Исследование системы управления адаптацией персонала в ОАО «Росгосстрах»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования является исследование системы управления адаптацией персонала в вологодском ОАО «Росгосстрах» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачами исследования являются:
• Общая характеристика вологодского ОАО «Росгосстрах»
• Анализ факторов внешней среды вологодского ОАО «Росгосстрах»
• Анализ системы управления адаптации персоналом

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика ОАО «Росгосстрах» 5
2. Факторы внешней среды ОАО «Ростосстрах» 12
3. Предварительный этап исследования системы управления адаптацией персонала в ОАО «Росгосстрах» 17
4. Требования к системе управления адаптацией персонала 25
5. Разработка предложений по совершенствованию системы управления адаптацией персонала в ОАО «Ростосстрах» 32
6. Оценка эффективности внедрения предложений 41
7. Разработка мероприятий по внедрению предложений 45
Список литературы 47
Приложение 48

Файлы: 1 файл

Исследование системы управления адаптацией персонала.docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

      Проанализировав  данные таблиц, можно сделать  следующие выводы.

      В ОАО  «Росгосстрах» текучесть кадров  несколько выше естественной  и наиболее высокие показатели  текучести среди кассиров.

      Это может  быть связано с тем, что сделать  карьеру в управлении налично-денежного  обращения практически невозможно, особенно в пределах одного  банка. Начав работать кассиром, рассчитывать на повышение не  стоит, трудно даже перейти  в другое управление банка.  В редких случаях можно вырасти  до заведующего кассой. Молодых  потенциальных специалистов, отработавших  в кассе не более двух лет,  иногда, все же берут в другие  подразделения банка. Но это  скорее исключение, чем правило.  Связано это с тем, что специалистов  по кассовой работе постоянно  не хватает, поэтому повышать  их или переводить на другую  позицию банку не выгодно. Дефицит  кадров в этой сфере вызван  отсутствием профессиональных центров  по подготовке и переподготовке  специалистов.

      Среди уволившихся  преобладают женщины, что логично  с учетом преимущественно женского  состава, и сотрудники после  30 лет увольнялись в 1,5 раза  чаще (Табл. 3.5).

      Руководству  следует учитывать специфику  работы с женским коллективом.  Управление женским коллективом  имеет свои, не поддающиеся формальному  менеджменту, особенности. Все  большее количество руководителей  самых различных уровней отмечают, что женщины в качестве сотрудников  компании значительно более результативны:  они более ответственны, исполнительны,  способны "поднимать", казалось  бы, самые провальные проекты,  эффективно работать с неизбежной  рутиной, их стремление к стабильности переносится и на компанию, в которой они работают. Эмоциональная вовлеченность, лучшие вербальные способности женщин находят самое блестящее применение в успешных компаниях. Однако эта прекрасная картина женской эффективности может быть создана только в одном единственном случае - если женщина не отвлекается на эмоциональные и информационные шумы во время рабочего дня. Именно здесь и проявляется роль руководителя, а именно, его умение управлять женским коллективом и концентрацией женщины исключительно на рабочем процессе.

      Если проанализировать  количество уволившихся за последний  год, то нельзя не обратить  внимания на тот факт, что около  40% уволившихся сделали это в  течение первого года работы (Табл. 3.5). Анализ уволившихся в течение  первого года сотрудников по  собственному желанию показал,  что большинство этих сотрудников  соответствовали занимаемой должности  и их непосредственные руководители  были удовлетворены результатами  их работы. Это, вероятнее всего,  говорит о достаточно эффективной  системе подбора персонала. Но, в то же время это указывает  на низкий уровень развития программы адаптации и мотивации нового персонала в  ОАО «Росгосстрах».

      Для подтверждения  данной гипотезы необходимо более  подробно проанализировать систему  мотивации новых сотрудников  в организации и процесс адаптации.

      В области  мотивации и социальной поддержки  в ОАО «Росгосстрах» непрерывно  проводится работа по разработке  и реализации эффективных средств  мотивации и удержания персонала,  в том числе путем введения  конкурентоспособных компенсационных  пакетов, для укомплектования  подразделений Банка высокопрофессиональными  сотрудниками при одновременном  контроле расходов на оплату  труда.

      Для анализа  системы мотивации в ОАО «Росгосстрах»  были изучены документы, разработанные  и принятые в рамках регламентирования  этого процесса.

      Материальная  мотивация.

      Заработная  плата работника ОАО «Росгосстрах»  включает должностной оклад и  премию. С 1 октября 2005 года в  Банке вступила в действие  новая Система мотивации и  оплаты труда (СМОТ), разработанная  специалистами консалтинговой компании McKinsey&Company. По условиям Системы  мотивации и оплаты труда, премия  по итогам работы начисляется  ежеквартально в зависимости  от:

    • личных трудовых  результатов и/или качественной  оценки работника;

    • эффективности  работы подразделения и Банка  в целом в течение оценочного  периода (квартала).

      Соотношение  основной и переменной частей  заработной платы работника варьируется  в диапазоне от 80%/20% до 60%/40% в зависимости  от категории должности. Основой  для новой системы мотивации  и оплаты труда в Банке, по  решению Правления, является модель, разработанная компанией McKinsey. Данная  модель подразумевает:

   1. Введение механизмов  более объективной оценки результатов  работы сотрудников на основе  системы оценочных критериев

   2. Обеспечение дифференцированной  системы материального стимулирования  по различным категориям подразделений  Банка

    • фронтальные

    • частично  влияющие на финансовый результат

    • «штабные»  подразделения, не оказывающие  непосредственного влияния на  прибыль

      Согласно  модели McKinsey, соотношение постоянной  и переменной частей в заработке  сотрудников определяется дифференцированно,  в зависимости от их «близости»  к бизнесу (связанные/не связанные  с продажами) и степени влияния  на финансовый результат (существенно  / несущественно влияющие / напрямую  не влияющие).

      Такая система,  в первую очередь, подразумевает  повышение удельного веса переменной  составляющей в совокупных доходах  сотрудников бизнес-блоков, а также  использование прогрессивной шкалы  бонусов для отдельных подразделений,  непосредственно занятых продажами.

      Для обеспечения  гибкости системы премирования  до 10% фактического премиального  фонда направляется в фонд  руководителя. Премиальный фонд  руководителя используется в  качестве дополнительного поощрения  сотрудников подразделения, в  т.ч. за выполнение отдельных  заданий/поручений руководства.

      Нематериальная  мотивация.

      В соответствии  с системой мотивации и оплаты  труда ОАО «Росгоссстрах» предоставляет  своим сотрудникам не только  материальную компенсацию, но  и широкий спектр социальных программ. Социальные программы предоставляют сотрудникам широкие возможности и являются частью и инструментом системы мотивации. Добровольное медицинское страхование, предоставление материальной помощи, пенсионная программа, льготное кредитование, программа санаторно-курортного лечения и отдыха, корпоративное членство в фитнес-клубах, спортивные и культурные корпоративные мероприятия позволяют сотрудникам решать собственные задачи, а Банку дают возможность предоставлять адресный, гибкий, дифференцированный социальный пакет в соответствии с вкладом и потребностями каждого сотрудника.

      Таким образом,  можно сделать вывод, что уровень  мотивации новых сотрудников  в филиале ОАО «Росгосстрах»  достаточно высокий. Филиалы ОАО  «Росгосстрах» относятся к категории  фронтальных подразделений, непосредственно  влияющих на финансовый результат  деятельности банка, следовательно,  согласно вышеописанной модели, в них используется прогрессивная  шкала бонусов, то есть размер  премий выше, чем в других подразделениях  банка. Новым сотрудникам за  период испытательного срока  в полном размере выплачивается  заработная плата и премия. И  с первых дней работы в зависимости  от личных результатов и от  успешности банка в целом выплачиваются  бонусы. Широкий спектр социальных  программ тоже способствует повышению  удовлетворенности сотрудников  условиями труда.

      Проанализируем  систему адаптации, включающую  в себя профессиональную адаптацию  и обучение, социальную адаптацию.

      Анализ процесса  профессиональной адаптации и  обучения персонала в ОАО «Росгосстрах»  был сделан на основе изучения  нормативных документов, регламентирующих  этот процесс. Развитие персонала в ОАО «Росгосстрах» является важнейшим фактором развития конкурентных преимуществ банка.

      ОАО «Росгосстрах»  проводит программу адаптации  в двух форматах – очном  и дистанционном. Дистанционный  формат – ядро программы –  является единым для новых  сотрудников в головной организации  и во всех филиалах Банка.  Дистанционная программа адаптации  состоит из набора базовых  электронных курсов и тестов, активация которых производится  автоматически – после подписания  приказа о приеме нового сотрудника.

      Руководитель  ставит новому сотруднику задачи  на каждый месяц испытательного  срока и проводит периодическую  оценку результатов его деятельности. Программное обеспечение «Монитор  программы адаптации» отражает  результаты обучения сотрудника  и выполнения задач. Программа  также позволяет руководителю  контролировать прохождение испытательного  срока.

      Одним словом, в ОАО «Росгосстрах» мы имеем  дело с достаточно эффективно  работающей системой профессиональной  адаптации и обучения.

 

   4. Требования к  системе управления адаптацией  персонала

      Процесс  адаптации, как в банке, так  и в любой другой организации,  имеет сложную структуру. Основные  аспекты адаптации представлены  на рисунке 4.1.

 

      [pic]

 

      Рис. 4.1. Основные  аспекты адаптации

 

      Профессиональная  адаптация заключается в активном  освоении профессии, ее тонкостей,  специфики, необходимых навыков,  приемов, способов принятия решений  для начала в стандартных ситуациях.  Она начинается с того, что  после выяснения опыта, знаний  и характера новичка для него  определяют наиболее приемлемую  форму подготовки, например, направляют  на курсы или прикрепляют наставника.

      Сложность  профессиональной адаптации зависит  от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания  труда, влияния профессиональной  среды, индивидуально-психологических  свойств личности

      Психофизиологическая  адаптация – приспособление к  новым физическим и психологическим  нагрузкам, к санитарно-гигиеническим  условиям, режиму работы, содержанию  и характеру труда. Психофизиологическая  адаптация в большой мере зависит  от здоровья человека, его естественных  реакций, характеристики самих  этих условий. Тем не менее,  большинство несчастных случаев  происходит в первые дни работы  именно из-за ее отсутствия.

      Социально-экономическая  адаптация – приспособление к  организации труда, оплате и  стимулированию деятельности, организации  досуга и социально-бытовой сфере.

      Организационная  адаптация означает усвоение  роли и организационного статуса  рабочего места и подразделения  в общей организационной структуре,  а также понимания особенностей  организационного и экономического  механизма управления организацией.

      Социально-психологическая  адаптация – вхождение новичка  в коллектив, адаптация к ближайшему  социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам  коллектива, к стилю работы руководителей,  к особенностям межличностных  отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника  в коллектив как равноправного,  принимаемого всеми его членами.  Она может быть связана с  немалыми трудностями, к которым  относятся обманутые ожидания  быстрого успеха, обусловленные  недооценкой трудностей, важности  живого человеческого общения,  практического опыта. Критерии  оценки социально-психологической  адаптации – удовлетворенность  работой, взаимоотношениями с  коллегами.

      1. Целью программы адаптации является в основном снижение издержек банка за счет факторов, указанных ниже:

   1. Ускорение процесса  вхождения нового сотрудников  должность:

    • Достижение  необходимой эффективности работы  в минимальные сроки

    • Уменьшение  количества возможных ошибок, связанных  с освоением функциональных обязанностей

   2. Сокращения уровня  текучести кадров:

    • Снижение  количества сотрудников, не прошедших  испытательный срок

    • Уменьшение  количества сотрудников, покинувших  банк в течении первого года  работы.

      2. Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:

    • организация  семинаров, курсов по различным  вопросам адаптации;

    • проведение  индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

    • интенсивные  краткосрочные курсы для руководителей,  вновь вступающих в должность;

 

    • специальные  курсы подготовки наставников;

 

    • использование  метода постепенного усложнения  выполняемых новичком заданий;

 

    • выполнение  разовых общественных поручений  для установления контактов нового  работника с коллективом;

    • подготовка  замены при ротации кадров; проведение  в коллективе специальных ролевых  игр по сплочению сотрудников.

      3. Функции программы адаптации:

      Планирование  адаптации (оценка уровня подготовленности  новичка, разработка наиболее  эффективной программы адаптации);

Информация о работе Исследование системы управления адаптацией персонала в ОАО «Росгосстрах»