Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствованию.
В процессе выполнения дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру инновационного потенциала на современном предприятии;
- изучить вопросы управления формированием и развитием инновационного потенциала предприятия;
- дать оценку инновационному потенциалу OOO «Гвоздика»;
- разработать методику оценки инновационного потенциала предприятия;

Файлы: 1 файл

Исследование и оценка инновационного потенциала.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Уравнение регрессии  имеет вид:

                           (22)

Скорректированный коэффициент  детерминации , т. е. исключение из модели фактора практически не повлияло на ее качество.

Как видим, все параметры  уравнения значимы ( -статистика больше 2,2 для всех параметров модели, кроме свободного члена).

Коэффициент 19,06 при  означает, что при увеличении интегральной оценки финансового компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 1,9%; при увеличении интегральной оценки организационно-управленческого компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,5%; при увеличении интегральной оценки интеллектуального компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,6%.

Итак, получили модель , которой можно пользоваться для прогнозирования роста рентабельности продаж в зависимости от роста (развития) инновационного потенциала предприятия.

Итак, ООО «Гвоздика» должно в первую очередь развивать  финансовый, организационно-управленческий и интеллектуальный компоненты. На данный момент их интегральные оценки соответственно равны 0,74, 0,59 и 0,34, что обеспечивает рентабельность продаж – 13,3%. Как видим, есть еще большие возможности для наращивания потенциала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате исследования установлено, что инновационный  потенциал предприятия - это мера готовности предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

Основу структуры инновационного потенциала составляют инновационная  инфраструктура предприятия совместно  с инновационными возможностями, которые  создаются за счет других компонент  потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес.

Наиболее актуальной представляется разработка научно-обоснованных подходов к формированию инновационного потенциала, с использованием новых инструментов управления, таких как бенчмаркинг, при этом особое внимание следует уделять оценке инновационного потенциала предприятия (бенчмаркинг - это метод поиска наиболее эффективных инноваций на всех уровнях предприятия с целью увеличения его конкурентоспособности, успешно применяется в практике, как частного, так и государственного секторов экономики в зарубежных странах.

Систематизированные показатели комплексной оценки инновационного потенциала предприятия, являются взаимосвязанными. Но, поскольку их влияние в каждом из направлений, составляющих комплексную оценку потенциала предприятия, неравнозначно, возникает необходимость оценки системы показателей, которая интерпретировала бы влияние отдельных компонентов структуры на формирование инновационного потенциала.

В работе был представлен  набор показателей, используемых при  оценке инновационного потенциала, указано  на целесообразность использовать обобщенную шкалу желательности, предложенную Е. Харрингтоном, для оценки показателей.

Описан эффективный инструмент оценки инновационных возможностей, а также выбора вероятно реализуемых стратегий технологического развития на основе исследования инновационно-финансовой устойчивости с целью исключения из числа рассматриваемых альтернатив невыполнимых (с точки зрения финансового обеспечения) проектов. Таким образом, можно избежать в дальнейшем проблемы упущенной выгоды, обусловленной замораживанием инновационных проектов.

Дана краткая характеристика ООО «Гвоздика». В результате проведения горизонтального и вертикального анализа баланса установлено, что все условия «хорошего баланса» выполнены – имущество предприятия растет, причем темпы роста оборотных активов превышают темпы роста внеоборотных активов, величина собственного капитала превышает величину заемного и темп роста собственного капитала выше темпа роста заемного; темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженностей отрицательны и приблизительно одинаковы, в балансе отсутствует статья «Непокрытый убыток», а доля собственных средств в оборотных активах гораздо больше 10%.

Проведенный анализ ликвидности баланса показал, что на конец 2009 года баланс удовлетворяет  условиям абсолютно ликвидного баланса. Тот же результат дал анализ финансовых коэффициентов платежеспособности ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг.

Анализ финансовых результатов ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг. позволил признать ООО «Гвоздика» успешным предприятием с хорошей динамикой основных показателей.

Скоринговый анализ показал, что ООО «Гвоздика» принадлежит  к первому классу предприятий, т. е. это организация с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютной платежеспособностью.

