Исследование и совершенствование управления деятельностью организации в кризисных ситуациях (на примере ОАО «Снежка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:42, дипломная работа

Описание работы

Появление в России значительного числа предприятий, находящихся в состоянии кризиса, обусловливает необходимость активизации системы антикризисного управления, заключающейся в одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности предприятий, а также повышение предсказуемости их функционирования. Сегодня для России актуальна задача не столько ликвидации несостоятельных предприятий, сколько проблема преодоления кризиса в деятельности тех из них, которые способны органично вписаться в систему национальной экономики, формирующуюся на рыночных принципах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ 8
1.1 Роль кризисов в экономической жизни предприятия 8
1.2. Сущность, задачи и принципы антикризисного управления
предприятием
14
Выводы
26
2. ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СНЕЖКА» 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2. Оценка имущественного состояния предприятия 32
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 35
2.4. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.5. Оценка риска банкротства ОАО «Снежка»
2.6. Расчет рейтинговой оценки финансового положения предприятия 41
51
55



Выводы
61
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ
ОАО «СНЕЖКА» 64
3.1. Комплекс инструментов антикризисного управления предприятием 64
3.2. Инвестиционная программа ОАО «Снежка»
3.3. Совершенствование управления финансами предприятия 69
72
Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83

Файлы: 1 файл

Безуглова Е.Н. спец. МО.doc

— 750.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, под кризисом можно понимать нарастающую опасность  свертывания и полного прекращения  деятельности, которая может привести к ликвидации или банкротству предприятия.

 Кризисные ситуации  возникают на всех стадиях  жизненного цикла предприятия.  Важно своевременно обнаружить  сигналы о формировании внутренних  или внешних факторов и процессов,  способных вызвать кризис и предвидеть наступление кризиса, уметь предупредить и урегулировать кризисную ситуацию на предприятии. Для распознавания кризиса и правильной постановки задачи антикризисного управления необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса. Эти понятия можно определить следующим образом: факторы - настораживающие события; симптомы - проявление кризисных явлений; причины - источники возникновения кризиса (рис. 1).

Симптомы – это начальные признаки кризисных явлений, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в тенденциях их изменений, отражающих функционирование и развитие предприятия. Так, симптомами приближения кризисной ситуации для производственного потенциала предприятия является сокращение спроса на его продукцию и, как следствие снижение объема производства; ухудшение качество продукции, текучесть кадров, рост производственных затрат; физическое и моральное устаревание оборудования; финансового потенциала - уменьшение прибыли; сокращение финансовых резервов; сокращение собственных средств и рост заемных; усиливающаяся нехватка инвестиций; ухудшающаяся ликвидность предприятия5.

 

 

Рис. 1. Причинно-следственная схема диагностики кризисных явлений

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно  считать кризисной. Чтобы этого  не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы.

Внешние (экзогенные) причины связаны с несоответствием финансово-хозяйственных параметров предприятия параметрам окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабым адаптированием к требованиям рынка. К внешним причинам относят международные и национальные факторы.

Международные факторы  складываются под влиянием:

- причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков);

- наличия международных торговых и тарифных соглашений (наличие системы таможенных тарифов и пошлин учитывают интересы развития национальной экономики и обеспечивают ее защиту от экспансии зарубежных предприятий);

- международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда).

К национальным факторам, оказывающим определенное влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть отнесены причины политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера.

Так, среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; политическую нестабильность деятельности правительства; национализацию собственности и т. д. Все это ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны.

Такие факторы правовой сферы как недостаточное антимонопольное  регулирование, ограниченное регулирование  ВЭД, неразвитость законодательной  базы по вопросам предпринимательства  также могут способствовать наступлению экономического кризиса деятельности предприятия.

Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, платежеспособным спросом населения, а также уровнем доходов и накоплений населения. Падение спроса на товары, например, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившихся предприятий.

Факторы культурного  характера проявляются в привычках  и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и в отрицательном  отношении к другим.

Уровень развития науки  и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его  конкурентоспособность. Изменения  в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отразиться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Низкие расходы государства на научно-технические изобретения ведут к технологическому застою, предприятия для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и ведет предприятие к экономическому кризису.6

Внутренние  (эндогенные) факторы являются результатом деятельности самого предприятия. Они подразделяются на три группы:

- управленческая группа включает в себя неэффективный менеджмент; высокий уровень коммерческого риска; недооценку конъюнктуры рынка; отсутствие гибкости в управлении затратами предприятия, недостаточно качественное ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- производственная группа включает в себя низкую производительность труда; устаревшие и изношенные основные фонды;  высокие энергозатраты; перегруженность объектами социальной сферы;

- рыночная группа - зависимость  от ограниченного круга поставщиков  и покупателей; неконкурентоспособность  выпускаемой продукции.

 Таким образом, предприятия попадают в кризисное состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.

Конструкторско-технологические причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов. Кроме того, в большинстве товаров, выпускаемых сегодня на российских предприятиях, заложены старые ресурсоемкие технические решения.

 Сегодня, когда  российские цены поднялись и  сравнялись с мировыми, эти технические  решения стали разорять предприятия  из-за высокой себестоимости выполняемых работ. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя. Высокая себестоимость продукции постепенно оставила предприятия без прибыли, выручки и оборотных средств. Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы. Низкая конкурентоспособность и неумение продвинуть свою продукцию на рынке привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной оплатой. Это привело к отсутствию средств на возобновление производства и оплату своих обязательств. Возникли цепочки бартерных сделок и взаимозачетов, что привело к уменьшению доли денежных средств в выручке предприятия.

К финансовым причинам можно  так же добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (электроэнергия, тепло, вода, газ) в связи с отсутствием сберегающих технологий и специального оборудования. Все это забирает ограниченные свободные средства, необходимые для обновления продукции и повышения её конкурентоспособности.

До 90 % неудач в бизнесе связано с неопытностью менеджеров, низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственный результат его деятельности.

Для каждого отдельного предприятия существует свое соотношение  внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Так, одни будут продолжительное время сопротивляться кризису, другие – находиться на грани банкротства, а третьи - находят возможности использовать влияние извне во благо себе, что объясняется наличием антикризисного потенциала, профессионального управления, стечением обстоятельств и удачными рискованными решениями. Возможен и другой вариант развития событий, при котором при вполне благоприятной внешней экономической обстановке предприятие входит в кризис. Это объясняется внутренними затруднениями, такими как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятии управленческих решений, некачественный маркетинг.

Способом решения подобных проблем или устранения самой возможности их возникновения является антикризисное управление предприятием

 

   1.2. Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием

 

В современных условиях перед предприятиями встает проблема своевременного гибкого реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования адекватной финансовой политики и стратегии развития предприятий - с другой. Это во многом предопределяет потребность в формировании и использовании эффективных методов и инструментов антикризисного управления.

На данный момент у  отечественных экономистов отсутствует  единая точка зрения на определение  содержания антикризисного управления, его целей и задач. Изучив труды В. Г. Артеменко, И. Т. Балабанова, С. Б. Барнгольца, А. Г. Грязновой, Э.А. Уткин и др., посвященные проблемам антикризисного управления мы выделили три основных подхода:

– антикризисное управление как процесс управления в условиях кризиса, целью которого является стабилизация деятельности предприятия и его финансового положения;

– антикризисное управление как процесс предотвращения кризиса  – предкризисное управление, ориентированное  на своевременное выявление симптомов  надвигающегося кризиса с целью  недопущения его развития;

– антикризисное управление как управление процессами выхода из кризисной ситуации, направленное на минимизацию затрат и потерянных возможностей при выходе из кризиса.

Таким образом, антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Механизмом, приводящим данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: субстанциональные элементы (субъекты антикризисного управления; отношения и связи участников антикризисного процесса, законодательная база антикризисного регулирования);  функциональные элементы (принципы антикризисного регулирования, антикризисная стратегия предприятия, антикризисная политика предприятия, антикризисное прогнозирование, антикризисные процедуры, программы по финансовому оздоровлению предприятия, мониторинг состояния предприятий, маркетинг антикризисного управления, принятие управленческих решений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования).7

Главной целью антикризисного управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

В процессе реализации своей главной цели антикризисное  управление предприятием направлено на решение следующих основных задач: своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса; устранение неплатежеспособности предприятия;  восстановление финансовой устойчивости предприятия; предотвращение банкротства и ликвидации предприятия;  минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах.

1. Принцип постоянной  готовности реагирования. Теория антикризисного финансового управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике.8 Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития;

2. Принцип превентивности  действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам»;

Информация о работе Исследование и совершенствование управления деятельностью организации в кризисных ситуациях (на примере ОАО «Снежка»)