициентов платежеспособности ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг.
Анализ финансовых результатов ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг. позволил признать ООО «Гвоздика» успешным предприятием с хорошей динамикой основных показателей.
Скоринговый анализ показал, что ООО «Гвоздика» принадлежит к первому классу предприятий, т. е. это организация с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютной платежеспособностью.
Сделан вывод о финансовой
возможности ведения
Показатель роста
Организационную структуру управления предприятием можно считать вполне удовлетворительной в целях обеспечения инновационного развития.
На предприятии материально поддерживается разумная инициатива на местах (основные новаторы - работники сервисной группы). Так возникла услуга «романтический ужин», «поздравление именинника» и др.
В главе 3, используя данные исследования, проводившиеся в 2009 году среди ресторанов среднеценового сегмента, была построена модель множественной регрессии с целью определения наиболее значимых компонентов инновационного потенциала предприятия.
Построенная модель со значимыми факторами имеет вид:
где - рентабельность продаж (по чистой прибыли), %;
- интегральная оценка финансового компонента инновационного потенциала;
- интегральная оценка организационно-управленческого компонента;
- интегральная оценка интеллектуального компонента.
Параметры модели имеют следующий содержательный смысл.
Коэффициент 19,06 при означает, что при увеличении интегральной оценки финансового компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 1,9%; при увеличении интегральной оценки организационно-управленческого компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,5%; при увеличении интегральной оценки интеллектуального компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,6%.
Как видим, у предприятия есть большие возможности для наращивания инновационного потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова С. В. Как узнать о ноу-хау? / Абрамова С. В. // ЭКО. - 2008.- № 8. - с. 111-114.
2. Афанасьева М. В., Давыдова Л. В. Финансовое обеспечение инновационной деятельности как фактора повышения деловой активности. // Финансы и кредит. - 2010.- № 2. - с. 66-78.
3. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия / А. И.Базилевич – М.: Юнити, 2009. - 232 с.
4. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Инновационный потенциал и модернизация экономики отечественный и зарубежный опыт / М. А Бендиков., И. Э. Фролов // Менеджмент в России и за рубежом -. 2006. - № 1 – с.23-27
5. Бойко А. И. Механизмы разделения рисков при финансировании инновационных проектов: европейский опыт и возможности его адаптации в российских условиях. / А. И.Бойко, С. В.Ратнер - 2010.- № 4. - с. 52-59.
6. Гвишиани Д. М. Теоретические аспекты исследования инновационного процесса и формирования инновационной политики / Д. М.Гвишиани, В. И.Громека // Инновационная политика развитых капиталистических государств. - М.: ВНИИСИ, 1990. - 5 с.
7. Гохберг Л. М. Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? / Л. М.Гохберг, И. А. Кузнецова // Форсайт. 2009. - № 2. - с. 28-46.
8. Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций / Валдайцев С. В. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 312 с.
9. Глущенко И. И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия И. И / Глущенко – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с.
10. Городов О. А. Правовая инноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности О. А./ Городов – М.: Юридическая Книга, 2008. - 408 с.
11. Грачева М. В. Управление рисками в инновационной деятельности / М. В Грачева, С. Ю. Ляпина– М.: Юнити-Дана, 2010. - 352 с.
12 Гумерова Г. И. Управление инновационными преобразованиями / Г. И. Гумерова– М.: Дело АНХ, 2010. – 140 с.
13. Давыдова Л. В. Инновации как фактор экономического роста / Л. В. Давыдова, С. А. Ильминская // Финансы и кредит. - 2007.- № 17. - с. 56-61.
14. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности (практикум). / Л. В. Донцова, Н. А Никифорова – М.: «Дело и сервис», 2004. – 144 с.
15. Дорофеев В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева / – М.: Феникс, 2009. – 442 с.
16. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. / П. Ф. Друкер– М.: Вильямс, 2009. – 432 с.
17. Дубина И. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики / И.Дубина – М.: Academia Academia , 2009. - 376 с.
18. Завлин П. Н. Основы инновационного менеджмента / П. Н.Завлин, Л. С. Барютин, А. К.Казанцев – М.: Экономика, 2004. – 475 с.
19.Елизарова Е. Ю. Мозаика наукоемкого бизнеса / Елизарова Е. Ю. // ЭКО. - 2009.- № 11. - с. 131-146.
20. Илышев А. М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности: учебное пособие / А. М. Илышев, Н.Н. Илышева, И. Н.Воропанова – М.: КноРус, 2005. – 240 с.
21.Инновационное развитие. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. – М.: Инфра-М, 2010. – 624 с.
22.Кравченко Н. А. К проблеме измерения и оценки национальных инновационных систем / Кравченко Н. А. // ЭКО. - 2010.- № 1. - с. 61-75.
23. Коэн Д. Суть перемен. Путеводитель: Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании / Д. Коэн – М.: Олимп-бизнес, 2007. – 320 с.
24. Круглов М. Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью / М. Г.Круглов – М.: Дело АНХ, 2009. – 336 с.
25. Кэмп Р. С. Бенчмаркинг бизнес процессов технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов / Р. С.Кэмп – М.: «Баланс Бизнес Букс», - 2004. – 416 с.
26. Ленчук Е. Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста. Мировой опыт и российские перспективы / Е. Б.Ленчук , Г. А. Власкин– М.: Либроком, 2009. – 288 с.
27. Лидбитер Чарльз. Мы-думаем. Массовые инновации, не массовое производство / Лидбитер Чарльз. – М.: Аквамариновая Книга, 2009. – 264 с.
28. Меррилл П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру / П. Меррилл– М.: Стандарты и качество, 2009. – 200 с.
29. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент / Ю. П.Морозов, А. И.Гаврилов, А. Г. Городнов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 472 с.
30. Основы инновационного менеджмента / Под редакцией В. В. Коссова. – М.: Магистр, 2009. - 432 с.
31. Парсаданов Г. А. Организация финансирования инновационной деятельности в городе Москве в условиях финансовой нестабильности / Г. А Парсаданов, С. Ю. Попков // Финансы и кредит. - 2010.- № 12. - с. 41-54.
32. Распопов В. М. Управление изменениями / Распопов В. М. – М.: Магистр, 2009. – 334 с.
33. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Р.Рейдер – М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. – 265 с.
34. Рычкова Н. В. Маркетинговые инновации / Н. В.Рычкова – М.: КноРус, 2009. – 226 с.
35.Семенова А. Управление инновационными процессами / А.Семенова // Экономист. - 2008.- № 5. - с. 46-53.
36. Саттон Р. Странные идеи, которые работают: 11 1/2 методов для продвижения, управления и поддержания инноваций / Р Саттон. – М.: Калидос Паблишинг, 2007. – 352 с.
37. Стерхова С. А. Инновационный продукт. Инструменты маркетинга / С. А. Стерхова– М.: Дело АНХ, 2009. – 296 с.
38. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент.: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов изд. 5-е, испр., доп. – СПб.: Питер, - 2007. – 448 с.
39. Феоктистов Н. А. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания / Феоктистов Н. А., Блюмин А. М., Печеная Л. Т. – М.: Дашков и К, 2008. – 352 с.
40. Хомкин К. А. Инновационный проект. Подготовка для инвестирования / К. А. Хомкин– М.: Дело АНХ, 2010. – 120 с.
41. Чувин В. А. Создание конкурентоспособной продукции. Концептуальный аспект / В. А.Чувин – М.: Либроком, 2009. – 232 с.
42. Шумпетер Й. История экономического анализа /. Й. О. Шумпетер – М.: Экономическая школа, 2004. – 1666 с.
43.Черемисина Т. П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? / Черемисина Т. П. // ЭКО. - 2009.- № 1. - с. 76-96.