Сделан вывод о финансовой возможности ведения инновационной  деятельности, а также о том, что  с учетом больших возможностей по привлечению заемного капитала без  потери финансовой устойчивости, эти возможности многократно увеличиваются. На конец 2009 года ООО «Гвоздика» обладает высокой обеспеченностью собственными ресурсами, следовательно, реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований. Рекомендуемая стратегия инновационного развития – «Лидер» (освоение новых технологий).

Показатель роста инновационного потенциала для ООО «Гвоздика» в 2009 году составляет 1,04 по сравнению с «Трио» и 0,88 по сравнению с «Sante». Значения этих показателей говорят о том, что предприятию необходимо работать над развитием своего инновационного потенциала, хотя относительно конкурента «Трио» он находится на достаточно высоком уровне, проигрывая при этом «Sante».

Организационную структуру  управления предприятием можно считать вполне удовлетворительной в целях обеспечения инновационного развития.

На предприятии материально  поддерживается разумная инициатива на местах (основные новаторы - работники  сервисной группы). Так возникла услуга «романтический ужин», «поздравление именинника» и др.

В главе 3, используя данные исследования, проводившиеся в 2009 году среди ресторанов среднеценового сегмента, была построена модель множественной  регрессии с целью определения  наиболее значимых компонентов инновационного потенциала предприятия.

Построенная модель со значимыми  факторами имеет вид:

,

где - рентабельность продаж (по чистой прибыли), %;

- интегральная оценка финансового компонента инновационного потенциала;

- интегральная оценка организационно-управленческого компонента;

- интегральная оценка интеллектуального компонента.

Параметры модели имеют  следующий содержательный смысл.

Коэффициент 19,06 при означает, что при увеличении интегральной оценки финансового компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 1,9%; при увеличении интегральной оценки организационно-управленческого компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,5%; при увеличении интегральной оценки интеллектуального компонента на 0,1, рентабельность продаж возрастает на 0,6%.

Как видим, у предприятия  есть большие возможности для  наращивания инновационного потенциала.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова С. В. Как узнать о ноу-хау? / Абрамова С. В. // ЭКО. - 2008.- № 8. - с. 111-114.

2. Афанасьева М. В., Давыдова Л. В. Финансовое обеспечение инновационной деятельности как фактора повышения деловой активности. // Финансы и кредит. - 2010.- № 2. - с. 66-78.

3. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия / А. И.Базилевич – М.: Юнити, 2009. - 232 с.

4. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Инновационный потенциал и модернизация экономики отечественный и зарубежный опыт / М. А Бендиков., И. Э. Фролов // Менеджмент в России и за рубежом -. 2006. - № 1 – с.23-27

5. Бойко А. И. Механизмы разделения рисков при финансировании инновационных проектов: европейский опыт и возможности его адаптации в российских условиях. / А. И.Бойко, С. В.Ратнер  - 2010.- № 4. - с. 52-59.

6. Гвишиани Д. М. Теоретические аспекты исследования инновационного процесса и формирования инновационной политики / Д. М.Гвишиани, В. И.Громека // Инновационная политика развитых капиталистических государств. - М.: ВНИИСИ, 1990. - 5 с.

7. Гохберг Л. М. Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? / Л. М.Гохберг, И. А. Кузнецова // Форсайт. 2009. - № 2. - с. 28-46.

8. Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций / Валдайцев С. В. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 312 с.

9. Глущенко И. И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия И. И / Глущенко – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с.

10. Городов О. А. Правовая инноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности О. А./ Городов  – М.: Юридическая Книга, 2008. - 408 с.

11. Грачева М. В. Управление рисками в инновационной деятельности / М. В Грачева, С. Ю. Ляпина– М.: Юнити-Дана, 2010. - 352 с.

12 Гумерова Г. И. Управление инновационными преобразованиями / Г. И. Гумерова– М.: Дело АНХ, 2010. – 140 с.

13. Давыдова Л. В. Инновации как фактор экономического роста / Л. В. Давыдова, С. А. Ильминская // Финансы и кредит. - 2007.- № 17. - с. 56-61.

14. Донцова Л. В.  Анализ финансовой отчетности (практикум). / Л. В. Донцова, Н. А Никифорова  – М.: «Дело и сервис», 2004. – 144 с.

15. Дорофеев В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева / – М.: Феникс, 2009. – 442 с.

16. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. / П. Ф. Друкер– М.: Вильямс, 2009. – 432 с.

17. Дубина И. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики / И.Дубина – М.: Academia Academia , 2009. - 376 с.

18. Завлин П. Н. Основы инновационного менеджмента / П. Н.Завлин, Л. С. Барютин, А. К.Казанцев  – М.: Экономика, 2004. – 475 с.

19.Елизарова Е. Ю. Мозаика наукоемкого бизнеса / Елизарова Е. Ю. // ЭКО. - 2009.- № 11. - с. 131-146.

20. Илышев А. М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности: учебное пособие / А. М. Илышев, Н.Н. Илышева, И. Н.Воропанова – М.: КноРус, 2005. – 240 с.

21.Инновационное развитие. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. – М.: Инфра-М, 2010. – 624 с.

22.Кравченко Н. А. К проблеме измерения и оценки национальных инновационных систем / Кравченко Н. А. // ЭКО. - 2010.- № 1. - с. 61-75.

23. Коэн Д. Суть перемен. Путеводитель: Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании / Д. Коэн  – М.: Олимп-бизнес, 2007. – 320 с.

24. Круглов М. Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью / М. Г.Круглов – М.: Дело АНХ, 2009. – 336 с.

25. Кэмп Р. С. Бенчмаркинг бизнес процессов технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов / Р. С.Кэмп  – М.: «Баланс Бизнес Букс», - 2004. – 416 с.

26. Ленчук Е. Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста. Мировой опыт и российские перспективы /  Е. Б.Ленчук , Г. А. Власкин– М.: Либроком, 2009. – 288 с.

27. Лидбитер Чарльз. Мы-думаем. Массовые инновации, не массовое производство / Лидбитер Чарльз. – М.: Аквамариновая Книга, 2009. – 264 с.

28. Меррилл П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру / П.  Меррилл– М.: Стандарты и качество, 2009. – 200 с.

29. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент / Ю. П.Морозов, А. И.Гаврилов, А. Г. Городнов  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 472 с.

30. Основы инновационного менеджмента / Под редакцией В. В. Коссова. – М.: Магистр, 2009. - 432 с.

31. Парсаданов Г. А. Организация финансирования инновационной деятельности в городе Москве в условиях финансовой нестабильности / Г. А Парсаданов, С. Ю. Попков // Финансы и кредит. - 2010.- № 12. - с. 41-54.

32. Распопов В. М. Управление изменениями / Распопов В. М.  – М.: Магистр, 2009. – 334 с.

33. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Р.Рейдер  – М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. – 265 с.

34. Рычкова Н. В. Маркетинговые инновации / Н. В.Рычкова – М.: КноРус, 2009. – 226 с.

35.Семенова А. Управление инновационными процессами / А.Семенова // Экономист. - 2008.- № 5. - с. 46-53.

36. Саттон Р. Странные идеи, которые работают: 11 1/2 методов для продвижения, управления и поддержания инноваций / Р Саттон. – М.: Калидос Паблишинг, 2007. – 352 с.

37. Стерхова С. А. Инновационный продукт. Инструменты маркетинга / С. А. Стерхова– М.: Дело АНХ, 2009. – 296 с.

38. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент.: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов изд. 5-е, испр., доп. – СПб.: Питер, - 2007. – 448 с.

39. Феоктистов Н. А. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания / Феоктистов Н. А., Блюмин А. М., Печеная Л. Т.  – М.: Дашков и К, 2008. – 352 с.

40. Хомкин К. А. Инновационный проект. Подготовка для инвестирования / К. А. Хомкин– М.: Дело АНХ, 2010. – 120 с.

41. Чувин В. А. Создание конкурентоспособной продукции. Концептуальный аспект /  В. А.Чувин – М.: Либроком, 2009. – 232 с.

42. Шумпетер Й. История экономического анализа /. Й. О. Шумпетер – М.: Экономическая школа, 2004. – 1666 с.

43.Черемисина Т. П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? / Черемисина Т. П. // ЭКО. - 2009.- № 1. - с. 76-96.

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани