Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является исследование теоретических основ инновационного потенциала предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствованию.
В процессе выполнения дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру инновационного потенциала на современном предприятии;
- изучить вопросы управления формированием и развитием инновационного потенциала предприятия;
- дать оценку инновационному потенциалу OOO «Гвоздика»;
- разработать методику оценки инновационного потенциала предприятия;

Файлы: 1 файл

Исследование и оценка инновационного потенциала.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Определяется условиями  , , , .

3) неустойчивое финансовое  состояние, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

Определяется условиями  , , , .

4) кризисное финансовое  состояние, когда у предприятия отсутствуют источники покрытия затрат.

Определяется условиями  , , , .

Развитие существующей методики и  включение в состав анализируемых затрат издержек, связанных с разработкой и внедрением новых и/или улучшающих технологий, позволит ответить на вопрос: под силу ли данному предприятию наряду с формированием ресурсов, необходимых для текущей производственно-хозяйственной деятельности, еще и реализация выбранной стратегии инновационного развития. Иначе говоря, при таком подходе можно проанализировать инновационные возможности (потенциал) предприятия по эффективному обеспечению существующих и вновь осваиваемых технологий. Для этого при оценке соответствия имеющихся и требуемых средств по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности в состав анализируемых затрат следует включить также и инновационные потребности, которые необходимы для внедрения в хозяйственный оборот новой, или базисной технологии ( ) и/или улучшающей ( ).

Подставив в формулы  расчета абсолютного, нормального  и неустойчивого финансового  состояния затраты на разработку и внедрение базисных и/или улучшающих инноваций, получим величины, дающие оценку достаточности (потенциала) источников не только для покрытия текущих производственно-хозяйственных запасов и затрат, но и инновационных издержек, связанных с реализацией тех или иных инновационных проектов. В связи с этим расчет источников формирования результатов и затрат для обеспечения производственного процесса и инновационного развития примет следующий вид.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных  оборотных средств для обеспечения  производственного процесса и для  внедрения базисных и улучшающих технологий:

( )                           (14)

где - запасы и затраты (стр. 210 и стр. 220 разд. II баланса «Оборотные активы»).

, – затраты, необходимые на освоение базисных и/или улучшающих инноваций, соответственно.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств  и долгосрочных заемных источников формирования производственно-хозяйственных  запасов и внедренческих затрат:

,

( )                                                  (15)

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:

,

( )                                           (16)

Показатели обеспеченности производственно-хозяйственных  запасов и затрат, а также издержек по реализации стратегий инновационного развития источниками их формирования ( , , ) могут также являться базой для классификации инновационно-финансовой устойчивости, или инновационного потенциала предприятия.

При определении инновационного потенциала можно также использовать трехмерный (трехкомпонентный) показатель:

,                                    (17)

где , , .

Функция определяется следующим образом:

                                                  (18)

С учетом определяемых значений функции  можно выделить четыре основных типа инновационного потенциала предприятия, позволяющих ответить на вопрос: под силу ли предприятию внедрение новой технологии в хозяйственный оборот при одновременном обеспечении финансовых потребностей текущей производственно-хозяйственной деятельности?

Сгруппируем и представим в таблице 3 возможные типы инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.

Таблица 3 - Типы инновационного потенциала предприятий

Источники покрытия затрат и показатель инновационного потенциала

Краткая характеристика типа инновационного потенциала предприятий

Рекомендуемая стратегия инновационного развития

Высокие инновационные  возможности

Собственные средства,

Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований.

Лидер – освоение новых  технологий

Средние инновационные возможности

Собственные средства плюс долгосрочные кредиты,

Нормальная финансовая обеспеченность производства необходимыми ресурсами. Для эффективного вовлечения новых  технологий в хозяйственный оборот необходимо использование некоторого объема заемных средств.

Последователь или лидер  – освоение новых или улучшающих технологий

Низкие инновационные  возможности

Собственные средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и  займы,

Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегий инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников.

Последователь – освоение улучшающих технологий

Нулевые инновационные возможности

Дефицит или отсутствие источников формирования затрат.


Как видим, оценка инновационного потенциала позволяет, прежде всего, проанализировать финансовую устойчивость предприятия  к инновационному развитию. Определение на этой основе типа инновационного потенциала позволяет проконтролировать правильность выбранного направления инновационного развития с позиций современного и дальнейшего финансового состояния предприятия. Сформированный метод может стать содержательной основой формирования стратегии инновационного развития и эффективной коммерциализации новых технологий.

У предприятий появляется эффективный инструмент оценки инновационных  возможностей, а также выбора вероятно реализуемых стратегий технологического развития. На этапе разработки стратегических планов предприятие может исключить из числа рассматриваемых альтернатив невыполнимые (с точки зрения финансового обеспечения) проекты и избежать в дальнейшем проблемы упущенной выгоды, обусловленной замораживанием инновационных проектов. [6, с.153].

Следует отметить, что  рассмотренный метод является упрощенным, стартовым. Если в результате данного  анализа получим, что  , проводить дальнейшую оценку нецелесообразно. Получив же положительный результат, далее следует провести комплексную оценку потенциала в соответствии с методикой, изложенной в первой половине раздела.

 

2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ООО «ГВОЗДИКА»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Гвоздика»

OOO «Гвоздика» (DM Café, м. Славянский бульвар) работает на рынке услуг общественного питания с 2000 г.

Согласно уставу OOO «Гвоздика» является обществом с ограниченной ответственностью и является юридическим  лицом. Юридический адрес: 121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д.58, стр. 7. Фактический адрес: 121357, г. Москва, ул. Верейская, д.9. Тел./факс: (495) 648-7594.

Вот уже десять лет  как ООО «Гвоздика» прочно занимает свою нишу в сфере предоставления услуг питания. Исторически сложившееся  место положения DM Café определяет его ориентацию на потребителя. Кафе расположено бок о бок с Московской Финансово-юридической Академией и бизнес-центрами Верейская Плаза, чьи работники составляют основную проходимость кафе во время ланча.

DM Café располагает тремя  залами - на 15, 35 и 70 человек, каждый оформлен в своем стиле. Большой зал предназначен для проведения банкетов, а два других с разной ценовой политикой и кухней ориентированы на посетителей с 10.00 до 16.00, то есть на время ланча. И если в одном зале клиент оставляет определенную плату за обслуживание, то в другом он может сэкономить на самообслуживании. После 16.00 средний зал легко трансформируется в теннисный клуб, ориентированный на офисных работников, желающих расслабиться после трудового дня, в то время как малый зал становится спорт-баром, где за кружкой холодного пива и шашлыком, приготовленным на углях, можно поболеть за любимую футбольную команду.

Направленность кухни  бара-восточная, в основном традиционные узбекские блюда. Таким образом, работа кафе построена с выгодой для себя и с интересом для гостя. Помимо стационарного предоставления услуг питания DM Café занимается доставкой готовых обедов в офисы и на предприятия, а также снабжением кулинарией продуктовых магазинов. Таким образом, мы отметили основные бизнес-процессы компании и идею самого кафе.

На сегодняшний день сеть точек питания DM Café состоит из 3 самостоятельных кафе, расположенных в разных районах Москвы.

Основные виды деятельности ООО «Гвоздика»:

- организация общественного  питания;

- производство и реализация продукции общественного питания, пищевой продукции и полуфабрикатов, обеденной продукции, горячих, холодных, десертных блюд, закусок и напитков; а также реализация продовольственных товаров, не подлежащих длительному хранению, икры осетровых и лососевых рыб, готовой деликатесной продукции, и т. п.;

- розничная торговля  пивом, прохладительными напитками,  сухими и креплёными винами, водочными,  коньячными изделиями (ликёром,  ромом, бренди), другими алкогольными, а также табачными изделиями  и шоколадом в установленном законодательством порядке;

- проведение банкетов, обслуживание свадеб, юбилеев, торжеств  и ритуалов;

- оказание сервисных  услуг по заказам населения  (доставка еды);

- создание собственной  производственной инфраструктуры, включая производственные и перерабатывающие мощности, складские и другие вспомогательные объекты, транспорт и сбытовую сеть (оптовую/розничную) и управление ими;

- осуществление внедрения  новых технологий приготовления,  расширения ассортимента и повышения  качества продукции общественного питания.

На рисунке 5 представлена структура выручки по основным направления  деятельности OOO «Гвоздика».

Рисунок 5 - Структура  выручки по основным направления  деятельности ООО «Гвоздика»

Из рисунка 5 видно, что  основным направлением работы компании является организация стационарного питания (67,9% выручки приходится именно на этот вид деятельности).

Помимо основных услуг, посетителям DM Café предлагается воспользоваться  дополнительными услугами, самой  востребованной из которых является бизнес-ланч.

В целях следующего подраздела (оценка инновационного потенциала) проведем анализ финансовой устойчивости и платежеспособности ООО «Гвоздика».

Используя данные бухгалтерского баланса (Приложение 4) заполним таблицы 4 и 5 и проанализируем динамику и структуру активов и пассивов предприятия за 2 года.

Таблица 4 - Аналитическая таблица для проведения горизонтального и вертикального анализа активов ООО «Гвоздика»

Показатели

Код строки

Сумма, тыс. руб.

Абсолютное отклонение (+,-), тыс. руб.

Доля актива, %

Отклонение доли, %

Темп роста, %

01.01.2008

31.12.2008

31.12.2009

31.12.2008-1.01.2008

31.12.2009-1.01.2009

01.01.2008

31.12.2008

31.12.2009

31.12.2008-1.01.2008

31.12.2009-1.01.2009

31.12.2008/1.01.2008

31.12.2009/1.01.2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

I. Внеоборотные  активы

                         

Нематериальные активы

110

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-

-

Основные средства

120

126

107

136

-19

29

38,0

30,9

31,7

-7,0

0,8

84,9

127,1

Незавершенное строительство

130

17

0

0

-17

0

5,1

0,0

0,0

-5,1

0,0

0,0

-

Доходные вложения в  материальные ценности

135

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-

-

Долгосрочные финансовые вложения

140

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-

-

Отложенные налоговые  активы

145

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-

-

Прочие внеоборотные активы

150

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

-

-

Итого по разделу I

190

143

107

136

-36

29

43,1

30,9

31,7

-12,1

0,8

74,8

127,1

II. Оборотные  активы

                     

-

-

Запасы

210

123

157

198

34

41

37,0

45,4

46,2

8,3

0,8

127,6

126,1

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям

220

8

19

9

11

-10

2,4

5,5

2,1

3,1

-3,4

237,5

47,4

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 мес. после отчетной даты)

230

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

   

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты)

240

16

10

10

-6

0

4,8

2,9

2,3

-1,9

-0,6

62,5

100,0

Краткосрочные финансовые вложения

250

0

6

15

6

9

0,0

1,7

3,5

1,7

1,8

-

250,0

Денежные средства

260

29

26

38

-3

12

8,7

7,5

8,9

-1,2

1,3

89,7

146,2

Прочие оборотные активы

270

13

21

23

8

2

3,9

6,1

5,4

2,2

-0,7

161,5

109,5

Итого по разделу II

290

189

239

293

50

54

56,9

69,1

68,3

12,1

-0,8

126,5

122,6

Стоимость имущества

300

332

346

429

14

83

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

104,2

124,0

Собственные оборотные  средства (490-190)

-

-50

60

223

110

163

-15,1

17,3

52,0

32,4

34,6

-

371,7

Рабочий капитал (290-690)

-

6

119

241

113

122

1,8

34,4

56,2

32,6

21,8

1 983,3

202,5

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия и разработка методических рекомендаций и практических предложений по его оценке и совершенствовани