Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76

Файлы: 1 файл

дипломная в 3м ворде подробнее.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Для опроса сотрудников библиотеки с целью изучения корпоративной культуры, была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов, затрагивающих основные элементы предмета исследования. У сотрудников библиотеки была возможность  не только дать ответы на предложенные варианты вопросов, но и выразить своё мнение, предложения и замечания в свободной форме. (см.приложение 4).

Анкетирование проводилось только среди рядовых сотрудников и среднего звена руководителей (заведующих отделами). Такой выбор респондентов обусловлен предположением о разнице ответов персонала и руководства на предложенные вопросы. Было запущено 30 анкет, но заполнено из них только 16, т.е. в исследовании приняли участие 28,5% от общего числа библиотекарей, всего в штате библиотеки состоят 56 человек.

Необходимо было воссоздать социальный портрет коллектива библиотеки, поэтому были заданы традиционные вопросы: возраст, образование, библиотечный стаж.

Образование:

Большинство опрошенных – 10 человек (62,5%) – имеют высшее библиотечное образование, 3 (18,7%) – неоконченное высшее, 2 (12,5%) – среднее библиотечное, 1 человек не ответил.

Стаж работы в Алтайской краевой детской библиотеке  им Н.К.Крупской:

Большинство опрошенных –  9 человек (56,3%) – работают в библиотеке от 5 до 15 лет, 3 человека (18,7%) – 15–30 лет, 3 человека (18,7%) – 1–3 года, 1 человек (6,3%) – 3–5 лет. Таким образом, в опросе приняли участие, как сотрудники с довольно солидным стажем работы, так и более молодые их коллеги.

На первый вопрос: «Из чего на ваш взгляд состоит корпоративная культура библиотеки?», большинство опрошенных - 13 человек (81,3%) выделило следующие компоненты:

- формирования групповых ценностей, корпоративных символов;

- правил и манер общения с читателями;

- соблюдения индивидуальных интересов членов коллектива;

2 человека (12,5%) согласились с ответами:

- принятых в коллективе норм и правил поведения;

-  прозрачных и чётких целей работы. 

Один человек согласился со всеми вариантами ответов.

Хотелось бы обратить особое внимание на варианты ответов, которые не были указаны респондентами. Ни один человек не считает, что корпоративная культура может состоять из сложившихся традиций и обычаев.

На вопрос: «Могли бы Вы назвать атрибуты вашей библиотеки (герб, слоган, гимн и др.)» большинство анкетируемых 9 человек (56,3%) смогли назвать атрибуты, они выделили слоган, 5 человек (31,3%) добавили, что в библиотеке имеется девиз «Радуйся жизни и читай!» и 2 человека (12,5%) не знают, какие есть атрибуты в библиотеке.

На вопрос: «С помощью чего, по Вашему мнению, формируется психологический климат организации?» абсолютное большинство респондентов - 12 человек (75%) выделило практически все предложенные варианты ответов, за исключением: корпоративными мероприятиями и традициями библиотеки. Один человек предложил свой вариант ответа – с помощью психологических тренингов. 3 человека (18,7%) не смогли дать ответ.

На вопрос: «Чем на Ваш взгляд библиотека, в которой Вы работаете, отличается от других библиотек системы?» большинство опрошенных 9 человек (56,3%) не смогли дать ответа, либо ответили, что не знают.7 человек (43,7%) сделали следующие предположения: спецификой обслуживания, историческими традициями и богатой историей, академизмом.

Специалистами по менеджменту доказано, что эффективность и успешность деятельности организации во многом зависят от осознания важности своего вклада в общее дело каждым участником производственного процесса. Поэтому в задачи исследования входило изучить, по возможности, отношение библиотечных работников к своему труду и к библиотеке в целом.

Участникам анкетирования был задан вопрос: «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?».  8 человек (50%), т.е. половина опрошенных, на этот вопрос ответили положительно; 2 человека (12,5%) не испытывают гордости за библиотеку, 6 человек (37,5%) не ответили. Таким образом, примерно каждый второй работник недоволен своей библиотекой или, по крайней мере, у него нет поводов для гордости за нее.

Однако хотелось бы обратить особое внимание на варианты ответов, которые не были указаны в анкете, т.е. собственные высказывания  респондентов. Вот некоторые, наиболее интересные, на мой взгляд, варианты ответов: С одной стороны – Да! с другой –  бывает стыдно, когда видишь, как отдельные сотрудники отвечают грубо гостям и школьникам.

На вопрос «Знакомы ли Вы с историей Вашей библиотеки?» 13 человек (81,3%)  ответили «Да», 3 человека  (18,7%) знакомы в общих чертах.

Одной из составных частей корпоративной культуры является наличие в организации собственных традиций и обычаев, а также методов их сохранения и развития. На вопрос о традициях в библиотеке большинство анкетируемых (72,1%) ответили, что библиотека имеет свои традиции; 23% затруднились с ответом; 4,9% ответили «нет». Из тех, кто думает, что в библиотеке сложились свои традиции и обычаи, 55,7% считают, что библиотека стремится к их поддержанию, сохранению; 16,4% – не стремится; 27,9% не ответили.

Из ранее существовавших традиций, респонденты смогли назвать следующие:   совместные походы на природу, в музей, в театр.

Из существующих сейчас традиций, затруднялись с ответом большинство (55,7%). Один человек отметил, что чуть оживилась традиция – ходить в театр. Остальные не дали ответ, на этот вопрос.

На вопрос проводятся ли в вашем коллективе корпоративные праздники, и какие? Абсолютное большинство опрошенных (58%) назвали Новый год, День библиотек и 8 Марта. (23%) не ответили вообще на этот вопрос, один человек затруднился назвать.

Любая организация стремится к созданию положительного имиджа. Одним из составляющих имиджа библиотеки является понятие ее видимости для местного сообщества – ее открытость, доступность и, главное, регулярность обновления информации о возможностях, услугах, мероприятиях библиотеки. По мнению коллег Алтайской краевой детской библиотеки  им Н.К.Крупской, имидж формируется посредством высокой культуры отношения персонала к пользователям  и  с помощью средств массовой информации -  8 человек (50%); партнёрством с внешним миром и организованной и планомерной работой с читателями - 2 человека  (12,5%); проведением мероприятий - 3 человека (18,7%); сформированными фирменными символами и атрибутами библиотеки – 3 человека (18,7%); никто из респондентов не указал на предложенный вариант ответа - следованию миссии библиотеки. Собственные варианты ответов были следующие: издание собственной газеты или журнала; выпуск пресс-релизов; участие и проведение конференций.

В ходе исследования заданы были вопросы о необходимости проведения постоянной работы по формированию положительного имиджа библиотеки: нужно ли вести такую работу и, с какой целью, а так же кто этим должен заниматься. Абсолютное большинство опрошенных (65%) указали на несомненную необходимость вести такую работу в библиотеке, (35%) не смогли или не захотели выразить свое мнение по этому  поводу. Большая часть сотрудников (59%) считает, что формированием и изменением образа библиотеки лучше заниматься руководству; (36%) предполагают, что изменениями должны заниматься все; один человек указал на специальный маркетинговый отдел. С какой целью необходимо вести постоянную работу над  формированием положительного имиджа, ответил один человек, дав свой вариант ответа – чтобы привлекать в библиотеку молодёжь и новых читателей, чтобы библиотеку не оптимизировали.

На вопрос о том, какой коллеги видят библиотеку в ближайшем будущем, получены 14 ответов. Приведем примеры наиболее интересных (как одиночных, так и повторяющихся) ответов: библиотека будет более автоматизированной, отвечающей современным требованиям; будут созданы Интернет-класс, издательский отдел, весь фонд библиотеки будет занесен в электронные БД; современное оборудование и удобные читальные залы; комфортность и удобство; отдельное  современное здание; образуется единое информационное пространство края; каждый ребёнок сможет получить нужную книгу или информацию в полном объёме и др.

Некоторые же полагают, что ничего не изменится. Как видно из ответов, мнения полярные: кто-то очень оптимистичен, кто-то, наоборот, пессимистичен.

В заключение можно отметить, что в ходе исследования часть коллектива показала низкую заинтересованность в проблеме исследования. Это выражается в разобщенности, непонимании и нежелании достигать определенных целей (у каждого подразделения они свои, не всегда пересекающиеся с общебиблиотечными).  С другой стороны исследование выявило наличие в коллективе библиотеки активного звена, интересующегося проблемой формирования и развития корпоративной культуры своей библиотеки, готового работать в данном направлении.

Вместе с тем самое главное – позитивный настрой, желание развиваться у библиотеки есть. Это подтверждается самим фактом данного исследования – прекрасной возможностью высказаться, поделиться опытом, просто услышать друг друга. Результаты исследования должны послужить совершенствованию корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.

На основе полученных результатов проведённого анкетирования, были разработаны рекомендации по совершенствованию  корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.

Прежде всего, подход к корпоративной культуре должен быть комплексным. Взвесив финансовые возможности, можно реально понять, сколько денег может выделить библиотека на корпоративную культуру, чтобы сохранить уникальный стиль работы и не растерять базовые ценности и пользователей. Определившись с бюджетом надо подумать, в какие направления лучше вкладывать: поддержка бренда, поддержка ценностей, которые заявлены в библиотеке или же сохранение корпоративных традиций, праздников, к которым все привыкли, или что-то еще.

Предлагается ввести следующие мероприятия:

- Разработать корпоративный кодекс с целью улучшения корпоративного управления. Надлежащий уровень такого управления существенно уменьшает риск возникновения разногласий, приводящих к корпоративным конфликтам.(см. приложение 6)

- Разработать внутрибиблиотечные стандарты рабочей этики и этикета. Письменное изложение принятых в библиотеке стандартов: внешнего вида, оформление рабочего места, деловых бумаг (графические стандарты), организации общения с сотрудниками, клиентами, партнерами и т.п.

- Провести серию тренингов-семинаров по воспитанию навыков работы в команде, организации групповых обсуждений, принятия групповых решений. Обеспечить систему обучения персонала и повышения его квалификации.

- Разработать корпоративный сайт, где будут освещаться происходящие события в библиотеке, например: состоялся успешный проект, кто-то поднялся по карьерной лестнице, о нас пишут в прессе и т. п., (главное - новости должны обновляться каждый день или даже несколько раз в день, чтобы сотрудники привыкали использовать сайт как источник информации).

- Разработать комплекс коллективных мероприятий, так называемых, «программ отдыха» (совместные выезды на природу, походы в театр, на экскурсии, совместные банкеты и т.д.) для поддержания «здорового» корпоративного климата в коллективе и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, начальством и подчиненными, которые стали бы одной из традиций Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.

- Ввести  традицию – на день рождения библиотеки, ежегодно приглашать пенсионеров, которые ранее работали здесь, с целью поделиться опытом и узнать о прошлом библиотеки.  

- Проводить в выходные дни   спортивные мероприятия между сотрудниками библиотеки - еще один хороший способ сплотить коллектив. Всеми любимые командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) можно провести на  расположенной поблизости от библиотеки спортивной площадке или в спортзале школы, с которой ведётся сотрудничество. Еще интереснее провести игру против команды другой библиотеки.

- В празднование Нового года проводить церемонию награждения, во время которой называются лучшие сотрудники по разным номинациям. Перед вручением приза необходимо объяснить, на основании каких критериев победитель заслужил свое звание. Критерии должны быть предельно четкими, конкретными. Портреты всех победителей можно вывесить на доску почета, расположенную на видном месте, например, сразу при входе в библиотеку. (например, переходящий вымпел – может быть применен, как отличие лучшего, по итогам года, отдела обслуживания.)

- Проводить анонимное анкетирование с периодичностью раз в три месяца, с целью устранения негативных моментов в работе с персоналом. Благодаря этому, персонал реально может влиять на ситуацию, заявлять о проблемах, предлагать пути их решения. Например, в анкеты включается вопрос: «Что бы вы сделали, если бы были руководителем библиотеки?». Результаты анкетирования обязательно публикуются на корпоративном сайте, затем составляется план действий по устранению проблем, заявленных в анкетах, используются наиболее интересные идеи, высказанные сотрудниками.

  - Практиковать дни открытых дверей, т.е. когда любой сотрудник со всеми своими проблемами, предложениями, вопросами может получить доступ к директору без особых проблем.

Конечно, данные рекомендации не являются совершенными и достаточно полными, так как они разработаны всего лишь на основе наблюдений, изучения нормативной документации, анкетирования некоторых сотрудников и на основе интервью с директором библиотеки. Тем не менее, исполнение данных рекомендаций –  будет являться одним из первых шагов на  пути к совершенствованию корпоративной культуры и использовании ее для дальнейшего повышения эффективности деятельности Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.

Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития