Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствованию.
В процессе выполнения дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру инновационного потенциала на современном предприятии;
- изучить вопросы управления формированием и развитием инновационного потенциала предприятия;
- дать оценку инновационному потенциалу OOO «Гвоздика»;
- разработать методику оценки инновационного потенциала предприятия;

Файлы: 1 файл

Исследование и оценка инновационного потенциала.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

В соответствии с методикой, изложенной в п.1.3, заполняем расчетную  таблицу 10 и определяем тип финансовой устойчивости предприятия. В нашем  случае на начало и конец 2008 года наблюдались кризисное и неустойчивое положения соответственно. К концу 2009 года имеет место абсолютная устойчивость финансового состояния - .

Излишек собственных  оборотных средств на конец 2009 года составил 25 тыс. руб., собственных и долгосрочных заемных источников – 43 тыс. руб., общей величины основных источников для формирования запасов - 52 тыс. руб.

Делаем вывод о финансовой возможности ведения инновационной  деятельности, а с учетом больших  возможностей по привлечению заемного капитала без потери финансовой устойчивости, эти возможности многократно увеличиваются.

Хороший результат также  дает использование интегральной оценки финансового состояния предприятия  на основе скорингового анализа [7, c.31-33]. Определение класса финансовой устойчивости ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг. по уровню финансового риска произведем в таблице 11.

 

Таблица 10 – Определение  типа финансовой устойчивости ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг.

Наименование показателя

Расчет, строка баланса или таблицы

01.01.2008

31.12.2008

31.12.2009

Отклонение

1. Источники собственных средств

P490

93

167

359

266

2. Основные средства и вложения

a190

143

107

136

-7

3. Наличие собственных оборотных  средств, СОС

1-2

-50

60

223

273

4. Долгосрочные кредиты и заемные  средства

P590

56

59

18

-38

5. Собственные и долгосрочные  заемные источники, КФ

3+4

6

119

241

235

6. Краткосрочные кредиты и заемные  средства

P610

42

57

9

-33

7. Общая величина основных источников  формирования, ВИ

5+6

48

176

250

202

8. Общая величина запасов и затрат, Зп

a210

123

157

198

75

9. Излишек (+) или недостаток (-):

-собственных оборотных средств,  Ф1

3-8

-173

-97

25

198

-собственных и долгосрочных  заемных средств, Ф3

5-8

-117

-38

43

160

-общей величины основных источников  формирования запасов и затрат, Ф3

7-8

-75

19

52

127

10. Трехкомпонентный показатель  типа финансовой устойчивости, S

 

{0,0,0,}

{0,0,1}

{1,1,1}

-


Как видно из таблицы 11, сумма баллов, набранных предприятием к концу 2009 года, равна 99,5, т. е. принадлежит  диапазону (100;97,6).

ООО «Гвоздика» принадлежит  к первому классу, т. е. это организация  с абсолютной финансовой устойчивостью  и абсолютной платежеспособностью.

Таблица 11 – Определение класса финансовой устойчивости ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг. по уровню финансового риска

Показатели

01.01.2008

31.12.2008

31.12.2009

фактическое значение

баллы

фактическое значение

баллы

фактическое значение

баллы

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,173

3,4

0,281

5,6

1,019

14

2. Коэффициент быстрой ликвидности

0,268

1,3

0,368

1,8

1,212

11

3. Коэффициент покрытия (текущей  ликвидности)

1,125

3,6

2,096

20

5,635

20

4. Доля оборотных средств в  активах

0,569

10

0,691

10

0,683

10

5. Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами в части  формирования оборотных активов

-0,265

0

0,251

5

0,761

12,5

6. Коэффициент капитализации (плечо  финансового рычага, коэффициент  привлечения)

2,570

0

1,072

13,7

0,195

17

7. Коэффициент автономии (финансовой  независимости)

0,280

0,4

0,483

7,6

0,837

10

8. Коэффициент финансовой устойчивости

0,449

1

0,653

3

0,879

5

ИТОГО

 

19,7

 

66,7

 

99,5

КЛАСС

 

4

 

2

 

1


Итак, на конец 2009 года ООО «Гвоздика» обладает высокой обеспеченностью  собственными ресурсами, следовательно, реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований. Рекомендуемая стратегия инновационного развития – «Лидер» (освоение новых технологий).

Для расчёта уровня инновационного потенциала, прежде всего, необходимо определить оценки показателей инновационного потенциала для исследуемого предприятия и рассмотреть аналогичные для предприятий – ближайших конкурентов. Что касается ООО «Гвоздика», то предприятие в текущем году получило доступ к результатам комплексного исследования рынка, которое проводилось в 2009 году. В частности, были исследованы ряд небольших ресторанов среднеценового сегмента, таких, как ООО «Гвоздика».

Необходимо отметить, что инновационный потенциал  ООО «Гвоздика» в первую очередь  ограничен отсутствием отдельного инновационного подразделения. Так  ООО «Гвоздика» пользуясь связями с другими кафе сети Daily Meal, использует их разработки для производства собственной оригинальной продукции.

Поэтому целесообразно  рассматривать инновационный потенциал  исследуемого кафе с точки зрения второго уровня оценки инновационного потенциала, внедрения и коммерциализации инноваций, в соответствии с факторами и показателями оценки уровня инновационного потенциала предприятия, приведенными в Приложении 3.

Рассмотрим оценки показателей  уровня инновационного потенциала предприятия  для ООО «Гвоздика» и его ближайших конкурентов при помощи таблицы 12. Необходимо отметить, что здесь количественные показатели оценены в стоимостном или натуральном измерении, а качественные – в баллах (б) по 5-балльной шкале.

В таблице 13 произведен расчёт показателя роста инновационного потенциала ООО «Гвоздика» по сравнению с предприятиями общественного питания «Трио» и «Sante» (здесь - отношение -го показателя ООО «Гвоздика» к аналогичному показателю «Трио»; - отношение -го показателя ООО «Гвоздика» к аналогичному показателю «Sante»).

Таблица 12 - Сравнение оценок показателей уровня инновационного потенциала кафе

Показатели для оценки

Экспертные оценки

Ценность для клиента

ООО «Гвоздика»

«Трио»

«Sante»

1. Новизна инновации

1.1

Уровень новизны инновации (б)

3

2

3

2. Качество инновации

2.1

Индекс качества инновации

1,32

1,11

1,44

3. Цена инновации

3.1

Индекс экономических параметров

1,28

1,12

1,24

4. Обслуживание инновации

4.1

Уровень обслуживания клиента (б)

5

5

4

Критерии и показатели ценности для предприятия

     

5. Прибыльность

5.1

Величина чистой прибыли в текущем  году, руб.

3 480

3 120

4 780

 

5.2

Показатель прибыльности (рентабельности) реализованной инновации (предприятия), %

8

12

11

 

5.3

Коэффициент прибыльности общего капитала

0,3

0,32

0,28

6. Конкуренто-

способность

6.1

Интегральный показатель конкурентоспособности  товара (за образец взяты товары ООО "Гвоздика")

1

0,94

1,07

 

6.2

Количество (объем, руб.) экспортированных товаров (услуг, технологий) в текущем году

0

0

0

 

6.3

Часть новых товаров (услуг, технологий) в годовых объемах продажи  в текущем году, %

16

16

18

7. Рыночные позиции

7.1

Часть рынка предприятия в отрасли  на рынке города, 1/1000 %

8

5

12

 

7.2

Часть рынка важнейшего конкурента, %

12

12

21

 

7.3

Показатель благосклонности (лояльности) потребителей (б)

4

5

4

 

7.4

Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации

0

0

2

 

7.5

Оценка сформированного имиджа предприятия (б)

4

4

4

 

7.6

Уровень сотрудничества с партнерами (б)

5

4

3


Таким образом, показатель роста инновационного потенциала для ООО «Гвоздика» составляет 1,04 по сравнению с «Трио» и 0,88 по сравнению с «Sante».

Таблица 13 - Расчёт показателя роста инновационного потенциала ООО «Гвоздика»

№ показателя для оценки

Вес показателя

Индекс 1 (в сравнении с «Трио»)

Индекс 2 (в сравнении с «Sante»)

1.1

0,22

1,50

1,00

0,33

0,22

2.1

0,11

1,19

0,92

0,13

0,10

3.1

0,08

1,14

1,03

0,09

0,08

4.1

0,06

1,00

1,25

0,06

0,08

5.1

0,03

1,12

0,73

0,03

0,02

5.2

0,11

0,67

0,73

0,07

0,08

5.3

0,03

0,94

1,07

0,03

0,03

6.1

0,09

1,06

0,93

0,10

0,08

6.2

0,07

0,00

0,00

0,00

0,00

6.3

0,05

1,00

0,89

0,05

0,04

7.1

0,02

1,60

0,67

0,03

0,01

7.2

0,02

1,00

0,57

0,02

0,01

7.3

0,03

0,80

1,00

0,02

0,03

7.4

0,02

0,00

0,00

0,00

0,00

7.5

0,03

1,00

1,00

0,03

0,03

7.6

0,03

1,25

1,67

0,04

0,05

Итого

1

-

-

1,04

0,88


Эти показатели отображают уровень инновационного потенциала предприятия относительно ближайших конкурентов. Значения этих показателей говорят о том, что предприятию необходимо работать над развитием своего инновационного потенциала, хотя относительно конкурента «Трио» он находится на достаточно высоком уровне, проигрывая при этом «Sante».

Этого можно достигнуть путём разработки и внедрения  новых товаров и услуг, а также  совершенствования старых.

Забегая вперед, отметим, что большинство внедренных за последнее  время инноваций, касается исключительно  сферы услуг. Так возникла услуга «романтический ужин», для чего было закуплено несколько складных ширм для изоляции заказанных столиков от остального зала, «поздравление именинника» коллективом кафе, исполнение на заказ «песен под Пресли, Маккартни, Челентано, Хьюстон, Розенбаума и т. д.» в зависимости от возраста и предпочтений клиента и др.

2.3 Оценка соответствия организационной структуры управления потребностям инновационного развития ООО «Гвоздика»

Рассмотрим описание организационной структуры управления исследуемого предприятия с выделением основных функциональных подразделений. Цель состоит в оценке соответствия организационной структуры управления предприятия потребностям его инновационного развития. Методика этой оценки исходит из того положения, что реализация каждой стадии инновационного цикла предприятия должна обеспечиваться одним или несколькими функциональными подразделениями структуры управления путем реализации функций управления: планирования, организации, стимулирования и контроля. Иначе это положение можно сформулировать как гипотезу соответствия структуры управления структуре инновационного цикла.

Для проверки этой гипотезы предлагается следующая структура  инновационного цикла предприятия (рисунок 7).

Структура инновационного цикла является сугубо индивидуальной для каждого предприятия. Так характер выпускаемой продукции (например, продуктов питания) исключает необходимость послепродажного обслуживания, а производственная интеграция с материнской компанией может исключать необходимость трансакций по снабжению и комплектации, превращая их в элемент внутрифирменных производственных связей.

Поэтому идентификацию  структуры инновационного цикла  предприятия следует производить  с учетом анализа внутренних и  внешних факторов его функционирования, который одновременно позволяет  оценить содержание отдельных функций каждого структурного подразделения системы управления.

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани