Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации включающего в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.
В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность корпоративной культуры. 8
1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование. 8
1.2 .Модели и типы корпоративной культуры. 22
Глава 2. Корпоративная культура библиотеки. 35
2.1. Формирование корпоративной культуры библиотеки. 36
2.2.Традиции и имидж библиотеки, как составляющая корпоративной культуры. 45
Глава 3. Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.1.Программа исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 57
3.2.Результаты исследования корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской г.Барнаул. 62
Заключение. 73
Список литературы. 76

Файлы: 1 файл

дипломная в 3м ворде подробнее.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Очень важно, чтобы руководитель, по утверждению Г.А Трушниковой, знал традиции и ритуалы, которые сложились в библиотеке и, понимал, что попытка их ликвидировать или изменить, как правило, вызывает очень сильное сопротивление со стороны всего персонала, так как традиции не вредят организации, а наоборот, развивают командный дух, лояльность сотрудников. [58, с.76-88.]

Традиции и ритуалы при более поверхностном анализе корпоративной культуры можно свести к нормам, поскольку все эти элементы определенным образом «нормируют» поведение сотрудников. Многие специалисты считаю, что традиции тренируют и закаливают корпоративный дух. [28, 29,72 и др.]

Следующим из элементов корпоративной культуры будет являться имидж библиотеки. Разрабатывая ритуалы, символику организации, что является, как было выше сказано, частью традиций, коллектив формирует имидж библиотеки, её неповторимый облик. Поэтому, можно сказать, что имидж формируется в тесной взаимосвязи с этими элементами.

Понятие корпоративной культуры, по утверждению Э.А.Капитонова, включает в себя понятие корпоративного имиджа, как наиболее существенный свой элемент. Имидж, в свою очередь проникает во все элементы корпоративной культуры, выполняя, по сути, иные функции, оставаясь обратной стороной одной монеты. То есть, с одной стороны – корпоративная культура, с другой стороны – имидж, и управление этими процессами должно проходить с максимальным взаимодействием обоих. Имидж и корпоративная культура взаимно влияют друг на друга, и вместе работают на стратегические цели организации. [22,с.16.]

В настоящее время библиотеки, как никогда раньше, осознают социальную ценность имиджа организации в глазах общественности. Удачно сформированный корпоративный имидж позволяет укрепить позиции учреждения в местном сообществе, привлечь нужных партнеров, развивать перспективные направления деятельности.

Поэтому одним из составляющих имиджа библиотеки, как считают специалисты, является понятие ее видимости для местного сообщества – ее открытость, доступность и, главное, регулярность обновления информации о возможностях, услугах, мероприятиях библиотеки.[41,66 и др.]

Библиотека двигаясь в этом направлении, может проводить ряд   мероприятий: организация выставок, поддержание связей со СМИ, дни открытых дверей, установление и поддержание контактов с властями, выпуск рекламных буклетов, проведение презентаций книг, проведение обзоров, публикация в местной печати ежегодного отчета о работе, издание собственной газеты или журнала, выпуск пресс-релизов, контакты с творческой интеллигенцией, участие в конференциях, проведение конференций, семинаров.

А.Б.Матвеев, выделяя принципы из которых состоит корпоративный имидж, обращает особое внимание на разработку рекламных материалов, информационных документов. Автор утверждает, что формирование таких принципов, так же преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж организации. [34, с.66-85.]

Важным элементом, по мнению специалистов, в формирование корпоративного имиджа библиотеки является фирменный стиль. Почему же созданию фирменного стиля придается такое большое значение? Потому, что читатель будет с удовольствием посещать ту библиотеку, где комфортно, уютно и современно не только благодаря инновационным методам работы, но и современному внешнему виду. [34,40,47 и др.] Сегодня, по утверждению М.Я.Дворкиной, работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она необходима обществу.[12,с.20-28.]

Разработка имиджа, фирменного стиля, а так же торгового знака и знака обслуживания становятся важным инструментом в деятельности библиотеки и подобные затраты, на такие мероприятия приводят к повышению конкурентоспособности, вероятности востребованности продуктов и услуг, влияют на скорость расширения рынка клиентов. Поэтому, стоит помнить, переделка всегда стоит дороже, поэтому лучше затратить время и деньги на начальном этапе.

Е.М.Ястребова выделяет следующие компоненты, из которых складывается фирменный стиль организации:

1)                   название, логотип, символика, архитектурный и графический дизайн, интерьер помещений и рабочих мест;

2)                   проспекты, буклеты, видеоролики и т. п., раскрывающие историю, возможности, перспективы организации, спектр ее товаров и услуг (используются фото, тексты, цифры и факты);

3)                   дизайн оформления выставок, ярмарок, упаковочных конструкций, обложек книг и журналов, библиотечных плакатов и витрин (календари, стеллажи, коробки, сумки и т. п.);

4)                   публичные мероприятия - специальные события, церемонии, презентации, посещения, встречи, приветствия, спонсорские акции и т.п., демонстрирующие участие организации в общественной жизни, вклад в благосостояние региона;

5)                   внешний облик, манера поведения, качество функционирования деловых механизмов, соблюдение обязательств.[73]

На фирменный стиль, считает Г.А.Трушникова, накладывает отпечаток репутация библиотеки. Автор утверждает, что фирменный стиль - существенная и достаточно осязаемая часть корпоративной культуры, которая обеспечивает визуальную и смысловую идентификацию организации, ее внутреннее и внешнее оформление, подготавливает общественность к положительному восприятию. Разработка фирменного стиля является внутренним делом организации и предметом неустанной заботы, выражением корпоративного патриотизма библиотеки, фирменный стиль - это особая художественная конструкция. Он становится сутью и служит упрочению репутации библиотеки, отождествлению ее имени с полным спектром услуг/ продукции. [58, с.76-88.]

Для лучшего понимания и «наложения» на понятие «корпоративная культура», очень важно различать термины «имидж» и «репутация». Репутация - это ценностные параметры организации, сложившиеся у целевых аудиторий под влиянием корпоративного имиджа. Репутация, по мнению специалистов, свидетельствует об известности организации и является прямым результатом всей деятельности и ее корпоративной культуры, включающим добросовестность, уважение общественных интересов, порядочность и др., которые в лучшую сторону отличают ее от конкурентов и партнеров. Хорошая репутация увеличивает стратегический нематериальный актив; плохая репутация, наоборот, девальвирует его и становится серьезной помехой в жизнедеятельности организации. .[41,66 и др.]

По утверждению У.Рышановой, "корпоративная культура и профессионализация библиотекаря" - это тот стержень, на котором держится имидж и репутация организации. Поэтому репутация организации и социальная ответственность, играют существенную роль в вопросах поддержания имиджа. [47, с.10-11.]

Создание имиджа начинается с досконального выяснения достоинств организации, ее продуктов и услуг, качественных отличий от конкурентов, определения групп клиентов.

М.Я.Дворкина добавляет, что руководителю и коллективу библиотеки, необходимо начинать формирование имиджа с создания фирменного стиля, с целостного представления о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого. .[12,с.20-28.]

Очень важно для библиотеки иметь корпоративную индивидуальность.   Содействуют этому процессу визуальные и вербальные черты имиджа библиотеки, которые отличают её от других организаций и устанавливают ее корпоративную узнаваемость. При этом, по утверждению М.Сухоруковой, нельзя выпускать из виду соответствие между имиджем и системой ценностей сотрудников, на которых покоится корпоративная культура. Для персонала корпоративная индивидуальность выступает знаком принадлежности к данной организации и поддержки ее системы ценностей. [54, с. 11-14.]

У каждой организации, ее руководства и персонала есть или должно быть свое «лицо», считает М.Сухорукова. Оно может быть результатом стихийного воздействия противоречивой информации, итогом личных наблюдений, бытовой оценки, слухов в коллективе библиотеки и т. п. Такой имидж неподвластен директорам библиотеки, слабо выполняет позитивные функции, малопривлекателен и требует длительной целенаправленной коррекции. [54, с. 11-14.]

На руководителе организации, утверждает У.Рышанова, лежит большая ответственность за создаваемый библиотекой образ. Руководитель сам или при помощи консультантов находит идею, адекватное для этого решение, а профессионал, специалист в области паблик рилейшнз или имиджмейкер, выполняет конкретную работу по формированию и внедрению имиджа в организацию, соотнося его со сложившейся корпоративной культурой. [47, с.10-11.] 

