Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа
Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.
Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76
Федеральное Агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Факультет информационных ресурсов и дизайна
Кафедра менеджмента информационных ресурсов и библиосоциальной работы
Допустить к защите
Зав. кафедрой МИР и БСР
Трофимова Р.А., д.с.н.,
профессор.
______________________
«__»_____________20__г.
Андреева Галина Владимировна
Выпускная квалификационная работа
Тема: Корпоративная культура библиотеки: специфика и перспективы.
Специальность: Библиотечно-информационная деятельность.
Квалификация: Менеджер информационных ресурсов.
Научный руководитель
Буевич Г.А.
к.п.н., доцент кафедры
МИР и БСР.
Рецензент: Кушвид Т.Н.
Директор АКДБ
им.Н.К.Крупской
БАРНАУЛ
2011
Содержание
Введение
Глава 1 Сущность корпоративной культуры.
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование.
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры.
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки.
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры.
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул.
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул.
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
Актуальность темы данного исследования обусловлена повышенным интересом к корпоративной культуре, как к одному из рычагов, влияющих на эффективность функционирования библиотечной деятельности.
Проявленный интерес обусловлен несколькими обстоятельствами:
во-первых, современные рыночные отношения диктуют библиотекам необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
во-вторых, грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы библиотек;
в-третьих, корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах пользователей и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности библиотек в рыночных условиях.
Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации. Он включал в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.
Этим и объясняется актуальность темы данного исследования.
Гипотезы:
1. Корпоративная культура, обладает эффективным инструментом, влияющим на внешнюю среду, что обеспечивает интеграцию библиотеки в социуме.
2. Корпоративная культура стимулирует инициативу библиотечных специалистов, обеспечивает лояльность и взаимопонимание между сотрудниками в принятии решений, методах и способах деятельности.
Объектом исследования является корпоративная культура библиотеки.
Предмет исследования - специфика и тенденции развития корпоративной культуры библиотеки.
Целью работы является определение основных факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры библиотеки и специфики ее развития.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие корпоративной культуры;
- изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
- рассмотреть формирование корпоративной культуры библиотеки;
- показать влияние традиций и имиджа, как составляющих корпоративной культуры на деятельность библиотеки;
- проанализировать сложившуюся корпоративную культуру Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской и разработать практические рекомендации по ее совершенствованию.
Методы исследования:
- анализ опубликованных и неопубликованных документов;
- опрос (анкетирование и интервьюирование).
Изученность. Проблема исследования потребовала обращения к широкому кругу источников, освещающих различные аспекты корпоративной культуры. В числе изданий, публикующих материалы рассматриваемой темы работы таких зарубежных авторов, как Э. Шейн, Т. Янц, К. Камерон и Р. Куинн. В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному вопросу в работах Э.А.Смирнова «Основы теории организации», О.С.Виханского «Менеджмент». Недавно вышли работы: В.А.Спивака «Корпоративная культура» и В.В.Томилова «Культура предпринимательства».
Вопросам корпоративной культуры уделяет внимание ряд профессиональных периодических изданий: Искусство и образование; Библиотека; Библиотековедение; Научные и технические библиотеки; Аналитический банковский журнал; Управление персоналом; Менеджмент в России и за рубежом; Российская библиотечная ассоциация; Университетское управление; Теория и практика библиотечного дела на Алтае; Вопросы культурологи: научно-практический и методический журнал; Аккредитация в образовании.
В последнее время всё чаще в профессиональной печати появляются публикации, касающиеся формирования корпоративной культуры в библиотечно - информационной среде, в работах: О.Е.Блынской «Корпоративная культура Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова»; Ю.Н.Дрешер «Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере»; Г.А.Трушниковой, Т.А.Мозес «Программа формирования корпоративной культуры (из опыта научной библиотеки Алтайского государственного университета)»; Е.М.Ястребовой «Пособие по корпоративной культуре библиотеки».
Теоретические взгляды на природу, сущность и развитие корпоративной культуры нашли своё отражение в работах Ю.В.Кузнецова «Основы менеджмента», Я.Радченко «Организационная культура руководителя».
Модели корпоративной культуры рассматривают как зарубежные специалисты, так и российские, например их сравнение на практике, раскрывает в своей статье А. Б. Матвеев «О понятии корпоративной культуры и условиях ее развития в России».
Для полного раскрытия темы исследования также были использованы работы: И.Ансофф «Новая корпоративная стратегия», А.В.Бандурина «Деятельность корпораций», И.А. Храбровой «Корпоративное управление: вопросы интеграции», С.Ивановой «Корпоративная культура. Традиции и современность», Е.Голубевой «Корпоративная культура: экология внутри компании», И.Н.Герчиковой «Менеджмент», А.Кубанейшвили «Преобразование компании - начните с корпоративной культуры»; Н.Н. Тренева «Стратегическое управление» и др.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём впервые проанализированы основные элементы сложившейся корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе библиотек по совершенствованию корпоративной культуры.
Структура работы определяется логикой проведенного исследования и обусловлена целью и задачами, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность, определены объект, предмет исследования, анализируется проблема, охарактеризована изученность темы, выдвигаются гипотезы, определяются цели, задачи и методы работы.
В первой главе «Сущность корпоративной культуры» рассматриваются основные понятия термина "корпоративная культура", раскрываются факторы, влияющие на её формирование, описываются современные модели и типы корпоративной культуры организации.
Во второй главе «Корпоративная культура библиотеки» описывается, как происходит формирование корпоративной культуры библиотеки и рассматривается влияние традиций и имиджа, как составляющих корпоративной культуры на деятельность библиотеки.
В третьей главе «Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской» рассматривается корпоративная культура библиотеки, даётся описание базы исследования, проводится анализ результатов исследования, рассматриваются пути совершенствования корпоративной культуры в библиотеке.
В заключении излагаются выводы по теме исследования.
Глава 1.Сущность корпоративной культуры.
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование.
Изучение основных подходов к определению понятия корпоративной культуры показывает, что в научных изысканиях не существует единого общепринятого определения корпоративной культуры. Встречаются разные точки зрения, но многие авторы сходятся во мнении, воспринимая корпоративную культуру, как систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации, как характерную черту, отличающую одну организацию от другой.
Так, В.В. Томилов дает этому понятию следующую трактовку: «Корпоративная культура - это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние» [55, с.28].
В то же время Т.Ю. Базаров трактует данное понятие, как «сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».[2, с. 45]
Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития