Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:16, дипломная работа
Целью дипломного проекта является исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствованию.
В процессе выполнения дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру инновационного потенциала на современном предприятии;
- изучить вопросы управления формированием и развитием инновационного потенциала предприятия;
- дать оценку инновационному потенциалу OOO «Гвоздика»;
- разработать методику оценки инновационного потенциала предприятия;
В соответствии с методикой, изложенной в п.1.3, заполняем расчетную таблицу 10 и определяем тип финансовой устойчивости предприятия. В нашем случае на начало и конец 2008 года наблюдались кризисное и неустойчивое положения соответственно. К концу 2009 года имеет место абсолютная устойчивость финансового состояния - .
Излишек собственных оборотных средств на конец 2009 года составил 25 тыс. руб., собственных и долгосрочных заемных источников – 43 тыс. руб., общей величины основных источников для формирования запасов - 52 тыс. руб.
Делаем вывод о финансовой
возможности ведения
Хороший результат также
дает использование интегральной оценки
финансового состояния
Таблица 10 – Определение типа финансовой устойчивости ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг.
Наименование показателя |
Расчет, строка баланса или таблицы |
01.01.2008 |
31.12.2008 |
31.12.2009 |
Отклонение |
1. Источники собственных средств |
P490 |
93 |
167 |
359 |
266 |
2. Основные средства и вложения |
a190 |
143 |
107 |
136 |
-7 |
3. Наличие собственных оборотных средств, СОС |
1-2 |
-50 |
60 |
223 |
273 |
4. Долгосрочные кредиты и |
P590 |
56 |
59 |
18 |
-38 |
5. Собственные и долгосрочные заемные источники, КФ |
3+4 |
6 |
119 |
241 |
235 |
6. Краткосрочные кредиты и |
P610 |
42 |
57 |
9 |
-33 |
7. Общая величина основных |
5+6 |
48 |
176 |
250 |
202 |
8. Общая величина запасов и затрат, Зп |
a210 |
123 |
157 |
198 |
75 |
9. Излишек (+) или недостаток (-): | |||||
-собственных оборотных |
3-8 |
-173 |
-97 |
25 |
198 |
-собственных и долгосрочных заемных средств, Ф3 |
5-8 |
-117 |
-38 |
43 |
160 |
-общей величины основных |
7-8 |
-75 |
19 |
52 |
127 |
10. Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости, S |
{0,0,0,} |
{0,0,1} |
{1,1,1} |
- |
Как видно из таблицы 11, сумма баллов, набранных предприятием к концу 2009 года, равна 99,5, т. е. принадлежит диапазону (100;97,6).
ООО «Гвоздика» принадлежит к первому классу, т. е. это организация с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютной платежеспособностью.
Таблица 11 – Определение класса финансовой устойчивости ООО «Гвоздика» в 2008-2009 гг. по уровню финансового риска
Показатели |
01.01.2008 |
31.12.2008 |
31.12.2009 | |||
фактическое значение |
баллы |
фактическое значение |
баллы |
фактическое значение |
баллы | |
1. Коэффициент абсолютной |
0,173 |
3,4 |
0,281 |
5,6 |
1,019 |
14 |
2. Коэффициент быстрой |
0,268 |
1,3 |
0,368 |
1,8 |
1,212 |
11 |
3. Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) |
1,125 |
3,6 |
2,096 |
20 |
5,635 |
20 |
4. Доля оборотных средств в активах |
0,569 |
10 |
0,691 |
10 |
0,683 |
10 |
5. Коэффициент обеспеченности |
-0,265 |
0 |
0,251 |
5 |
0,761 |
12,5 |
6. Коэффициент капитализации ( |
2,570 |
0 |
1,072 |
13,7 |
0,195 |
17 |
7. Коэффициент автономии ( |
0,280 |
0,4 |
0,483 |
7,6 |
0,837 |
10 |
8. Коэффициент финансовой |
0,449 |
1 |
0,653 |
3 |
0,879 |
5 |
ИТОГО |
19,7 |
66,7 |
99,5 | |||
КЛАСС |
4 |
2 |
1 |
Итак, на конец 2009 года ООО «Гвоздика» обладает высокой обеспеченностью собственными ресурсами, следовательно, реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований. Рекомендуемая стратегия инновационного развития – «Лидер» (освоение новых технологий).
Для расчёта уровня инновационного потенциала, прежде всего, необходимо определить оценки показателей инновационного потенциала для исследуемого предприятия и рассмотреть аналогичные для предприятий – ближайших конкурентов. Что касается ООО «Гвоздика», то предприятие в текущем году получило доступ к результатам комплексного исследования рынка, которое проводилось в 2009 году. В частности, были исследованы ряд небольших ресторанов среднеценового сегмента, таких, как ООО «Гвоздика».
Необходимо отметить,
что инновационный потенциал
ООО «Гвоздика» в первую очередь
ограничен отсутствием
Поэтому целесообразно
рассматривать инновационный
Рассмотрим оценки показателей уровня инновационного потенциала предприятия для ООО «Гвоздика» и его ближайших конкурентов при помощи таблицы 12. Необходимо отметить, что здесь количественные показатели оценены в стоимостном или натуральном измерении, а качественные – в баллах (б) по 5-балльной шкале.
В таблице 13 произведен расчёт показателя роста инновационного потенциала ООО «Гвоздика» по сравнению с предприятиями общественного питания «Трио» и «Sante» (здесь - отношение -го показателя ООО «Гвоздика» к аналогичному показателю «Трио»; - отношение -го показателя ООО «Гвоздика» к аналогичному показателю «Sante»).
Таблица 12 - Сравнение оценок показателей уровня инновационного потенциала кафе
Показатели для оценки |
Экспертные оценки | ||||
Ценность для клиента |
ООО «Гвоздика» |
«Трио» |
«Sante» | ||
1. Новизна инновации |
1.1 |
Уровень новизны инновации (б) |
3 |
2 |
3 |
2. Качество инновации |
2.1 |
Индекс качества инновации |
1,32 |
1,11 |
1,44 |
3. Цена инновации |
3.1 |
Индекс экономических |
1,28 |
1,12 |
1,24 |
4. Обслуживание инновации |
4.1 |
Уровень обслуживания клиента (б) |
5 |
5 |
4 |
Критерии и показатели ценности для предприятия |
|||||
5. Прибыльность |
5.1 |
Величина чистой прибыли в текущем году, руб. |
3 480 |
3 120 |
4 780 |
5.2 |
Показатель прибыльности (рентабельности) реализованной инновации (предприятия), % |
8 |
12 |
11 | |
5.3 |
Коэффициент прибыльности общего капитала |
0,3 |
0,32 |
0,28 | |
6. Конкуренто- способность |
6.1 |
Интегральный показатель конкурентоспособности товара (за образец взяты товары ООО "Гвоздика") |
1 |
0,94 |
1,07 |
6.2 |
Количество (объем, руб.) экспортированных товаров (услуг, технологий) в текущем году |
0 |
0 |
0 | |
6.3 |
Часть новых товаров (услуг, технологий) в годовых объемах продажи в текущем году, % |
16 |
16 |
18 | |
7. Рыночные позиции |
7.1 |
Часть рынка предприятия в отрасли на рынке города, 1/1000 % |
8 |
5 |
12 |
7.2 |
Часть рынка важнейшего конкурента, % |
12 |
12 |
21 | |
7.3 |
Показатель благосклонности (лояльности) потребителей (б) |
4 |
5 |
4 | |
7.4 |
Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации |
0 |
0 |
2 | |
7.5 |
Оценка сформированного имиджа предприятия (б) |
4 |
4 |
4 | |
7.6 |
Уровень сотрудничества с партнерами (б) |
5 |
4 |
3 |
Таким образом, показатель роста инновационного потенциала для ООО «Гвоздика» составляет 1,04 по сравнению с «Трио» и 0,88 по сравнению с «Sante».
Таблица 13 - Расчёт показателя роста инновационного потенциала ООО «Гвоздика»
№ показателя для оценки |
Вес показателя |
Индекс 1 (в сравнении с «Трио») |
Индекс 2 (в сравнении с «Sante») | ||
1.1 |
0,22 |
1,50 |
1,00 |
0,33 |
0,22 |
2.1 |
0,11 |
1,19 |
0,92 |
0,13 |
0,10 |
3.1 |
0,08 |
1,14 |
1,03 |
0,09 |
0,08 |
4.1 |
0,06 |
1,00 |
1,25 |
0,06 |
0,08 |
5.1 |
0,03 |
1,12 |
0,73 |
0,03 |
0,02 |
5.2 |
0,11 |
0,67 |
0,73 |
0,07 |
0,08 |
5.3 |
0,03 |
0,94 |
1,07 |
0,03 |
0,03 |
6.1 |
0,09 |
1,06 |
0,93 |
0,10 |
0,08 |
6.2 |
0,07 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.3 |
0,05 |
1,00 |
0,89 |
0,05 |
0,04 |
7.1 |
0,02 |
1,60 |
0,67 |
0,03 |
0,01 |
7.2 |
0,02 |
1,00 |
0,57 |
0,02 |
0,01 |
7.3 |
0,03 |
0,80 |
1,00 |
0,02 |
0,03 |
7.4 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7.5 |
0,03 |
1,00 |
1,00 |
0,03 |
0,03 |
7.6 |
0,03 |
1,25 |
1,67 |
0,04 |
0,05 |
Итого |
1 |
- |
- |
1,04 |
0,88 |
Эти показатели отображают уровень инновационного потенциала предприятия относительно ближайших конкурентов. Значения этих показателей говорят о том, что предприятию необходимо работать над развитием своего инновационного потенциала, хотя относительно конкурента «Трио» он находится на достаточно высоком уровне, проигрывая при этом «Sante».
Этого можно достигнуть путём разработки и внедрения новых товаров и услуг, а также совершенствования старых.
Забегая вперед, отметим, что большинство внедренных за последнее время инноваций, касается исключительно сферы услуг. Так возникла услуга «романтический ужин», для чего было закуплено несколько складных ширм для изоляции заказанных столиков от остального зала, «поздравление именинника» коллективом кафе, исполнение на заказ «песен под Пресли, Маккартни, Челентано, Хьюстон, Розенбаума и т. д.» в зависимости от возраста и предпочтений клиента и др.
2.3 Оценка соответствия организационной структуры управления потребностям инновационного развития ООО «Гвоздика»
Рассмотрим описание
организационной структуры
Для проверки этой гипотезы предлагается следующая структура инновационного цикла предприятия (рисунок 7).
Структура инновационного цикла является сугубо индивидуальной для каждого предприятия. Так характер выпускаемой продукции (например, продуктов питания) исключает необходимость послепродажного обслуживания, а производственная интеграция с материнской компанией может исключать необходимость трансакций по снабжению и комплектации, превращая их в элемент внутрифирменных производственных связей.
Поэтому идентификацию
структуры инновационного цикла
предприятия следует