Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:17, контрольная работа
В работе рассмотрены вопросы:
Мотивация трудовой деятельности персонала.
Кадровый аудит.
1. Эволюция методов управления персоналом……………………………………...
2. Стратегия и оперативное управление персоналом………………………………
3. Привлечение, отбор и наем персонала……………………………………………
4. Анализ и проектирование рабочих процессов……………………………………
5. Перемещенческий процесс персонала…………………………………………….
6. Анализ и оценка обучения персонала…………………………………………….
7. Адаптация новых сотрудников, роли, функции, назначения……………………
8. Мотивация трудовой деятельности персонала…………………………………...
9. Система стимулирования персонала……………………………………………...
10. Управление персоналом, система и методы эффективной деятельности управления……………………………………………………………………………...
11. Кадровый аудит……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
НОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» (БИЭФ) ФАКУЛЬТЕТ «ФИНАНСОВ, УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
По дисциплине «Управление персоналом» Вопрос 13. Мотивация трудовой деятельности персонала Вопрос 48. Кадровый аудит
Выполнил: студент группы № 2015 Морозов В.М. Проверил: к.э.н., доцент Алексанян Р.П. Дата сдачи: «___» сентября 2013 года Дата проверки: «___» ______________ 2013 года
КАЛИНИНГРАД 2013 |
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Эволюция методов управления персоналом……………………………………... 2. Стратегия и оперативное
управление персоналом……………………… 3. Привлечение, отбор и
наем персонала………………………………………… 4. Анализ и проектирование
рабочих процессов………………………………… 5. Перемещенческий процесс персонала……………………………………………. 6. Анализ и оценка обучения персонала……………………………………………. 7. Адаптация новых сотрудников, роли, функции, назначения…………………… 8. Мотивация трудовой
деятельности персонала…………………… 9. Система стимулирования персонала……………………………………………... 10. Управление персоналом,
система и методы эффективной
деятельности управления………………… 11. Кадровый аудит………………………………………………………………… Список использованной литературы………………………………………………… |
3 6 10 14 17 19 21 24 38
41 43 48 |
1. Эволюция методов управления персоналом
В целом тенденции управления людьми в организациях носят глобальный характер и отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новых подходов к управлению людьми в деловой организации является: признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов.
Этап 20-40-х гг. – период технократического менеджмента. Он характеризовался введением рациональных процедур управления кадрами, усилением внешнего контроля, введением равной системы оплаты труда. Тейлористская концепция полагала, что труд – это, прежде всего, индивидуальная деятельность и потому воздействие коллектива на рабочего носит деструктивный характер, делает труд рабочего менее производительным. Вместо человека как личности рассматривается только его основная функция – труд, измеряемый через затраты рабочего времени.
В 50–70-е гг. внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной перестройки организации и управления трудом:
усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации;
создается система непрерывного профессионального образования;
развивается социальное партнерство;
повышается роль организационной культуры;
пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы трудовой деятельности.
Человек начинает рассматриваться не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.
В 80—90 гг. работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трех взаимосвязанных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности. Люди рассматриваются как ключевой ресурс, как социальная ценность, обосновывается целесообразность стратегического, инвестиционного подхода к формированию, использованию, развитию людей в организации подобно другим видам ресурсов1.
Подлинную революцию в менеджменте вызвали идеи японской модели управления, основные черты которой заключаются в следующем:
1. Всестороннее внимание к работникам – наиважнейшая составляющая японской системы управления;
2. Пожизненный найм рабочих и служащих;
3. Персональное продвижение по принципу «старшинства»;
4. Система планомерной подготовки кадров через постоянное перемещение или смену видов деятельности;
5. Коллективные ценности и высокая трудовая мораль;
6. Групповой метод принятия решений;
7. Ориентация на качество;
8. Интенсивное общение;
9. Развитая система социальных льгот и услуг;
10. Система оплаты труда в зависимости от стажа.
При анализе японской системы управления часто подчеркивается, что главное – это управление людьми, тогда как в американском управлении – это управление фондами, которые должны обеспечивать доход от вложений. Исходя из этого, в США сформировалась прагматическая теория «человеческого капитала», в рамках которой признается, что человек – это один из ресурсов для достижения целей фирмы. Любые «вложения» в него (оплата труда, социальное обеспечение, повышение квалификации и т.п.) должны, в конечном счете, окупаться приращением прибыли.
Японская система управления включает «корпоративную философию», «организационную культуру», которые сильно влияют на поведение людей в процессе труда. Такой подход создает предпосылки для более тесной идентификации личных интересов с интересами организации.
Известные американские ученые Т. Питерс и Р.Уотермен, критически осмысливая японский опыт, сформулировали следующие выводы, которые легли в основу новой концепции управления человеческими ресурсами2:
1. Ориентация на действие, предрасположенность к свершениям и нововведениям;
2. Постоянное удовлетворение
нужд потребителя,
3. Поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;
4. Рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
5. Связь с жизнью, ценностное руководство;
6. Приверженность к своему делу;
7. Простая организационная
форма и скромный штат
8. Свобода действий и жесткость одновременно, сосуществование централизации управления в том, что касается коренных ценностей и максимальной автономии рабочих групп.
Другой американский ученый У. Оучи, в своей «Теории Z» выделил следующие принципы управления человеческими ресурсами:
Итак, главными особенностями современного менеджмента является:
повышенное внимание к человеческому фактору;
возрастание роли и статуса служб по управлению человеческими ресурсами, которые из традиционно периферийных преобразуются в стратегические подразделения, определяющие успех деятельности и конкурентоспособность организации.
2. Стратегия
и оперативное управление
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
Стратегическое планирование пр
Рисунок 1. Логика стратегического планирования
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рисунок 2). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
Рисунок 2. Функциональная структура стратегического планирования
Стратегическое планирование
как обособившийся вид
Первый элемент — умение
смоделировать ситуацию. В основе
этого процесса лежит целостное
представление ситуации, которое
включает способность понять закономерности
взаимодействия потребностей и потребительского
спроса покупателей, конкурентов с
качеством их продукции и потребностей
собственной фирмы, т.е. ее способности
удовлетворять потребности
Второй элемент — способность
выявить необходимость
Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей4:
готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;
научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.
Третий элемент — способность
разработать стратегию
Четвертый элемент — способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методы стратегического планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу Бостонской консультативной группы (БКГ).
Пятый элемент — способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.
Цели, стоящие перед организацией5:
коммерческая цель – получение
прибыли через обучение персонала
и привлечения более
научно-техническая цель
– обеспечение заданного
производственно-коммерческая – производство и реализация продукции в заданном объеме и ритмичностью;
социальная – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Для разработки оперативного плана необходимо:
сведения о постоянном составе персонала;