Исследование системы управления адаптацией персонала в ОАО «Росгосстрах»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования является исследование системы управления адаптацией персонала в вологодском ОАО «Росгосстрах» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачами исследования являются:
• Общая характеристика вологодского ОАО «Росгосстрах»
• Анализ факторов внешней среды вологодского ОАО «Росгосстрах»
• Анализ системы управления адаптации персоналом

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика ОАО «Росгосстрах» 5
2. Факторы внешней среды ОАО «Ростосстрах» 12
3. Предварительный этап исследования системы управления адаптацией персонала в ОАО «Росгосстрах» 17
4. Требования к системе управления адаптацией персонала 25
5. Разработка предложений по совершенствованию системы управления адаптацией персонала в ОАО «Ростосстрах» 32
6. Оценка эффективности внедрения предложений 41
7. Разработка мероприятий по внедрению предложений 45
Список литературы 47
Приложение 48

Файлы: 1 файл

Исследование системы управления адаптацией персонала.docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

      Далее следует  План адаптационных мероприятий,  который имеет стандартную форму,  но при необходимости, может  быть дополнительно прокомментирован  касательно конкретного сотрудника. Эта типовая служебная записка  не вызывает у руководителя  никаких вопросов, поскольку в  рамках программы внедрения социальной  адаптации сотрудник Управления  персоналом своевременно провел  агитационную и разъяснительную  работу среди участников программы  (руководителей и наставников).

      Внедрение  нового сотрудника в первый  день в коллектив непосредственно  на своем рабочем месте и  его последующая адаптация происходит  при действенном участии 3-х  лиц:

    • управляющего  отделением

    • непосредственного  руководителя (заведующего кассой  или старшего менеджера)

    • назначенного  наставника.

      От организации  встречи нового сотрудника во  многом зависит его первое  впечатление и дальнейшее комфортное  ощущение от работы. Поэтому знакомство  с коллективом начинается с  главы социума отделения –  управляющего. Начало знакомства  с отделением на таком высоком  уровне придает новичку ощущение  собственной значимости и положительно  настраивает его на дальнейшую  работу. Управляющий отделения представляет  непосредственного руководителя  и наставника с их краткой  положительной характеристикой  и говорит несколько теплых  вступительных слов вновь прибывшему. В этом заключается его несложная,  но психологически очень важная  роль. День выхода нового сотрудника  планируется таким образом, чтобы  участники адаптационного процесса  – наставник, непосредственный  руководитель и управляющий отделением  присутствовали в это время  на своих рабочих местах. Они  заранее планируют свое время  так, чтобы уделить необходимое  внимание новому сотруднику, в  результате чего тот с первых  минут чувствует свою значимость  и востребованность. Не менее  важно также со стороны управляющего  выбрать наиболее подходящий  момент для представления сотрудника, постараться собрать всех сотрудников  в одном помещении и акцентировать  внимание на торжественности  и радости этого момента для  всех сотрудников филиала. В  дальнейшем управляющий осуществляет  общий контроль за процессом  адаптации, а процесс управления  адаптацией переходит в руки  непосредственного руководителя  и наставника, которые осуществляют  его согласно составленному сотрудником  Отдела обучения и развития  персонала плану.

      Непосредственный  руководитель знакомит нового  работника с наставником (более  подробно останавливаясь на его  личной и профессиональной характеристике) и с остальными сотрудниками, с распределением должностных  обязанностей, рассказывает о месте  и роли структурного подразделения  в структуре банка, его задачах  и функциях, раскрывает взаимосвязь  с другими отделами. Далее знакомит  нового работника с должностными  обязанностями и правами, с  должностной инструкцией, с документами,  инструкциями и т.д., которые он  должен знать и руководствоваться  которыми должен в процессе  работы. В течение первых трех  дней по выходе нового работника  непосредственный руководитель  составляет план работы согласно  должностной инструкции на период  адаптации сотрудника.

      Наставник  знакомит нового работника с  расположением производственных, служебных  и бытовых помещений, со способами  коммуникации внутри коллектива, с традициями, а также контролирует  выполнение плана работника, оказывает  ему необходимую помощь в решении  производственных задач.

      Предварительный  анализ работы нового работника  осуществляется по истечении  первого и второго месяца его  адаптации на предприятии. При  предварительном анализе охватываются  следующие вопросы:

    • анализ процесса  адаптации работника на предприятии;

    • выполнение  на данный период индивидуального  плана работ;

    • обозначение  сильных и слабых сторон работника;

    • обсуждение  того, что необходимо улучшить;

    • необходимая  помощь со стороны организации.

      Предварительный  анализ работы нового работника  проводится для того, чтобы осуществлять  контроль за процессом и при  необходимости корректировать план  работы нового работника, дополнительно  разрабатывать и принимать необходимые  меры для ликвидации выявленных  затруднений в процессе адаптации  работника.

      Заключительный  анализ работы нового работника  осуществляется за неделю до  окончания адаптационного периода  работника.

      Предварительный  и заключительный анализ делаются  сотрудником Отдела обучения  и развития персонала на основании  Формы «Оценка деятельности работника  в период адаптации».

      Разработка  Плана адаптационных мероприятий

      План адаптационных  мероприятий представляет собой  памятку для сотрудников филиала,  в обязанности которых входит  проведение адаптационных мероприятий.  Этот план согласовывается Начальником  Управления персоналом и утверждается  Управляющим отделения.

      План адаптационных  мероприятий разбит на 5 основных  этапов:

      I этап (первая неделя) – подготовительная фаза

      II этап (вторая неделя) – начальный период

      III этап (третья  неделя) – период приспособления

      IV этап (четвертая  неделя) – завершение периода  введения в должность

      V этап (окончание  3-го месяца) - подведение итогов  испытательного срока

      Первый этап – подготовительный - длится неделю и включает в себя мероприятия по подготовке рабочего места сотрудника и поочередную подачу необходимой информации. Здесь важно выделить 4 временных отрезка:

   1. Подготовка рабочего  места до прихода нового сотрудника.

   2. Первый рабочий  день нового сотрудника

   3. Первая рабочая  неделя

   4. Последний день  рабочей недели

      При подготовке  рабочего места до прихода  нового сотрудника необходимо  прежде всего убрать все личные  вещи, принадлежавшие предыдущему  сотруднику. Затем при помощи  инженера и соответствующих специалистов  следует заранее произвести настройки  автоматизированного рабочего места  под нового сотрудника: а именно, создать личный почтовый ящик, установить необходимые для работы  программы, ссылки на корпоративный  сайт, создать в банковской информационной  системе нового пользователя  и предоставить ему необходимые  полномочия, организовать выпуск  личной магнитной карты для  входа в систему и т.п.

      Важным психологическим  шагом является проявление внимания  лично к новичку. Для этого  можно положить на рабочее  место ручку и записную книжку  с логотипами Внешторгбанка, а  также подписать открытку от  имени работников отделения. В  необходимый набор документов  на рабочем столе новичка обязательно  входит Памятка новому сотруднику. Очень ответственным моментом  является определение и назначение  наставника.

      Следующий  временной отрезок заключает  в себе первый рабочий день  нового сотрудника. В этот день  планируетсявзаимное представление коллегам, краткий экскурс в историю и специфику конкретного отделения, создание мотивации – возможности роста заработной платы, повышения квалификации, должностного роста. Происходит ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс, и подписание должностной инструкции. Обобщенно изучается структура управления (включая имена ключевых руководителей, расположение отдельных подразделений), перечень оказываемых услуг, объясняются условия работы – рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников, традиции, элементы корпоративной культуры, основные процедуры, существующие в отделении. Также в первый день происходит определение круга задач, которые должен будет решать сотрудник, объясняются функции других сотрудников в отделе, порядок взаимодействия с руководителем (приемные часы, круг вопросов), принятые в отделе методы планирования, отчетности и контроля, порядок взаимодействия с другими отделами, ознакомление с производственными функциями и особенностями работы отдела, совместное с работником составление учебного плана.

      В течение  первой рабочей недели сотрудник  изучает перечень отделов, с  которыми придется взаимодействовать  в процессе работы, технологию  взаимодействия между подразделениями,  документы и особенности их  оформления, сроки, возможные сложности  производственного процесса, механизмы  решения проблем и прецеденты. А также получает информацию  о порядках и традициях отделения,  о продолжительности рабочего  дня, внешнем виде, перерыве на  обед, организации питания, регламентированных перерывах на чай/кофе и отдых, пользовании телефоном в личных целях, политике банка в отношении сверхурочных работ, днях и порядке выплаты зарплаты, осуществляется знакомство с внутренним сайтом компании: телефоны сотрудников, дни рождения.

      И, наконец,  наступает заключительный временной  отрезок первого этапа – это  последний день рабочей недели. В этот день руководитель проводит беседы с новым сотрудником и его наставником, на основании которых происходит оценка итогов первой ознакомительной недели работы и доклад результатов управляющему отделением.

      Второй, третий  и четвертый этап включают в себя по неделе каждый и регламентируют профессиональную адаптацию и постепенное вливание нового сотрудника в социальный коллектив. Здесь уделяется особое внимание интеграции в межличностные отношения, акцентируется внимание на социально-психологических аспектах: вхождение в коллектив, выстраивание отношений с коллегами, восприятие новой информации, не совпадающей с предыдущим опытом, реакция на критические замечания и т.п., при необходимости оказывается помощь новому сотруднику в создании нормальных межличностных отношений.

      Основные  мероприятия по первым четырем  этапам проводятся наставником  и непосредственным руководителем  подразделения. Управляющий осуществляет  еженедельный контроль результатов  каждого этапа. Сотрудник Отдела  обучения и развития персонала  Управления персоналом подключается  к контролю процесса на основных  контрольных точках – по истечению  месяца и двух месяцев работы  нового сотрудника и, наконец,  при подведении итогов процесса  адаптации и оформления отчета  о прохождении сотрудником испытательного  срока.

      Пятый этап представляет собой подведение итогов испытательного срока. В нем задействованы все участники адаптационного процесса: и наставник, и непосредственный руководитель, и управляющий, и сотрудники Управления персоналом. Результатом этого процесса является обоснование положительного или отрицательного решения в отношении нового работника, в т.ч. по вопросу изменения размера оплаты труда.

      Разработанный  в рамках курсовой работы План  адаптационных мероприятий с  четкой разбивкой на этапы  и указанием ответственных за  проведение мероприятий представлен  в Приложении 4.

      Разработка  Положения о наставничестве

      Целью наставничества  является оказание помощи сотрудникам  в их профессиональном становлении.

      Основными  задачами наставничества являются

    • ускорение  процесса обучения основным навыкам  профессии,

    • развитие  способности самостоятельно и  качественно выполнять возложенные  на сотрудника задачи по занимаемой  должности,

    • адаптация  к корпоративной культуре, усвоение  традиций и правил поведения  в данном подразделении.

      Наставничество  устанавливается над новыми сотрудниками  в период испытательного срока,  то есть на срок до трех  месяцев. Наибольшая нагрузка  происходит в первый месяц,  затем новичок обращается к  наставнику уже не в рамках  Плана адаптационных мероприятий,  а только по необходимости  при возникновении проблем.

      Наставники  подбираются из наиболее подготовленных  сотрудников, обладающих высокими  профессиональными качествами, имеющих  стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться  своим опытом, имеющие системное  представление о своем участке  работы и работе подразделения,  преданные делу банка, поддерживающие  его стандарты и правила работы, обладающие коммуникативными навыками  и гибкостью в общении.

      Утверждение  сотрудника в качестве наставника  осуществляется в приказе о  назначении сотрудника стажером  по должности либо назначения  его на определенную должность.  Основанием для закрепления наставника  является представление непосредственного  начальника при обоюдном согласии  предполагаемого наставника и  сотрудника, за которым он будет  закреплен. Показателями оценки  эффективности работы наставника  является выполнение целей и  задач новым сотрудником в  период испытательного срока.  Оценка производится на промежуточном  и итоговом контроле.

      Наставническая  деятельность оценивается по  ее завершении методом 360 градусов, т.е. сотрудник оценивается с  разных уровней: руководителем  подразделения, наставником, коллегами,  подчиненными и самим аттестуемым.  На основании этой оценки происходит  вознаграждение наставника.

      Программа  материальной мотивации наставника  включает в себя три возможных  сценария:

Информация о работе Исследование системы управления адаптацией персонала в ОАО «Росгосстрах»