Для того чтобы выбрать стратегию формирования позитивного имиджа, считает Е.Голубева, любая библиотека должна придерживаться следующих рекомендаций:

                    налаживать контакты и укреплять сотрудничество с местным профессиональным сообществом и коллегами из других регионов, стран;

                    укреплять кадровый потенциал, повышать зарплату, организовывать повышение квалификации сотрудников;

                    уделять внимание материально-техническим и информационным ресурсам, не допускать стремительного устаревания ресурсной базы;

                    активизировать программно-проектную деятельность, предложить социально значимые для местного сообщества программы и проекты;

                    содействовать повышению уровня корпоративной культуры, нормализации социально-психологического климата, активно использовать систему поощрений персонала;

                    совершенствовать структуру, формы и методы управления;

                    активизировать рекламную деятельность и работу по связям с общественностью. [10] 

Многие специалисты придерживаются единого мнения, что составные имиджа, как решающего условия долгосрочного делового процветания библиотеки и ее директора поддаются изменениям и обновлению, но сам имидж организации, руководства, услуг, деловых операций разрабатывается единожды и надолго. Его живучесть, прежде всего, зависит от ряда факторов - его гибкости и концептуального стержня, динамических изменений элементов под воздействием моды, ожидании общественности, эпохи и т. п. [47, 54 и др.] 

Специалисты так же считают, что имидж может быть внешним и внутренним. Внутренний имидж организации формируется в сознании сотрудников; внешний имидж существует в сознании клиентов, менеджеров, конкурентов и других лиц, не относящихся к персоналу организации. [47, 54 и др.]  То же самое вполне справедливо и в отношении библиотек - у них тоже может быть два имиджа. Но представление организации о себе и ее восприятие внешним сообществом могут не только не совпадать, но и существенно отличаться друг от друга. Между тем, как понимает и транслирует свой образ организация и тем, как его представляют себе ее клиенты, часто наблюдаются большие различия, что является явной недоработкой реализаций положений корпоративной культуры, над исправлением чего необходимо работать.

Так А.Захаров, проанализировав представление об организации, сделал вывод, что имидж бывает положительным и отрицательным.[] Автор утверждает, что положительный имидж способствует процветанию организации; отрицательный имидж и плохая репутация наносят ей вред. Многие российские библиотеки уж осознали, что имидж и репутацию можно приравнять к деньгам и, соответственно, лучше поняли роль корпоративной культуры. [18, с.40- 43.] 

Сильный положительный имидж библиотеки, закрепленный и пропагандируемый через корпоративную культуру, позволяет привлекать в библиотеку хороших специалистов и  продвигать продукцию и услуги дороже или быстрее, чем в случае его отсутствия. В настоящее время потребитель уже готов платить за гарантированное качество, честное и доброе имя библиотеки.

Руководству организаций так же, по мнению Н.Рахимовой, никогда не следует забывать о внутреннем имидже, т.е. мнении о библиотеке ее собственных сотрудников. В формировании внутреннего имиджа участвует каждый сотрудник организации. Тем самым, внешний имидж организации в идеале должен полностью соответствовать ее внутреннему содержанию. [46, с.21- 26.] 

Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум, а инновации - необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. Поэтому, огромную роль для современной библиотеки будет играть ее благоприятный образ - имидж. Создавая имидж открытого, разностороннего учреждения, утверждает И.М Суслова, мы тем самым ломаем стереотипы восприятия библиотеки как института узкопрофильного, консервативного, обыкновенного хранилища книг. [53, с.42.] 

Именно поэтому, сегодня специалисты библиотеки видят свою задачу в «обогащении образа», используют так называемую стратегическую подачу информации, когда личное общение, атмосфера в библиотеке, публикации в прессе работают на создание узнаваемого образа современной, интеллигентной библиотеки – и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. Таким образом, библиотеки стремятся создать некий корпоративный стиль - узнаваемый, внятный, динамичный.

  Выводы по параграфу:

1.                  Традиции и ритуалы, как составная часть корпоративной культуры библиотеки устанавливают связи внутри коллектива, создают благоприятную для сотрудников эмоционально-психологическую атмосферу, в тоже время, препятствуют бездумным нововведениям.

2.                  Имидж библиотеки определяют как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.

3.                  В формировании положительного имиджа библиотеки большую роль играет фирменный стиль, который являясь существенной частью корпоративной культуры, обеспечивает визуальную и смысловую идентификацию организации, ее внутреннее и внешнее оформление, подготавливает общественность к положительному восприятию.

Информация о работе Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития