Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа
Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.
Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76
4. Создание имиджа является трудоемким и длительным процессом. Необходимо постоянно заниматься планированием и коррекцией образа, который бы хотела иметь организация.
Выводы по главе:
1. Формирование корпоративной культуры библиотеки предполагает наличие своеобразного корпоративного руководства библиотеки, в котором выработаны и сформулированы определения миссии библиотеки, основных целей ее деятельности; даются основные направления положительного имиджа; сформулированы стандарты поведения сотрудников; отражены основные традиции.
2. Имидж, традиции и корпоративная культура взаимно влияют друг на друга, и вместе работают на стратегические цели организации.
3. Визуальные и вербальные черты имиджа библиотеки создают корпоративную индивидуальность, которая отличает данную организацию от других и устанавливает ее корпоративную узнаваемость.
4. Являясь условием конкурентоспособности организации на уровне образных концептуальных решений, благоприятный имидж становится важнейшей целью коммуникационной политики и корпоративной культуры библиотеки, так как определяет ее общее восприятие широким кругом общественности.
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г. Барнаула.
3.1. Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаула.
Формирование и развитие корпоративной культуры как одного из рычагов эффективного функционирования библиотек вызывает повышенный интерес у библиотечной общественности, поскольку грамотная разработка и реализация корпоративной культуры не только способствует эффективной работе, но и позволяет библиотеке обрести свой неповторимый облик.
Недостаточная разработанность и освещение вопросов практического применения и реализации корпоративной культуры в практике работы библиотек, обусловило данное исследование.
Базой исследования послужила Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской.
Объектом исследования является корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской.
Предмет исследования – специфика и тенденции развития корпоративной культуры в Алтайской краевой детской библиотеке им. Н. К. Крупской.
Рабочая гипотеза исследования: корпоративная культура библиотеки формируется и развивается на базе сложившихся традиций, продуманных имиджевых составляющих, обеспечивающих как интеграцию и узнавание библиотеки в социуме, так и внутреннее взаимопонимание, и благоприятный корпоративный климат в коллективе.
Цель исследования – изучить и описать все составляющие корпоративной культуры в библиотеке: представления коллектива о миссии библиотеки, о ресурсах библиотеки, посредством которых осуществляется достижение конкретных целей; представления работников о своей роли и месте в процессе достижения целей; отношение к истории, традициям; работу с персоналом.
В задачи исследования входили:
- анализ сложившейся специфики и тенденций развития корпоративной культуры библиотеки;
- изучение элементов корпоративной культуры библиотеки;
-выработка рекомендаций по формированию корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- описание;
- анкетирование;
- обработка и систематизация материала;
- сопоставительный анализ;
- интервью (беседа) с руководителем.
Характеристика базы исследования:
Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской является центром культурно – просветительской и досуговой деятельности для детей разного возраста, региональным научно-методическим центром формирования политики в сфере библиотечного обслуживания подростков.
История Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской берёт своё начало с 1920г., когда, спустя несколько месяцев, после восстановления советской власти в Алтайском крае, на базе Зайчанской народной школьной библиотеки, открывается детская библиотека – читальня. В 1922 году она стала центральной детской и ее заведующей была назначена Анна Савельевна Шуругина.
В 1925 году дети организовали на базе библиотеки кружок «Друзья библиотеки» и решили написать письмо Надежде Константиновне Крупской, так завязалась переписка, которая продлилась более десяти лет. В письме, дети, обратились с просьбой к Н.К.Крупской, назвать библиотеку ее именем и 23 июня 1926 года пришло ответное письмо с разрешением, но официально, только 23 апреля 1939 году постановлением Президиумом Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю, решением № 3061, библиотеке было присвоено ее имя.
По решению Алтайского крайисполкома от 3 января 1955 года Центральная детская библиотека г.Барнаула была реорганизована в Алтайскую краевую детскую библиотеку им. Н.К. Крупской с непосредственным подчинением Управлению по культуре. К этому времени библиотека была уже с именем, судя по сохранившимся документам, с известным брендом, большим списком заслуг и достижений. Совпало так, что в это же время, библиотека переехала в новое просторное здание по улице Новой (бывшая улица 21 января), или ныне проспект «Строителей, 21», в котором находится, по сей день.
Сегодня ситуация другая - новые технологии, другие задачи, информатизация процессов, но библиотека по-прежнему работает как региональный центр формирования политики в сфере библиотечного обслуживания детей и подростков. В задачу библиотеки входит организационно-методическое руководство городскими и районными детскими отделениями. К методической функции прибавилась научная: ряд собственных изданий, публикаций, разработка программ, конкурсов, презентационных мероприятий и многое другое.
Библиотека поддерживает статус крупнейшего книгохранилища произведений печати, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях для детей и руководителей детского чтения. Сегодня её пользователями являются более 21 тысячи детей, подростков и их родителей, работают программы по информационной поддержке будущих мам и молодых семей по вопросам дородового воспитания и раннего развития детей. Здесь функционируют около десяти любительских клубов и объединений по интересам. Библиотека располагает 30 автоматизированными рабочими местами, имеет доступ ИНТЕРНЕТ. Ежегодно в библиотеке проходят около 600 разноплановых мероприятий в поддержку чтения и воспитания лучших нравственных и человеческих качеств.
На сегодняшний день библиотека имеет комплекс абонементов и читальных залов, вместимостью в 100 человек, отделы обслуживания читателей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, отдел формирования и хранения фондов, методический отдел, информационно – библиографический и отдел автоматизации и развития. В штате библиотеки состоят 56 человек, среди которых в основном высококвалифицированные специалисты.
Библиотека занимает первый этаж жилого здания, с выходом на проспект «Строителей». Над входом располагается баннер с надписью «Библиотека» - большими буквами и, ниже расшифровкой Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской. Справа, от входа в библиотеку, на углу здания, находится мемориальная доска с изображением портрета Н.К.Крупской и цитатой. Около входа вывеска с расписанием библиотеки. На оконных стёклах наклеены с внутренней стороны рисунки цветов и изображен логотип библиотеки.
Внутреннее оформление библиотеки выдержано в светло бежевых тонах и в кирпичном цвете, (этот же стиль используется при оформлении документации и в рекламной продукции). В холе библиотеке располагается галерея с фотографиями самых активных и почётных читателей. В широкоформатном варианте представлены взору посетителей вывески с историей библиотеки, портретом Н.К.Крупской и её биографией, фотографиями первых посетителей библиотеки и с отрывками из писем читателей. Там же, расположена информация о деятельности библиотеки сегодня, какие отделы, чем занимаются, какая ведётся работа. Вся информация оформлена в едином стиле, с логотипом в верхнем левом углу и девизом «Радуйся жизни и читай» в нижней части, по - середине.
В библиотеке имеется музей, где хранятся самые первые книги в фонде библиотеки и книги с автографами знаменитых писателей, писателей Алтая. Там же: альбомы с фотографиями и документами, имеющими историческую значимость; грамоты, дипломы, рекламные буклеты и многое другое.
В самой библиотеке, на стенах, в выдержанных в едином стиле рамках, расположена летопись Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской в датах и лицах.
Несмотря на то, что социальная инфраструктура города достаточно развита, именно Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской, благодаря своему многочисленному и богатому фонду, автоматизированным технологиям, развитому сервису, является наиболее привлекательной и престижной для многих юных читателей.
3.2. Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаула.
На стадии диагностики исследования в первую очередь были проанализированы основные документы: "Положение о библиотеке", "Правила пользования библиотекой", "Правила внутреннего распорядка", "Стратегический план развития библиотеки до 2011г." и др.
В документах изложены основные цели и задачи библиотеки, направления ее деятельности, правила поведения, методы материального и морального поощрения сотрудников и т.д.
Так например, в Уставе Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской изложены такие цели, как: формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании и т.п. К видам деятельности в библиотеке отнесены: организация массовых мероприятий, методическая помощь библиотекам края, мероприятия по повышению квалификации и т.п. (см. приложение 3)
В годовом плане Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской освещаются массовые мероприятия направленные на поддержание имиджа и статуса библиотеки. Например, такое мероприятие, как «Юбилейная краевая Неделя детской книги» включало в себя:
- Открытие краевой Недели детской книги «Книжкин дом приглашает друзей»
- Маршрут библиотроллебуса по пр-ту Строителей, Ленинскому пр-ту до пл. Советов, театрализованное шествие юных читателей по ул. Молодежная до ДЮЦ Ж/Д р-на.
- Праздничная программа «Книжкины именины».
В ходе интервью с директором АКДБ им Н.К.Крупской Т.Н. Кушвид были выявлены следующие элементы корпоративной культуры:
Для поддержания благоприятного психологического климата в коллективе, в рамках формирования корпоративной солидарности и заинтересованности сотрудников, каждый вторник в библиотеке проводится планёрка, что стало одной из традиций библиотеки, где обсуждаются вопросы и планы на неделю. Вопросы и планы обсуждается всеми сотрудниками, а так же зачитывается доклад о проведённых мероприятиях, где отмечаются успехи отличившихся сотрудников, и проводится их награждение.
В библиотеке постоянно ведётся работа по поддержанию положительного имиджа. В соответствие с Конвенцией о правах ребенка миссией публичной библиотеки, обслуживающей детей является: предоставление детям оптимальных условий для культурного развития посредством чтения, формирование и удовлетворение образовательных и коммуникативных потребностей пользователей, воспитание патриотизма и лучших человеческих качеств.
Кредо библиотеки: Ребёнок – это личность. Ему всё наше внимание, любовь и профессионализм.
Девиз – Радуйся жизни и читай.
В библиотеке разработан логотип с изображением раскрытой книги и двух юных читателей: мальчика и девочки. Логотип используется на всей выпускаемой продукции библиотеки и служит символом её узнаваемости.
В информационно – библиографическом отделе издаются пособия для детей и взрослых: календари знаменательных и памятных дат, рекомендательные указатели и дайджесты, памятки, закладки, библиографические издания краеведческой тематики.
Ведётся рекламная деятельность: выпуск буклетов, календарей к юбилейным датам, пресс – релизов (посылаются на сайты, в редакцию г.Барнаула - газета «Вечерний Барнаул»), рекламные диски по истории библиотеки. Издательская деятельность, включает в себя: выпуск газеты «Свой голос»; выпуск сборников методических материалов «Мой Шукшин» по материалам краевого конкурса, среди детских библиотек «Из страны детства В.М.Шукшина» и сборника материалов по результатам краевого исследования «Великая Отечественная война: взгляд читателя-ребёнка» к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945, а так же рекомендательного указателя для родителей, в помощь организации досуга: «Занимаемся вместе с детьми» и т.п.
Ежегодно в библиотеке проходят около 600 разноплановых мероприятий в поддержку чтения и воспитания лучших нравственных и человеческих качеств, среди детей и подростков.
Директор отметила так же, что в библиотеке ведётся летопись в электронном виде, находящаяся в собственной сети организации. Библиотека является региональным центром формирования политики в сфере библиотечного обслуживания детей и подростков.
Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития