Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:17, контрольная работа
В работе рассмотрены вопросы:
Мотивация трудовой деятельности персонала.
Кадровый аудит.
1. Эволюция методов управления персоналом……………………………………...
2. Стратегия и оперативное управление персоналом………………………………
3. Привлечение, отбор и наем персонала……………………………………………
4. Анализ и проектирование рабочих процессов……………………………………
5. Перемещенческий процесс персонала…………………………………………….
6. Анализ и оценка обучения персонала…………………………………………….
7. Адаптация новых сотрудников, роли, функции, назначения……………………
8. Мотивация трудовой деятельности персонала…………………………………...
9. Система стимулирования персонала……………………………………………...
10. Управление персоналом, система и методы эффективной деятельности управления……………………………………………………………………………...
11. Кадровый аудит……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………
данные о структуре персонала;
данные о продолжительности рабочего дня;
заработная плата работников;
данные об услугах социального характера.
Структуру типового оперативного плана работы с персоналом в организации можно представить в виде рисунок 3.
Рисунок 3. Структура типового оперативного плана
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом можно систематизировать в виде таблице 1.
Таблица 1. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
Оптимального соотношения управленческих ориентации |
Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства |
Потенциальных имитаций |
Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления |
Прогрессивности |
Означает соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективности |
При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации |
Простоты |
Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству |
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом можно систематизировать в виде таблица 26.
Таблица 2. Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
Адаптивности |
Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы |
Параллельности |
Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих функций, повышает оперативность управления персоналом |
Прямоточности |
Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по обоснованию, выработке, принятию и реализации определенного решения |
Специализации |
Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций |
Преемственности |
Предполагает общую |
Ритмичности |
Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом |
При стратегическом и оперативном планировании работы с персоналом обязательно необходимо учитывать творческий потенциал работников.
Творческий потенциал – адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала.
Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые в трудовой сфере.
Существуют причины снижения творческой активности человека7:
эмоциональные — страх ошибиться, выглядеть смешным, некомпетентным, осуждаемым остальными сотрудниками;
профессиональные —
причины восприятия — односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня;
личностные — чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.
В практике западного менеджмента сложились несколько иные, чем в нашей стране, традиции активизации творческого потенциала работников. Там проводится разграничение между иерархическими уровнями организации: мотивирование инновационности и креативности как качеств, присущих работникам, относится в первую очередь к специалистам и менеджерам. Рядовые работники (рабочие, служащие невысокой квалификации) стимулируются к приобретению так называемой социальной компетенции. Это понятие редко употребляется в практике отечественного менеджмента8.
Социальная компетенция работника – это наличие у него таких качеств, как:
способность к добровольной коммуникации в процессе труда (общение в трудовой сфере);
способность к координации трудовых действий в рамках не только своего участка (первичного подразделения), но и смежных подразделений;
способность к самопланированию и самоконтролю собственной трудовой деятельности;
навыки участия в управлении организацией (через развитие самоуправления);
способность к разрешению трудовых конфликтов.
Таким образом, задача стимулирования творческого потенциала считается в практике западного менеджмента достижимой лишь по отношению к работникам с достаточно высоким уровнем образования и социальным статусом. Данное обстоятельство обусловлено особенностями систем социальной стратификации в странах развитого капитализма, в рамках которых низкостатусным социально-трудовым позициям (рядовые исполнители) отводятся и низшие функциональные ниши в системе разделения труда. В противовес этому отечественный менеджмент имеет несколько иное наследие в сфере мотивирования и стимулирования творческого потенциала разных категорий работников.
3. Привлечение, отбор и наем персонала
Отбор кадров – это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Процесс отбора кадров осуществляется в несколько этапов. Основными из них являются:
предварительная отборочная беседа;
заполнение заявления и анкеты;
собеседование с менеджером по найму;
тестирование;
проверка рекомендаций и послужного списка;
медицинский осмотр.
По
их результатам линейный руководитель
(в малых и средних
При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности;
отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных качеств, если потребности в них нет;
обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);
ориентация на наиболее квалифицированные кадры (хороший специалист, сколько бы ему ни платили, всегда обходится дешевле, чем плохой), но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место9.
Критериев отбора не должно быть слишком много, иначе он окажется затруднительным. Основными считаются: образование опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.
Одним из направлений работы службы управления персоналом является наем новых работников. Его основной задачей является удовлетворение потребности фирмы в персонале.
Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т. е. до того момента, когда новые сотрудники ограничено впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом.
Наем осуществляется:
при создании фирмы;
при расширении фирмы;
при замене работников, уволившихся из фирмы.
Изучение рынка труда – это первый этап найма работников. Изучение рынка труда обеспечивает информацию о его показателях и динамике.
К ним относятся:
соотношение предложения и спроса на труд по интересующим фирму видам профессий;
оплата
и условия труда в
информация о фирмах, оказывающих услуги по обеспечению персоналом (биржи труда, агентства по трудоустройству и т. п.).
Правила
отбора и найма персонала
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.
По виду деятельности.
Резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры – профессиональную либо руководящую карьеру.
Резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
По времени назначения:
группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
группа В – кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т.д.
Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:
руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;
главные и ведущие специалисты;
специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются такие факторы, как
требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
профессиональная
перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
выводы и рекомендации последней аттестации;
мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
результаты оценки потенциала
кандидата (возможный уровень
Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников – важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Профессиональная ориентация включает в себя:
профессиональное просвещение – обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
профессиональное воспитание – формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Для
проведения профессиональной ориентации
нужно располагать социально-